Союз страха

Ценой премьерства Юрия Еханурова, вопреки ожиданиям и прогнозам, стали не кадровые назначения, не формирование коалиционного правительства во главе с Виктором Януковичем (который всерьез рассчитывал на это возвращение), а самый тривиальный договор. Чашу весов в его пользу склонил документ с банальным названием — Меморандум о сотрудничестве власти и оппозиции. Накануне голосования за кандидатуру Еханурова Президент Виктор Ющенко и его бывший соперник по президентской гонке Виктор Янукович поставили свои подписи под договором, который Виктор Андреевич уже успел назвать историческим.

Самое интересное, что буквально неделю назад «регионалы» уже подписывали подобный пакт — «Декларацию единения и сотрудничества ради будущего Украины». Но это не принесло позитивных результатов во время первого премьерского голосования. Причины назывались разные: от завышенных аппетитов экс-премьера Януковича до неумения найти подходы к отдельным депутатам. Хотя уже на тот момент, до предела обостренный Юлией Тимошенко, власть продемонстрировала готовность к диалогу с оппонентами. Как говорил в свое время Петр Врангель: «Хоть с чертом, но против большевиков». Другое дело, что, кроме желания сотрудничать против Юлии Владимировны, властная команда не выдвигала иных условий. И как результат — не получила поддержки фракции Раисы Богатыревой во время первого «прохождения» Еханурова. Это не их война… Через день ошибка в диалоге с представителями донецкой элиты была учтена, умные люди всю ночь готовили тезисы документа, определяющие взаимоотношения между властью и оппозицией. А утром Роман Безсмертный положил проект Меморандума перед Президентом. В обстановке повышенной секретности Юрий Ехануров, Виктор Янукович и Виктор Ющенко дали подписку о начале конструктивного диалога. Ключевые пункты договора: внедрение политической реформы, внесение проекта закона об амнистии за нарушения во время выборов, прозрачное формирование правительства на принципах профессионализма и отделения власти от бизнеса, законодательное урегулирование гарантий прав собственности, невмешательство органов власти и должностных лиц в парламентские выборы. И ключевой момент — недопущение политических репрессий против оппозиции. Это самый больной вопрос для «регионалов», так и не научившихся выживать в новых политических условиях, а тем более — жить комфортно. У них по-прежнему есть Борис Колесников, есть «стрелочники» из мелких чиновников, учителей и врачей, которых осудили за фальсификации, есть, в конце концов, Ринат Ахметов, остающийся за границей.

Я уже не говорю о транзитном сервере, в организации работы которого обвиняют братьев Клюевых, о многотысячной люстрации, «поразившей» управленцев из восточных областей Украины, об уголовном деле, заведенном на экс-генпрокурора Геннадия Васильева. После подписания Меморандума Президент пообещал обо всем этом забыть и никого не трогать. Это, так сказать, «пряник» для политических лидеров. Для лидеров бизнеса принципиально другое: гарантии прав собственности. Волна корпоративных скандалов, прокатившаяся по Украине, показала, насколько хрупкими могут быть любые финансовые империи, насколько неустойчивыми — холдинги. Теперь же пункт 8 Меморандума дает основания крупнейшим держателям акций перевести дух: по «Криворожстали» будет объявлен конкурс, все остальные споры решат посредством мировых соглашений.

Казалось бы, все удовлетворены: Президент смог провести через парламент Юрия Еханурова, оппозиционеры получили гарантии личной и собственнической неприкосновенности. И тем не менее не покидает ощущение — что-то здесь не так. Непонятно, кто выиграл, а кто проиграл от подписания соглашения между политиками, которые всего девять месяцев назад были готовы разорвать друг друга. Каковы плюсы и минусы этой политической сделки для каждой из сторон?

Президентские позитивы

— Виктор Андреевич показал всем, «кто в доме хозяин». Это было особенно важно после провального голосования по Еханурову, когда газеты вышли с заголовками «Слабость Президента», » Ющенко проиграл» и т. п. Уже через день глава государства нашел способ исправить ситуацию, отменив параллельные центры власти и найдя подход к «регионалам». В результате Юрий Ехануров прошел с большим запасом, а не на грани. Ющенко необходимо было доказать свое умение работать не только психологом команды, но и ее менеджером. Это получилось.

— По большому счету, Ющенко ничего конкретного не пообещал новой оппозиции. Да, он дал слово не препятствовать введению в действие политической реформы. Но кто сказал, что этого не будут делать другие, например, юристы партии НСНУ? Прозрачное формирование Кабмина? Так те же донецкие там ничего не получают. Честные выборы без админресурса? До них еще следует дожить… В общем, все пункты соглашения не ставят Виктора Ющенко в строгие рамки, это все же больше протокол о намерениях, чем конкретные обязательства. Ничего ведь в этом Меморандуме не сказано о том, какая судьба ждет Бориса Колесникова или Евгения Кушнарева, как поступят с «Азотом» и НЗФ, снимут ли обвинения с тех, кого сейчас «прессует» прокуратура и милиция?

— Виктор Ющенко второй раз, после Майдана, победил Виктора Януковича, вынудив его пойти на публичное подписание мирового соглашения, лично прийти на переговоры и уступать пядь за пядью.

— Глава государства выглядит инициатором примирения между властью и оппозицией: наладил конструктивный диалог, протянул руку. В общем, поднялся над амбициями ради будущего Украины, ради объединения востока и запада. Какой чудесный пример для «конфликтной» Юлии Тимошенко!

Президентские негативы

— После подписания соглашения с Виктором Януковичем Президент Ющенко стал человеком, «нарушившим обещания Майдану». Во время кампании главными противниками честных выборов были и Леонид Кучма, и Виктор Пинчук, и Виктор Медведчук. Именно их обещали «наказать» за все преступления против украинского народа и державы. Но с 22 сентября слоган «Бандитам — тюрьмы» больше не работает, в противном случае Виктор Андреевич нарушает гарантии, данные оппозиции в лице ПР. Оказывается, они стали выше гарантий, которые кандидат Ющенко выдавал избирателям во время «оранжевой» революции.

— Дав слово прекратить политические репрессии и объявить амнистию нарушителям закона о выборах, глава государства фактически ставит крест на расследовании дел о фальсификации выборов-2004. И тем самым подвергает сомнениям свою легитимность: ведь третий тур выборов проводился именно потому, что были искажены результаты народного волеизъявления.

— Подав руку Виктору Федоровичу и его команде, Президент сделал то, что «запрещал» Юлии Владимировне, — пошел на соглашения с оппонентами ради достижения политических целей. Очень похоже, что для Ющенко главным было не установить нормальный диалог с донецкими, а опередить на этом пути Тимошенко. То есть к диалогу с оппозицией власть подтолкнул страх перед способностями леди Ю переиграть всех и вся.

— Все выглядит так, что диалог с новой оппозицией продиктован не желанием стабилизировать ситуацию, объединить общество и элиту, а примитивными политическими выгодами. Мы вам — гарантии от репрессий и сохранение контрольных пакетов акций, вы нам — голоса в поддержку премьера. Виктор Андреевич, по сути, «включил» машину кулуарных торгов и «выбивания» результата любой ценой, остановленную после правления Леонида Кучмы. Всего девять месяцев понадобилось новой власти, чтобы воспользоваться методами тех, кого она так резко критиковала на Майдане. И это знак того, что «оранжевая» команда прекращает бороться с системой, предпочитая не ломать ее, а адаптировать.

Бонусы оппозиции

— «Регионалы» заняли нишу «легальной оппозиции», обскакав и СДПУ(о), и коммунистов Петра Симоненко, и, что самое главное, Юлию Тимошенко. Как говорила героиня одного умного фильма: «Не торопитесь стать вдовой Мюнхгаузена: это место пока занято». Теперь Юлия Владимировна со своей партией оказывается «третьей лишней»: с одной стороны, левая оппозиция в лице КПУ, с другой — конструктивная, представленная Партией регионов.

— ПР после контракта с Президентом перейдет на положение официальных революционеров, что для партии чрезвычайно выгодно и желательно. Все девять месяцев они добивались именно такого результата, поскольку идти на баррикады ради защиты собственности и спасения коллег не умели и не желали.

— Донецкие избавляются от унизительного статуса политических союзников. Теперь Партия регионов сама будет выбирать партнеров для участия в выборах-2006, а не учитывать условия тех же эсдеков, к примеру.

— «Настоящие оппозиционеры» получают контроль над ключевыми парламентскими комитетами: Бюджетным, по вопросам СМИ, по борьбе с организованной преступностью и коррупцией. Плюс — Комиссию по контролю за приватизацией. Просто мед и ложкой! Надо ли говорить, насколько ценен такой приз накануне избирательной кампании? Его не заменит ни одно временное министерское кресло.

— «Регионалы» не стали добиваться ни одного поста в новом Кабмине, хотя и поддержали Юрия Еханурова. Отличная комбинация: «Мы голосовали не ради портфелей, а ради единства Украины и стабильности в стране». Есть с чем идти на выборы в ВР.

Просчеты оппозиции

— Виктор Янукович стал жертвой собственного непрофессионализма. Учитывая сложность ситуации, в которой оказался Президент, можно было выдвигать требования по максимуму. Однако лидер ПР трудное положение новой власти не сумел обернуть во благо своей политической силе: начав с формирования коалиционного правительства, с предложения заполнить все посты в КМ донецкими профессионалами, Виктор Федорович в конце концов согласился поверить «бумажным обещаниям». Хотя для его политической силы все могло сложиться более выгодно, если бы Янукович не делал фракцию заложником своих политических амбиций, а прислушивался к мнению прагматичных и системных людей вроде Рината Ахметова. Например, не стал бы затягивать с подписанием Меморандума, «выбивая» себе премьерский пост…

— Меморандум — это не что иное, как «расписка в страхе» перед будущим: донецкие показали, что они боятся громких судебных процессов, отъема нажитого непосильным олигархическим трудом. И предпочитают вместо нормальной оппозиционной работы договоры и соглашения с властью. Бороться они не умеют, защищать себя тоже и, значит, показали свою уязвимость, поставив подпись под документом, регламентирующим отношения между властью и оппозицией. «Регионалы» лишились имиджа «принципиальных оппозиционеров», пойдя на сотрудничество с действующей властью — в отличие от КПУ и СДПУ(о), которые сохранили марку и не преминут напомнить об этом избирателям на востоке Украины.

— Донецкие не получают ничего «предметного» в структурах исполнительной власти. А ведь пожертвовали лицом, оказав «премьерскую услугу» Президенту Ющенко. Отличный сигнал для тех, кто собирается сотрудничать с «регионалами»: «ПР — зачем платить больше?». Не лучшая реклама для партии перед выборами.

Итак, какой вывод? Для новой оппозиции (вход только членам Партии регионов) наступили относительно неплохие времена. Новая власть смогла «микшировать» политический кризис, дать ответ Юлии Тимошенко, показать ситуативное согласие с парламентом. Но это всего лишь временная передышка: как говорил Тит Ливий, «между царями союзничество ненадежно».

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам