Новая модель

В стране победившей «оранжевой революции» накануне ее первой годовщины продолжаются опыты по созданию оптимальной системы государственной власти. Главные задачи, которые при этом ставятся, умещаются в два пункта: чтобы было не так, как раньше, но чтобы было не менее согласованно и контролировано. По этой упрощенной схеме (третий пункт, вмещающий обязательства и договоренности, заключенные на Майдане, отпал сам собой после демарша Юлии Тимошенко сотоварищи) Виктор Ющенко и попытался в очередной раз выстроить свою властную модель.

15 октября, памятуя о катализаторе недавнего политического кризиса, он своим указом под номером 1441/2005 ликвидировал Секретариат президента Украины, обусловив это необходимостью изменений в организации обеспечения осуществления президентом Украины его конституционных полномочий. Правда, следующим в этот же день он подписал указ «О создании Секретариата президента Украины». Таким образом, Ющенко установил, что структура, работающая под руководством Александра Зинченко, на поверку оказалась неэффективной, и объединил все предыдущие указы по этому поводу в один концептуальный.

Во-первых, в Украине окончательно и бесповоротно ликвидирована должность с претенциозным названием «государственный секретарь». Не то чтобы название что-то принципиально меняло, но, как показала практика, лавры Кондолиззы Райс могут неадекватно повлиять на неокрепшие политически активные души. Поэтому отныне установлено, что возглавляет Секретариат просто председатель. На данный момент в лице Олега Рыбачука. Удастся ли тому что-то изменить в лучшую сторону, пока сказать сложно. Во всяком случае, на ниве евроинтеграции его успехи оказались невелики. Однако с уверенностью можно утверждать, что от фердибобелей «а-ля Зинченко» в исполнении Олега Борисовича президент теперь застрахован.

Во-вторых, упрощена общая структура Секретариата. Отныне его председатель имеет всего двух замов (было четыре), в том числе одного первого (было два); из штата исчезла должность первого помощника президента, которая, благодаря усилиям г-на Третьякова, полностью дискредитировала себя, установив монополию на доступ «к телу», о чем любезно поведал окружающим г-н Зинченко; вместе с Третьяковым ликвидирован институт Кабинета президента, сущность которого так и осталась непостижимой для наблюдателей. Так, в положении о Кабинете, подписанном главой государства 15 февраля текущего года, в качестве основной его задачи указывалось обеспечение текущей деятельности президента. В субботнем же указе «О создании Секретариата президента Украины» читаем: «создать Секретариат президента Украины как вспомогательный орган по обеспечению осуществления президентом Украины его полномочий». То есть, если предположить, что под «полномочиями» и «осуществлением деятельности» подразумевается приблизительно одно и то же, получается, что Кабинет полгода выполнял функции самого Секретариата в их нынешнем понимании. Чем же все это время занимался Секретариат во главе с государственным секретарем, остается непонятным. Видимо, дублировал функции СНБО. Вот вам и источник недоразумений между Зинченко, Третьяковым и Порошенко.

Правда, в свое время Александр Алексеевич утверждал, что видит содержание работы подконтрольной структуры в расплывчатой формулировке об интеллектуальной работе. «Вместо интриг – концепция развития государства. Секретариат президента должен стать мозговым центром инициатив, где обрабатывается информация, которая наиболее оптимальным путем попадает к президенту для принятия наилучших решений» – таковой видел свою задачу Зинченко. Похоже на рекламные строки из гида по пользованию операционной системой Windows, но хорошая реклама еще никому не помешала. Вот только в результате все это и осталось не более чем рекламой, которая, как известно, терпит «небольшие» преувеличения – ни четкой концепции развития государства, ни понятных инициатив, ни оптимальных путей с наилучшими решениями мы в результате так и не увидели. Понятно, что со всех сторон враги, но президенту от этого не легче.

Теперь же все вроде как встало на свои места. Отныне те функции, которые выполнял Кабинет, перешли исключительно к Секретариату. В частности, речь идет о приемной главы государства, службе государственного протокола и церемониала, службе обеспечения мероприятий и т.д.

Правда, вызывает некоторые вопросы одна строчка из указа. В ней говорится о том, что в структуру Секретариата входит также некий «офис президента». Суть же этой институции, ее структура и функции в документе подробно не раскрываются. Нет на эту тему никакой информации и в других источниках. Между тем, созвучность с пресловутым Кабинетом откровенно настораживает.

В оставшейся части структура СП не претерпела существенных изменений. В нее по-прежнему входят представители президента в Верховной Раде, Кабинете министров, Конституционном Суде, целый ряд служб, часть из которых возглавляют советники главы государства по соответствующим вопросам, пресс-секретарь и пресс-служба и т.д. Между тем, председателю Секретариата еще предстоит в десятидневный срок представить на утверждение президента предложения о предельной численности его работников, отнесении их должностей к соответствующим категориям должностей государственных служащих и условиях оплаты труда, формировании действенной системы консультативных, совещательных и других вспомогательных органов и служб при президенте и т.д. Поэтому окончательный анализ его структуры еще ждет своего часа.

Меняя систему власти, президент не забыл и о Совете национальной безопасности и обороны Украины. 17 октября он подписал соответствующее положение, установив ведомству Анатолия Кинаха структуру и численность, которая не должна составлять более 241 человека. Впрочем, здесь вроде бы проще. В отличие от Секретариата, функции СНБО четко прописаны в законодательстве и Конституции. Поэтому все преимущественно упирается в личность секретаря. Анатолий Кинах и Петр Порошенко являются представителями двух совершенно разных типов политиков. И с приходом Анатолия Кирилловича можно ожидать некоторого успокоения в деятельности этой структуры. Вопрос в том, надолго ли? У него, как и у Петра Алексеевича, не сложились отношения с Юлией Тимошенко. Были предположения, что как раз по инициативе экс-главы Совета.

Однако Юлия Владимировна более не премьер, НСНУ не лидер предвыборной гонки, а Кинах все же не Порошенко. Он привык действовать осторожнее и тише. И не утруждая себя привязанностью к конкретному человеку. Вместе с тем, отказать в наличии харизмы и ума человеку, сумевшему, ничего фактически не потеряв до «оранжевой революции», органично влиться в новую власть после нее, никак нельзя. Здесь он единственный в своем роде. Кроме разве что Литвина, но у того изначально были другие позиции. Все-таки председательство в Верховной Раде при правильном подходе дает куда более широкий простор для маневра. Сочетание же этих черт дает самые немыслимые результаты.

Поэтому большой вопрос, кто в сложившейся ситуации опаснее для Ющенко. У Порошенко, наряду с многочисленными недостатками, местами граничащими с банальной политической неопытностью, есть одно весомое преимущество – он не оставит Виктора Андреевича, что бы ни случилось. Родство, знаете ли, перекрывает все разумные аргументы. Кинах же подобного постоянства гарантировать не может. Прецедент уже есть. К тому же ему всерьез нужно думать о попадании в будущий парламент если не самого себя, то своей политической силы – Партии промышленников и предпринимателей. Все это делает работу нового главы СНБО непредсказуемой.

Еще на слуху заявления Анатолия Кирилловича уже в новом качестве о намерении Украины вступать в ВТО вместе с Россией, сделанные во время визита в Москву. И это в то время, как и новый премьер, и его правительство так или иначе заявляли нечто обратное.

Поэтому, чтобы уконтрапупить работу и этого института власти, одной смены руководителя и изменений в положении о комитете по политике военно-технического сотрудничества и экспортного контроля недостаточно. На самом деле, главное, что необходимо – это затащить Кинаха в свой блок, пообещать ему хорошие перспективы и сделать таким образом членом своей команды. Только тогда можно ожидать, что он начнет на нее работать. У него просто не будет других вариантов. Но и предложений хороших у НСНУ нет, ибо можно предположить, что ничего ниже премьер-министра Анатолия Кирилловича уже не заинтересует.

А посему, несмотря на, казалось бы, законодательную детерминированность СНБО, именно с этой стороны все еще следует ожидать ударов. В то время как с непрекращающимся экспериментом под названием «Секретариат президента», похоже, все действительно уладилось.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам