Как найти выход?

Следующий год еще не наступил, но уже многим понятно, что он потребует от страны неординарных решений и действий. Непростая ситуация, связанная с ростом цен на энергоносители, вынуждает экспертов уже сегодня обсуждать пути возможного выхода из ситуации. Одним из решений проблемы могут стать мероприятия по развитию фондового рынка страны.

Конечно, сегодня можно долго рассуждать и сокрушаться над судьбой промышленности, которая со дня на день получит новую цену газа в диапазоне от $100 до 200 за тысячу кубометров. Однако в нынешней ситуации правильнее, наверное, будет посмотреть на происходящее с макроэкономической точки зрения и анализировать ситуацию, отталкиваясь от задач развития страны, а не от бросающихся в глаза неприятностей.

Итак, к какому алгоритму можно свести проблемы с энергоносителями? При цене газа в $50 отечественная промышленность получала серьезные конкурентные преимущества относительно зарубежных производителей. Большинство из них покупали газ по $100, 200, 250 за тысячу кубометров, не считая россиян, для которых он долгие годы стоил $20—30.

Вместе с тем не совсем понятно, для чего больше использовалось энергетическое преимущество украинских производителей, в том числе и металлургов. Для получения дополнительного дохода или для спасения производства от тех факторов, которые в Украине гораздо сильнее отражаются на увеличении себестоимости продукции, нежели у зарубежных конкурентов?

В первую очередь речь идет о таких проблемах, как высокие процентные ставки по кредитам, нездоровая налоговая система, низкая капитализация предприятий, отсутствие специальных возможностей по обновлению производственных фондов, несогласованная политика влиятельных государственных монополий. Низкая цена газа позволяла государству не наводить порядок в данных областях долгие годы, так как основные экспортные производства страны были прибыльными.

Поэтому, анализируя сегодняшнюю ситуацию, наверное, вряд ли нужно говорить, что при одной цене газа остановятся химические производства, а при другой — металлургические. Все могут и должны работать при любых мировых ценах на энергоносители. И именно из этого нужно исходить, когда для обеспечения этой деятельности придется оперативно менять вектор государственной политики в различных секторах.

Кроме того, не нужно забывать, что любые сложности, возникающие у производственных структур, находящихся в частной собственности, — это первый признак того, что хозяева начнут активно инвестировать в технологии, снижающие себестоимость, чтобы спасти заводы. Это классический тип поведения в сложной ситуации. И задача государства в данном случае — не оттолкнуть инвестиции и не забрать их внутри страны в виде налогов, а поспособствовать наилучшему вложению средств.

Какие же могут быть инструменты и методы решения задач, возникших перед страной? Часть экономистов уже высказались в том плане, что самое время задействовать механизмы фондового рынка для придания экономике столь необходимого нового импульса развития. Например, следует обратить внимание на создание действительно ликвидных и понятных большинству граждан страны рынков акций и облигаций. Как государственных, так и частных. Ведь существующая сегодня видимость фондового рынка не устраивает никого — прогоны акций через биржу являются чем угодно, но не торгами.

Сегодня всего несколько не очень спорных законопроектов отделяют нас от момента, когда все операции с акциями, облигациями, отчетностью и правами акционеров будут полностью отрегулированы в правовом плане. Поэтому уже сейчас государство могло бы инициировать ряд проектов по поступлению в свободную продажу для физических и юридических лиц акций и облигаций различных предприятий. Это оживило бы рынок.

Ведь что такое облигации? Это возможность производителям брать деньги в долг непосредственно у граждан страны, минуя все издержки и проблемы пока слабо развитой банковской системы Украины. С другой стороны, развитие рынка оборота акций отечественных предприятий — это не что иное, как возможность всем желающим поучаствовать в росте стоимости отечественных предприятий, который гарантированно продлится еще лет пять. А в том, что этот рост есть, сомневаться не приходится. Например, недавно австрийцам был продан крупнейший отечественный банк «Аваль». Но если взять годовую сумму прибыли учреждения и сравнить с ценой покупки, то становится ясно, что объект окупится не ранее, чем через 50 лет. Что это, как не рост капитализации?

Одновременно развитие рынков ценных бумаг окажет пошатнувшейся экономике Украины в следующем году неоценимую услугу — они оттянут деньги граждан и бизнеса с потребительского рынка, избыточный спрос на котором у нас является главным двигателем инфляции. А она, в свою очередь, не дает возможности банкам понижать процентные ставки по кредитам до среднеевропейского уровня.

Развитие рынка ценных бумаг выгодно простимулировать именно в следующем году еще и потому, что из-за роста цены энергоносителей экономика страны в области производства как потребительских, так и промышленных товаров, испытает серьезный дополнительный инфляционный шок.

Товаров, как минимум в начале года, будет произведено меньше ранее запланированных объемов, в то же время цена их будет выше. Если эта продукция встретит традиционное желание отечественных потребителей покупать все по почти любой цене, то начнется опять-таки традиционная в таких случаях ценовая гонка. Если же у граждан будет еще два направления для спасения заработанных средств, кроме покупки потребительских товаров и рынка недвижимости, то произойдут преобразования.

Большинство отечественных производств впервые серьезно задумаются над вопросом сокращения издержек. Ведь не будем забывать, что последние пять лет украинские потребительские рынки благодаря протекционизму и благоприятной мировой металлургической конъюнктуре принимали почти любые предложения производителей и трейдеров.

Одновременно в своем стремлении провести модернизацию для снижения себестоимости продукции заводы не будут одиноки — развивающийся рынок акций и облигаций даст им столько средств, сколько будет необходимо.
В результате конкурентное преимущество в виде некогда льготной цены газа для отечественных производств должно быть заменено на другие благоприятные условия — низкую стоимость и доступность заемного капитала и рост капитализации рынка акций.

Новые направления инвестиций

Вместе с тем такая прогнозная ситуация имеет еще одно преимущество. Так, если дешевый газ «грел» в основном большие производства, то доступность капитала и оживление рынка частных вложений приведет к росту тех секторов экономики, о которых сегодня никто и не вспоминает.

Например, уже все забыли, что в советские времена Украина получала от экспорта льна столько же валюты, сколько и от экспорта металлопродукции. Конечно, с тех пор на обоих рынках изменились ценовые и конъюнктурные соотношения, но потенциал у заросших сегодня травой полей Полесья все равно остался. И новые условия помогут вначале хоть частично его реализовать. То же и в других секторах.

Ведь не может считаться нормальной ситуация, когда сахарные заводы покупают сырье в Прибалтике и Польше, после того как Украина много десятилетий была главным поставщиком сахара для половины Евразии. Но сегодня у крестьян одна проблема — нет денег для покупки техники и технологий. В результате рождаются дикие схемы господдержки отдельных предприятий вместо создания равных и приемлемых условий работы для всех сельскохозяйственных производителей.

У становления рынка ценных бумаг в Украине будет и еще одно важное макроэкономическое последствие — появится еще одно направление для инвестирования. Ведь как можно видеть сегодня, одной из основных причин бегства капитала из страны является отсутствие разумных направлений для его вложения. Отчего в экономике происходят серьезные перекосы.

На наших глазах бурно развился и перешел в стадию более медленного роста рынок недвижимости страны. К чему это привело? С одной стороны, рост стоимости квадратных метров подтолкнул к развитию строительную индустрию. Например, если пять лет назад дома возводили с использованием советской техники, то сегодня мы видим на площадках названия лучших мировых брэндов.

А произошло так потому, что все последние годы для многих людей недвижимость была чуть ли не единственной возможностью выгодно вложить деньги. Ведь банковские депозиты остаются малодоходными, а реинвестирование в бизнес доступно только его владельцам. В результате произошла большая, чем в других сферах, капитализация именно массово доступной строительной отрасли.

И этим Украина сегодня серьезно отличается от развитых стран, где к услугам инвесторов довольно большой выбор: цивилизованный рынок антиквариата, недвижимости, акций, облигаций, фьючерсов, векселей, банковских металлов, предложений венчурных фондов.

Таким образом, даже для того чтобы сохранить сегодняшний рост на рынке недвижимости, Украине следует срочно развивать и другие направления инвестирования, такие, как рынок акций и облигаций государственных и частных предприятий.

Ведь ликвидация структурной диспропорции — это необходимое условие дальнейшего развития, основанного на гармоничном развитии отраслей экономики.

Например, сегодня инвесторы задаются вопросом, который уже начал сдерживать развитие киевского рынка недвижимости, — а стоит ли вкладывать в жилье, если цены в центральных районах уже достигли уровня ведущих европейских столиц?

На данный момент обоснованно ответить что-либо инвесторам на этот вопрос сложно. Разве что провести аналогию с последними ценами сделок по промышленным и финансовым предприятиям, где сроки окупаемости инвестиций исчисляются десятками лет.

Но совсем другие тезисы можно было бы представить инвесторам при наличии капитализированного фондового рынка, который бы отражал опережающий рост стоимости акций тысяч и тысяч украинских предприятий.

А потому открытие новых направлений инвестирования сегодня крайне необходимо для того, чтобы подтвердить и поддержать рост в секторах, которые уже достигли хороших результатов.

Но в обсуждаемой теме формирования фондового рынка в стране интересным является и еще один вопрос — а начнут ли люди покупать ценные бумаги, если они появятся в свободной продаже?

И на данный вопрос можно совершенно утвердительно ответить — да, будут покупать. Вспомним пример из истории, хотя для некоторых он и оказался печальным. Финансовые пирамиды начала 90-х появились в момент, когда люди были максимально разорены. Банковские вклады на сберкнижках пропали, зарплаты съели гиперинфляция и кризис в экономике. Но граждане продемонстрировали громадное желание инвестировать в инструменты фондового рынка собственной страны. Конечно, тогда этим порывом воспользовались аферисты. Но сегодня, при правильном подходе, деньги населения готовы для рационального использования и потекут в экономику.

Примеры других стран

Анализируя примеры других государств в области построения фондового рынка, хочется просто задать вопрос — а кто вообще придумал строить рыночную экономику, не заложив перед этим ее краеугольного камня — живой биржи ценных бумаг? Ведь как показывает мировой опыт, без денег нормальная рыночная экономика существовать может, а вот без свободно торгуемых акций, облигаций и векселей — нет.

Хорошим примером в этом плане могут служить сельскохозяйственные районы США второй половины ХІХ и первой половины ХХ века. Напомним, тогда у экономистов были особые представления о количестве денег, которое должно быть в обороте, кроме того, действовал золотой стандарт, так что долларов едва хватало для обслуживания операций в торговле и промышленном секторе.

Вместе с тем недостающие деньги людям в прямом смысле заменяли вексельные обязательства, акции и облигации. Именно они увеличивали фактически участвующую в обороте денежную массу быстро растущей страны, служили залогом и средством сбережения заработанного. И только лет через сто, после того как такая система мультиплицирования денег была налажена стихийным рынком, экономисты изобрели теории, которые подтверждали уже существующее положение дел. Утверждая, что денег в обороте должно быть не столько, сколько золота в подвалах Центрального банка, а столько, сколько нужно для развития экономики.

Вторым ярким примером становления фондового рынка вполне может служить послевоенная история Западной Европы. Ведь в разгромленных войной странах никто не говорил о том, что нужно подождать стабильности, восстановить хозяйство, а потом уже запускать рынок ценных бумаг. Никто не говорил о том, что акции и облигации выпускать не нужно, потому что потерявшие все имущество люди не будут их покупать.

И никто особенно не комплексовал оттого, что акции поначалу стоили мало. Они были, а значит, было чему расти. Следовательно, внутренние и внешние инвесторы чувствовали себя более защищенными, ведь у них был выбор, куда вкладывать свои деньги — в недвижимость, банковские депозиты, в процентные облигации предприятий или в их акции.

В Европе тех лет начали восстанавливать рыночную экономику со всеми присущими ей атрибутами. И местный рынок ценных бумаг, будучи своевременно и правильно сформированным, вот уже 60 лет растет, попутно обеспечивая прозрачность происходящих в экономике процессов и консолидируя сбережения наций на реализацию крупных промышленных проектов.

Кстати, о прозрачности. Реально работающий в стране фондовый рынок — самый лучший на свете прибор для измерения эффективности работы экономической власти и ее исполнительной ветви в частности. Так как любое решение моментально будет оценено биржевыми аналитиками и бизнесменами. Но если сегодня они только и могут, что роптать и перезваниваться, то в условиях рынка ценных бумаг правительству быстро дадут понять, что оно натворило, обрушив котировки акций предприятий в тех отраслях, которые потенциально могут пострадать.

Вторым атрибутом прозрачности, который несет с собой фондовый рынок, является достоверность и открытость корпоративной отчетности. А самым страшным сном топ-менеждеров публичных компаний является сюжет о «случайном» занижении годовой прибыли или «откате» на уровне среднего звена.

Любая из подобных новостей подорвет курс акций компании и будет стоить кресла руководителю. Следовательно, в условиях свободно котирующихся акций большое количество ведущих менеджеров компаний перестанут изобретать схемы по уводу денег от налоговой и учредителей и всерьез займутся вопросами повышения текущих показателей производств.

Это будет возможно потому, что на росте капитализации предприятий станет реально заработать намного больше, чем на воровстве. Как это, например, происходит во всех развитых странах. И, по большому счету, только ради этого инструменты фондового рынка стоило изобрести и внедрить.

Таким образом, сегодня как никогда очевидна необходимость запуска в Украине всех атрибутов классического фондового рынка в самое широкое обращение. Начать можно с акций и облигаций. Хотя никому не станет хуже, если появится еще понятный и доступный многим оборот векселей и фьючерсов.

В противном же случае, как и во времена, когда люди жили в лесах, единственным способом развития многих отечественных производств и отраслей будет оставаться реинвестирование прибыли.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам