Революционные записки на полях

Нет, все же последние выборы были лишними… Такая путанная мысль возникла в понедельник, 29 ноября, после двух недель без выходных, глубокого сна, и сплошного угара. Тогда, год назад, по дороге на работу вдруг отрывочно стали всплывать фрагменты последних семи дней, которые, дабы хоть как-то отвлечься от оранжевой ряби в глазах, захотелось записать в походной блокнотик. Точнее на всякие подручные средства, из которых потом перекочевали в блокнотик. И только сегодня у меня наконец-то дошли руки привести их в относительный порядок. Тем более, что повод есть…
День первый. Первый день стал логичным продолжением ночи выборов, в которую чудесным образом даже удалось поспать. Когда великое электоральное таинство вовсю набирало обороты, и из Центризбиркома потекли данные по первым округам, я спал как убитый, пытаясь за несколько быстрых часов наверстать упущенное за всю прошлую неделю. Впрочем, откровенно говоря, ничего сенсационного в ту ночь не произошло. ЦИК, возглавляемый Сергеем Киваловым, действовал несколько быстрее, чем в первом туре, однако до стахановских темпов ему было так же далеко как от Одессы до Донецка. В основном благодаря двум последним процентам.

По состоянию на 11 часов 22 ноября было обработано 98,23% голосов. К этому времени на Майдане Независимости, где еще с вечера был организован так называемый параллельный подсчет голосов, собрались около 40 тыс. сторонников Ющенко, которых тот, не дожидаясь окончательных результатов, призвал к бессрочной политической акции протеста. Смею утверждать, что в тот момент очень немногие люди представляли, что это значит. Разрастающийся с каждым часом митинг поначалу вызывал живой интерес, но не более, чем торжества по случаю Дня Независимости. Многие люди действительно брали с собой детей и шли на Майдан как на очередной праздник, не всегда понимая, что, собственно, там происходит.

Впрочем, к вечеру, когда на Майдане оказалось около ста тысяч человек, взоры тех, кто не смог или не захотел попасть туда лично, уже были неизменно прикованы к «5 каналу», который транслировал все, что происходит, и зачитывал цифры о приблизительном количестве митингующих. Цифры эти не сходились с официальными показателями МВД раз в 10, но, глядя в телевизор, МВД уже никто не верил. Оставалась лишь надежда, что к утру все сами разбредутся.

Любопытная деталь: Около полудня пришла информация из Комитета избирателей Украины, который проводил собственный параллельный подсчет голосов. В результате КИУ отказался в тот же день оглашать результаты своего подсчета. Официальная причина – разница между двумя кандидатами составила меньше 4%, что находится в пределах погрешности выборки. Позднее официальные данные ЦИК подтвердили эту разницу (в пользу Януковича), однако о сообщении КИУ уже больше никто не вспоминал.

День второй. Ознаменовался увеличением числа митингующих, стремительным разрастанием палаточного городка на Крещатике и, наконец, наступлением самого настоящего оранжевого бума. Именно сейчас оранжевый цвет стал не просто политическим, он стал модой. Весь Киев наполнился оранжевыми массами в виде людей, машин, деревьев, вывесок и пр.

Главный рупор революции – «5 канал» – вещает непрерывно. Благодаря ему можно увидеть масштабы, нет, не фальсификаций, о которых представители оппозиции говорят много и эмоционально, а всего действа. Остальные каналы, как и сама власть, похоже, погрузились в состояние непонимания и тихого шока.

С самого утра пришло известие о том, что служба новостей канала «1+1» отказалась продолжать работу. Причина банальна – нежелание озвучивать «темники». Канал серьезно трясло и до этого, когда с него ушли сразу 7 корреспондентов. Однако на этот раз речь шла уже не столько о журналистах, сколько о брэнде, который представляют такие лица канала как Алла Мазур, Людмила Добровольская, Олесь Терещенко и др.

Параллельно начинают приходить негодующие отзывы со стороны международных наблюдателей. Миссии ОБСЕ, Парламентских ассамблей НАТО и Совета Европы, американский сенатор Ричард Лугар, организации Freedom House, ENEMO – это далеко не полный перечень субъектов, которых память запечатлела в качестве главных обвинителей украинского электорального процесса. Обратную точку зрения по привычке выразили представители России и стран СНГ. На следующий день ноты протеста продолжат поступать, однако и без них ясно, что ни Европа, ни другие представители, так называемого, цивилизованного мира украинские выборы признавать не собираются.

Однако главным событием дня стала присяга Виктора Ющенко, которую он принес в ходе внеочередного заседания парламента в присутствии 150 депутатов. Правда, ни о какой легитимности этого шоу говорить не приходится. Не только ввиду отсутствия, какого бы то ни было кворума, но и потому, что спикер Владимир Литвин, видя, что происходит, успел закрыть заседание Верховной Рады. Вице-спикер Зинченко открыть его снова то ли забыл, то ли просто не захотел. Потом, на пресс-конференции, разъяренный Литвин будет говорить о том, что он подозревал такое развитие событий и брал у оппозиции слово, что ничего такого не произойдет, и она ему такое слово давала, но его-де подставили и обманули. В общем, Владимир Михайлович заканчивал день в расстроенных чувствах.

Возможно, ему слегка подсластил концец дня матч Лиги Чемпионов «Динамо» – Рома», описывать который нет особой надобности. Отмечу лишь, что, по словам друзей-очевидцев, милиция на входе изымала все предметы оранжевого цвета.

День третий. Начался с очередного всеобщего аврала. В ответ на вечернюю «коронацию» Виктора Ющенко, появилась информация о якобы готовящейся во дворце «Украина» инаугурации Виктора Януковича. Дело в том, что накануне Центральная избирательная комиссия в практически боевых условиях утвердила протокол о результатах выборов, согласно которому победителем стал тогда еще премьер-министр.

Первоначально весть о планирующейся во дворце «Украина» инаугурации распространили представители оппозиции, точнее, депутат Юрий Кармазин. Это произошло ночью, во время митинга возле администрации президента.

Возможно, благодаря именно этому заявлению уже утром уполномоченный представитель Януковича в ЦИК Степан Гавриш заявил, что инаугурации не будет до опубликования результатов данных в газете «Урядовый курьер» и «Голос Украины», ибо в журналистских кругах слухи о подготовке инаугурации действительно ходили. И с газетами прокол вышел – около шести вечера Верховный суд запретил Центральной избирательной комиссии официально обнародовать результаты выборов до окончания рассмотрения жалобы на постановление ЦИК от 24 ноября об объявлении избранным президентом Украины Виктора Януковича (больше известна как жалоба Катеринчука). Уже напечатанный и готовый к выходу тираж, открывающий полное и законное право Виктора Федоровича вступить на престол, был перехвачен революционерами. Средств на революцию (как сообщил мне один очень близкий и весьма информированный человек) хватит на две недели. У Януковича больше нет шансов?

Днем об этом прямо заявил Виктор Ющенко. Правда, аргументация у него получилась несколько иного содержания: «О какой инаугурации вы говорите? О какой инаугурации может идти речь, когда на улице стоят 300 тыс. человек? Я не советовал бы никому делать инаугурацию».

И только после этого, уже вечером, руководитель избирательной кампании Януковича Сергей Тигипко заявил о том, что инаугурация должна быть проведена как можно быстрее.

Также в этот день Виктора Януковича с победой поздравил президент России Владимир Путин.

День пятый. Скучно и неинтересно стало смотреть «5 канал». Круглые сутки показывают добрые улыбающиеся лица «оранжевых» людей и «свиные рыла» пьяных бомжеватого вида «бело-голубых». Хотя именно в этот день в Киев прибыла более-менее серьезная масса вменяемых «болельщиков Шахтера». И если отвлечься от канала «честных новостей», то можно заметить и среди них вполне вменяемых людей и даже симпатичных девушек.

На киевском вокзале в ответ на Майдан был организован митинг сторонников Виктора Януковича. В ходе своего выступления премьер-министр назвал своего оппонента Виктора Ющенко «этот шкодливый кот Леопольд».

В кабинетах начались переговоры рабочих групп представителей противостоящих сторон по урегулированию конфликта.

Знакомая, идя по улице, наблюдала картину, как маленький ребенок, лет пяти, с оранжевой ленточкой на рукаве вдруг побежал на дорогу. К счастью, мама среагировала оперативно. Отчитывая дитя уже на тротуаре, в ответ она лишь услышала удивленный возглас: «Мама, мы же за Ющенко, нам все можно!»

День шестой. сознание устает от объемов информации и дезинформации и все больше переключается на какие-то частные моменты. На Площади Льва Толстого на светофоре остановились две машины. Из одной торчит оранжевый флаг «Так!», из другой – бело-голубой «Выбор-2004». После непродолжительной звуковой атаки стороны перешли к непосредственному выяснению отношений через окна, закончившиеся взаимной демонстрацией друг другу возможностей своих безымянных пальцев. Когда загорелся зеленый свет, обе машины на полном форсаже сорвались с места. Оранжевые и тут победили.

Возвращаясь домой с работы около десяти часов вечера в автобусе 45 маршрута имел счастье наблюдать подвыпившего молодчика, чей залихватский крик «Ющенко!» не нашел особого отклика в окружающих согражданах. Повторная попытка увенчалась тихим отзывом «наш президент», на что разгоряченный парень радостно воскликнул: «Да, наш!» В ответ раздалось тихое хихиканье со стороны: «И только ваш».

После этого парень на непродолжительное время отдал себя из рук Майдана в руки Морфея, но минут через 10 опять встрепенулся с громким криком «Ющенко! Прогресс! Демократия!» и кратким содержанием агитки, в которой объяснялось, как все эти вещи взаимосвязаны.

Наконец, уже выходя, он не так громко, но глубокомысленно произнес: «Мы должны бороться».

Этому, то есть поездке домой в столь ранний час, предшествовало внеочередное заседание ВРУ, на котором было принято постановление об отставке правительства. Это было одним из требований оппозиции. И хотя юридически оно не имело под собой никаких оснований, обстановка существенно разрядилась. Довольное начальство, все предыдущие дни с трудом выбиравшееся домой, чтобы поспать, с чувством глубокого удовлетворения на лице отпустило всех домой и объявило о выходном дне.

День седьмой. Долгожданный выходной. Посмотрел на стареньком компьютере последний концерт Виктора Цоя. Виктор Ющенко отдыхает…

ТРК «Украина» транслирует в прямом эфире съезд депутатов «Партии регионов» всех уровней в Северодонецке. Впрочем, присутствуют далеко не одни «регионалы». Среди прочих жесткостью позиций выделяется Евгений Кушнарев и неизвестно какое отношение имеющий к происходящему мэр Москвы Юрий Лужков, который выдал запоминающуюся, видимо, заготовку: «Я, как мэр Москвы, готов снять свою любимую кепку, чтобы быть похожим на Януковича». О том, что для этого Виктора Федоровича необходимо было бы существенно обрить, он не вспомнил.

И если в предшествующую субботу казалось, что ситуация стабилизируется, то в это воскресенье привычное чувство тревоги перед будущим вернулось на уже облюбованное место. Собственно, тогда и были сделаны эти записи. Мне позвонила мать и мы полушутя порассуждали, кто на каком берегу сейчас находится и что из этого следует. Что ж, в каждой шутке есть доля шутки.

До конца революции оставался еще месяц…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам