УНП, НПУ, ПНУ и другие…

После громкого переименования Народной аграрной партии Украины в просто Народную зимой этого года конфликт, разгоревшийся было между Владимиром Литвином и Юрием Костенко, казалось, быстро сошел на нет. Даже слишком быстро. Лидер УНП обвинил своего визави в плагиате и попросил Минюст не регистрировать переименование, Минюст не увидел для этого причин, а довольный Владимир Михайлович со свойственным ему сарказмом напомнил Юрию Ивановичу о былом «Рухе» и отметил, что его партия согласна пребывать «в тени» своих, так сказать, тезок. На это ушло буквально несколько дней, и вскоре о коллизии все забыли.

Кто знает, если бы сейчас за окном был конец 2002 года, то никто бы об этом не вспоминал еще пару лет. Но мы наблюдаем окончание года 2005-го. Менее чем через полгода состоятся парламентские выборы, потому и о скандале на днях пришлось вспомнить.

Точнее, нам о нем любезно напомнили. Случилось это вчера, когда народный депутат Владимир Цибулько во всеуслышание заявил, что Украинская народная партия подаст на Народную партию Украины в суд. За плагиат. Если по-русски, за кражу названия. Причем подаст не просто так, а в особо извращенной форме – в качестве мести и назидания будущим поколениям. По словам Цибулько, это будет целая кампания против НПУ, которая начнется максимум через 5… нет… через 10 дней! Иван Плющ и Степан Хмара настаивали на том, чтобы начать прямо сейчас, мол, «такие вещи прощать нельзя», но партия их осадила. Вероятно, давая Литвину шанс на добровольное исправление и уход в скит.

Если же он не образумится, возмездие будет страшным – все районные организации УНП начнут подавать в суд на районные организации НПУ…

Сегодня о намерении «отомстить» заявил и сам глава «украинских народников» Юрий Костенко. Он уточнил, что на прошедшем 11 октября заседании правления партии поднимался этот вопрос, но не было принято решение, что такой иск будет подавать сама партия. В то же время по уставу каждый ее член может самостоятельно обратиться по этому поводу в суд.

Он также рассказал, что в среде УНП есть многочисленные жалобы на агрессивное политическое поведение «народных партийцев» Литвина по отношению к «костенковцам». В качестве примера он рассказал о попытках отозвать председателей районных государственных администраций, являющихся членами УНП, в Харьковской и Хмельницкой областях, инициированных Народной партией. А партийный печатный орган НПУ бессовестно забрал себе традиционное название газеты УНП – «Народное слово».

Со стороны спикера украинского парламента никаких комментариев пока не поступало. Более того, вряд ли стоит их ждать. Если же на ближайшей встрече с журналистами кто-то и спросит у Владимира Михайловича, как он относится к подобным заявлениям, вряд ли он ответит что-то более содержательное, чем это было полгода тому назад. Ему в данном случае вряд ли есть, о чем беспокоиться.

Чего нельзя сказать о Юрии Костенко. Лидер УНП в конкурентной борьбе за право быть самым «народным» пока что откровенно проигрывает. По крайней мере, согласно данным последнего социологического опроса, проведенного Киевским международным институтом социологии, народ пребывает явно не с его партией. Согласно опубликованным вчера данным, если бы выборы состоялись в ближайшую субботу, 3%-й барьер преодолели бы 7 партий. УНП среди них нет. А НПУ (пусть и с весьма скромным показателем) – есть.

Но дело даже не в этом. Костенко стратегически проиграл Литвину. Переименовав в январе 2003 года свой Украинский Народный Рух и присоединив под этой вывеской 12 областных ячеек Демократической партии Украины, он поступил грамотно. Во-первых, не поступившись политическими и организационными позициями, собственноручно прекратил длившийся уже четвертый год раскол «руховского» движения. Во-вторых, взял по неизвестным причинам никем не использовавшийся до этого удивительно простой и красивый брэнд, уходящий, между прочим, истоками к началу прошлого столетия и личности Николая Михновского (в 1902 году Николай Иванович основал партию с точно таким названием). В общем, красиво получилось, что и говорить. Но совершенно бесполезно.

Со сменой названия не изменилось главное – партия, которая считала и считает себя краеугольным камнем всех прогрессивных процессов в Украине, будь то победа «Нашей Украины» на парламентских выборах 2002 года или «оранжевая революция», нисколько не прибавила в политическом весе: не увеличила число сторонников, не усилила влияние, о чем свидетельствует распределение правительственных портфелей в январе-феврале текущего года.

Но при этом она великодушно предоставила куда более влиятельному и проворному противнику в лице «кучмиста» и «бандита» Владимира Литвина замечательную идею, блестяще реализованную впоследствии на базе уже коллапсирующей к тому времени Аграрной партии Украины. В день своего избрания главой АПУ в июне 2004 года он без промедления предложил добавить к названию прилагательное «народная». Само собой, такое предложение было воспринято исключительно, что называется, «на ура» – как же, тут тебе и село, и люди… Что может быть лучше в Украине? Впрочем, в тот момент об истинных целях переименования, вероятно, догадывались не все.

11 февраля 2005 года Литвин успешно завершил изящную двухходовку изыманием из названия слова «аграрная». Тогда же и стало ясно, что не все были к этому готовы. Некоторые члены в интервью журналистам откровенно недоумевали, как можно было так обидеть селян, а при переименовании фракции в парламенте ее покинули сразу два депутата.

Но, что сделано, то сделано, и на политическом небосводе появилась фактически новая, мощная политическая структура во главе с ярким, узнаваемым политиком – Народная партия Украины. С этого момента Литвина уже не могут побеспокоить никакие заявления лидеров и членов УНП. У него есть то, чего нет у них: партия действительно всеукраинского масштаба, без привязки к какому-либо классу, идеологическому направлению или виду местности; влияние практически на все политические процессы, с которым нельзя не считаться; постоянно увеличивающееся число сторонников, как в парламенте, так и за его пределами.

И все сегодняшние потуги «костенковцев» все переиграть, осадить Владимира Михайловича и уж тем более напугать, смотрятся со стороны не более, чем моськиными инициативами в отношении слона. Их можно понять. Тяжело осознавать, что разница в расстановке двух букв способна так разительно проявляться в материальном мире. С прискорбием сообщаю для них, что это еще не предел. У нас пока нет Партии украинского народа (ПУН), Народной украинской партии (НУП), Партии народа Украины (ПНУ)…

В то же время никто, кроме самих УНП-шников в таком положении не виноват. По крайней мере, пока они не поймут, что дело вовсе не в буквах. И что если даже тысячу раз повторить: «УНП, как мощнейшая правоцентристская сила Украины, должна возглавить своего рода мегаблок, куда, в частности, должны были бы войти такие политические силы, как НСНУ, НРУ и ПРП» – это останется не более, чем эротической фантазией.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам