Аптечная контрреволюция

Граждане Украины могут вздохнуть спокойно – аптечная революция отменена. Своим первым решением новый министр здравоохранения Юрий Поляченко подкорректировал новации своего предшественника Николая Полищука. О намерении сделать это он заявил еще во время представления коллективу Минздрава, получив одобрительную улыбку премьера Юрия Еханурова. Счастливая улыбка, без сомнения, озарила также лица представителей фармацевтического бизнеса, которые до последнего момента пытались урегулировать вопрос безрецептурного отпуска каждый своего лекарства и носились по кабинетам власти с пухлыми портфелями, набитыми, наверняка, не таблетками…

Первое же появление Поляченко в стенах Министерства здравоохранения вселяло глобальный оптимизм. Он сразу заверил, что «те реформы, которые были начаты еще в 2000 году в медицинской отрасли, будут продолжены, а не полностью доработанные некоторые последние приказы Минздрава – подкорректированы». Сразу стало ясно, что речь идет о приказе Минздрава Украины № 360 «Порядок отпуска лекарственных средств и изделий медицинского назначения из аптек и их структурных подразделений». Документ сам по себе уникальный. Его главная странность заключалась в отсутствии списка безрецептурных препаратов. Хотя нововведение должно было состояться 20 октября, никто не знал, правда ли, что продажа анальгина планируется только по рецепту и не более шести таблеток (!). Впрочем, остальной бредятины там было не меньше.

Например, на препараты группы А (ядовитые), которую никто не отменял, было бы достаточно только врачебной печати. Треугольная не нужна. Почему-то забыли, что размеры нового рецептурного бланка (105 х 150 мм) достаточны только для одного препарата, а их надлежит поместить три. Ведь не у всех эскулапов микроскопический почерк, и не у всех провизоров идеальное зрение. Непонятно, зачем срок действия рецепта сократили до 10 дней с 2 месяцев. А если болезнь не прошла или лекарства нет – опять нестись к врачу в сезонно огромную очередь?

Специалисты с ужасом предсказывали, что совершенно невыносимыми стали бы условия работы фармацевтов и провизоров, вынужденных постоянно подвергаться атакам возмущенных (и совершенно справедливо!) пациентов. Как объяснить больному, что он для каждой упаковки препарата должен был бы иметь отдельный «свежий» рецепт? А если, извините, приспичило скушать чего-то антидиарейного или понадобилось средство экстренной гормональной контрацепции? Тоже прыг-скок к врачу?

Медики в один голос говорили, что выполнение приказа породило бы массу злоупотреблений, как со стороны медицинских работников и фармацевтов, так и со стороны больных, а реализация рецептов превратилась бы в выгодный бизнес. Они намекали, что бывший министр, наездившись по заграницам, спутал святое с праведным. Да, во всем цивилизованном мире лекарства отпускаются по рецептам, но там они (рецепты) являются финансовыми документами, оплату по которым производят медицинские страховые компании. А здесь – бумажка, которую после отпуска лекарства чаще всего отдадут больному, правда, со штампом «відпущено». При введении у нас настоящей страховой медицины действительно мог бы быть осуществлен постепенный переход к некоторым положениям нового приказа. Тогда пациент сам (а не принудительно!) будет заинтересован получить рецепт, оплата по которому будет значительно ниже, чем при самостоятельной покупке (или вообще отсутствовать).

Основательный удар наносился и по фармацевтическому бизнесу. Дилеры и производители опасались значительного снижения объемов продаж лекарств через аптеки и увеличения количества фальсификатов, реализуемых с рук.

Пока рано говорить о том, что идея документирования процесса лечения погребена окончательно. Как сказал министр, сегодня создана рабочая группа для доработки вышеупомянутого приказа. «Мы будем проводить постепенные изменения с тем, чтобы они не были болезненными и не создавали социального напряжения в обществе», – обнадежил Поляченко. Он также сообщил, что в ближайшее время будет создан Высший наблюдательный медицинский совет, в состав которого войдут корифеи медицины, научные работники, организаторы здравоохранения, представители общественности. Создание такого совета даст возможность принимать коллегиальные решения и обеспечить открытую атмосферу в отрасли. Одним из основных тезисов новоназначенного министра было определение последующего развития системы здравоохранения: «В медицине, как ни в одной из отраслей, не может быть резких шагов – мы все будем делать постепенно, развитие системы здравоохранения будет идти эволюционным путем, с четким пониманием важности и необходимости каждого из его этапов».

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам