Провал

– У тебя есть какая-нибудь папка, чтобы положить на стол?
– У меня только декларация Еханурова. Так, смотрим: жилплощадь – 76 квадратных метров на всю семью, «Тойота» 1990-го года выпуска… И почему все премьеры такие бедные? Нет, не пройдет он, точно тебе говорю.
(Из разговора в парламентском буфете)

Кандидат на пост премьера, выдвинутый президентом на замену Юлии Тимошенко, не прошел парламентское «крещение». Первый в истории случай, когда предложенную президентом кандидатуру не одобрил парламент (правда, был прецедент с Валерием Пустовойтенко, но все знают, что его намеренно сдали – в пользу, кстати, прохождения Виктора Ющенко. Так что этот провал не в счет). Юрий Ехануров получил в поддержку 223 голоса и сорвался. Всего трех депутатских голосов не хватило днепропетровскому губернатору для того, чтобы сменить приставку «и.о.» на должность полноценного главы правительства.

Причем два из них он недополучил от родной фракции: Юрий Ключковский и Николай Жулинский в день голосования отсутствовали по причине болезни. Если «кидают» свои, то что говорить о «чужих», то есть об идеологических оппонентах? Хотя сам Юрий Иванович, судя по всему, был готов принять бразды премьерского правления: он уверенно заявил, что команда правительства обновится на две трети, а бюджет-2006 будет успешно принят. И тут такой облом… Впрочем, это не столько провал Юрия Еханурова, сколько стратегическая ошибка того, кто выдвинул Еханурова в премьеры без всякой страховки. Неудивительно, что тот сорвался.

Собственно говоря, такой результат – недобор – прогнозировался с самого утра, по результатам «ночных переговоров». К тому времени, как Юрию Еханурову надо было утверждаться в сессионном зале, ему не хватало десяти голосов. Причина – неудачно проведенные командой Виктора Андреевича переговоры с лидерами фракций, которые на определенных условиях могли бы поддержать кандидатуру Юрия Ивановича. Как рассказывают участники консультаций, они так и не услышали от главы государства конкретных обещаний и, тем более, гарантий. Ключевой фразой торгов было: «Хлопцы, даю вам слово президента. Вы мне верите?».

20 сентября оказалось, что «хлопцы» не поверили. Сила президентской харизмы уже не действует магнетически на политическую элиту и, вероятно, не будет действовать на общество. Хотя предпосылки для удачного завершения проекта «технический Кабмин» были: об этом можно судить по Соглашению о единстве, подпись под которым поставила и Раиса Богатырева – лидер фракции «Регионы Украины». Предполагалось, что именно регионалы (42 человека) станут главными донорами правительства Еханурова. Тем более, после встречи Виктора Ющенко и Виктора Януковича. По официальным данным, речь между победителем и побежденным на выборах-2004 шла об ускорении политической реформы. По неофициальным – Виктор Федорович пытался снова «выторговать» себе пост премьер-министра. Действительно, в такой стратегической игре грех не воспользоваться сложными условиями, в которых оказался президент, и не назначить максимальную ставку. Это, как говорил один киногерой, не мелочь по карманам тырить. И тем не менее, в последний момент все сорвалось…

По некоторым данным, «отмашку» дал сам Ринат Ахметов, который порекомендовал фракции Богатыревой не «вестись» на предложения президента. И хотя Виктор Андреевич лично беседовал с Раисой Васильевной в парламентских кулуарах, позиция регионалов оказалась твердой. Они не слили голоса в пользу Юрия Еханурова: только три депутата – Бойко, Матвиенков и Звягильский – нарушили фракционную дисциплину. Но им за это все равно ничего не будет: это сильные фигуры, они ходят, как хотят, и руководство фракции это знает и принимает. Вопрос: почему так себя повел Ринат Ахметов? Версия первая: не хотел повторного возвращения Виктора Януковича в большую политику. Говорят, он «списал» экс-кандидата в президенты со счетов.

Версия вторая: Ринат соблюдает негласный договор с Юлией Тимошенко и фактически таким волевым шагом помог экс-премьеру еще повысить предвыборные очки, а фракции «Регионы Украины» сохранить политическое лицо. Потому что после подписания «пакта» от 13 сентября регионалы вступили на путь «конструктивной оппозиции», в отличие от СДПУ(о) или КПУ, которые последовательно отказывались сотрудничать с новой властной командой. Как сказал Леонид Кравчук: «Будь на месте Еханурова хоть ангел, эсдеки все равно не голосовали бы за его утверждение: потому что мы оппозиция».

Кстати, все утро перед голосованием выдвигались предположения, что именно коммунисты могут сдать в пользу Еханурова несколько голосов. Тем более что накануне Юрий Иванович, по слухам, обращался за финансовыми аргументами к одной финансово-политической группе, чьи позиции особенно сильны в его «родной» Днепропетровской области. И вроде бы даже средства на «подкуп коммунистов» были получены и предложены. Ходили также безумные предположения, что за такую поддержку Валерии Заклунной обещан пост министра культуры. Но они оказались ложными: ряды товарищей Петра Симоненко не дрогнули, коммунисты еще раз продемонстрировали последовательность: фракция КПУ еще ни разу в жизни не поддержала премьерскую кандидатуру. Убедительный ход накануне парламентских выборов. В общем, СДПУ(о), КПУ и «Регионы Украины» воздержались… Подобную твердость хотели проявить и оппозиционеры-неофиты, вроде фракции ПРП, но не получилось: 4 голоса (среди которых Тарас Стецькив, Владимир Яворивский) все-таки пошли наперекор позиции фракции и голосовали за Еханурова. Кое-что досталось Юрию Ивановичу от «Единой Украины» Богдана Губского, и даже один «бютовец» – Сергей Головатый отдал свой голос в президентскую копилку. Но это ситуацию не спасло. Что говорит о двух вещах: непрофессиональной переговорной работе президентской команды и о профессионализме команды Тимошенко, способной сходу найти рычаги воздействия на парламент.

Юлия Владимировна как раз успешно провела «разъяснительную» работу среди внефракционных (минус 13 голосов). И все у нее получилось: провал Еханурова можно смело записать в актив Юлии Владимировны. Как говорил Михалыч (Жванецкий, а не Волков, который сейчас работает неофициальным лидером фракции БЮТ), «тщательнее, ребята, надо». Что, нужно сказать, относится и к поспешности, с которой Виктор Андреевич предложил парламенту голосовать в поддержку Еханурова. Отсутствие твердых гарантий, явная нехватка голосов (Ющенко уже в парламенте постоянно выходил на переговоры к лидерам фракций, от которых зависел результат, и просил их о помощи), отсутствие влияния губернаторов на региональных депутатов (в день голосования в парламентском буфете «мыкались» Юрий Артеменко, Александр Садыков, Эдуард Зейналов) – все это требовало отсрочки. Но Ющенко ее не сделал: он лично предпочел приехать в парламент, надеясь убедить депутатов одним своим видом и специально написанной Олегом Рыбачуком речью. В ней говорилось, что:

а) административный ресурс не будет использован на выборах в Верховную Раду в 2006 году: «Я вам даю слово, административный ресурс работать не будет. Я даю слово, ни один канал государственных ресурсов, ни деньги НАК «Нефтегаз Украины», ни Минтранса, ни связи – никакие государственные бюджетные средства на выборах 2006 года работать не будут. Я вам даю твердое слово. Выборы будут честные, прозрачные демократичные»;

б) противодействие политреформе создаваться не будет: «Я даю гарантию, что тому ходу политреформы, который намечен, я не буду чинить действий деструктивного характера. … То, что подтверждено на бумаге, я буду той стороной, которая будет это выполнять;

в) правительство будет сформировано после консультаций, и в нем не будет лиц, связавших себя с бизнесом;

г) политических репрессий и политических преследований в Украине не будет. Однако буквально во время речи президента генпрокурор Пискун «пригласил» в прокуратуру заместителя председателя Донецкого облсовета г-на Близнюка. А бывший мэр Донецка Владимир Рыбак сказал, что на днях было возбуждено пять уголовных дел против учителей, которые на выборах способствовали фальсификации результатов. То есть формально у донецких были причины «съехать с темы» – президент не выполнил условия о запрете политических репрессий. У всех остальных появился прекрасный повод не поверить и другим обещаниям Виктора Андреевича.

Вообще-то странно, что Виктор Андреевич приехал в абсолютно неподготовленный (с точки зрения голосования за его премьера) зал. Как правило, глава государства приезжает в парламент только в случае, если он на 150% уверен в позитивном результате. В противном случае он намеренно подставляет себя под удар. Даже невозможно себе представить, чтобы Леонид Кучма сделал что-то подобное: без «расписок кровью», которые хранились в сейфе лидера большинства. На что рассчитывал президент – на личное убеждение, на просьбы о поддержке, на обещания «рассчитаться» потом министерскими портфелями или просто на сам факт своего появления перед депутатами («вот я зайду – и все согласятся») – сказать сложно. Возможно, он слишком понадеялся на опыт своего участия в прохождении законов по ВТО: кто помнит, тогда Ющенко тоже приехал в сессионный зал убеждать парламентариев и в конце концов добился своего (ключевые законы по ВТО были проголосованы).

Собственно говоря, теперь Виктор Андреевич несет всю полноту ответственности за то, что происходит и будет происходить в стране: ведь его креатура на премьерский пост не прошла, и правительство сейчас «обезглавлено». Оно ни за что не отвечает, да и не может отвечать, как не может и предпринимать какие-то действия по стабилизации ситуации, по тушению экономических и прочих пожаров. Глава государства также лишается парламентской опоры всех своих инициатив: 20 сентября ВР четко показала президенту свою позицию и свою неготовность к сотрудничеству. Фактически, рада проголосовала не против Еханурова (ничего личного –только политика), а против позиции президента Украины.
В общем, отсутствие даже технического Кабмина автоматически перекладывает весь груз проблем (бюджет, социальные выплаты, бензин, рост цен) на плечи президента. Справится ли Ющенко?

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам