Временное правительство

Кто лучше отыграл сцену «отверженное правительство?». Наверное, все же Юлия Тимошенко. И хотя она слегка переигрывала во время своего выступления на «Интере», тем не менее, люди ей верили. Одна моя знакомая проплакала до трех часов ночи. Это правда. Я бы не стал характеризовать ее как излишне впечатлительную женщину. Тем не менее, она была в шоке. Юлия Владимировна сделала два правильных (в технологическом плане) шага.

Во-первых, она не пошла на персональную конфронтацию с Виктором Ющенко и плавно перевела стрелки на его «олигархическое и коррупционное окружение». Недаром Тимошенко держала паузу, воздерживаясь от публичных заявлений. Успела остыть и рассчитать наиболее приемлемые варианты действий.

Во-вторых, не премьер написала заявление об отставке, а президент ее уволил. Это немаловажный нюанс. В первом случае Юлии Владимировне пришлось бы самой объяснять причины такого шага, что неизбежно привело бы к жесткой полемике с главой государства. А так ответственность лежит на президенте, принявшем подобное решение. Если быть справедливыми и честными, то Виктора Андреевича, используя модную нынче в политбомонде терминологию, окружение премьера спровоцировало на отставку. Поэтому нельзя не согласиться с лидером «Нашей Украины» Николаем Мартыненко, который называет экс-госсекретаря Александра Зинченко «спецпроектом» Тимошенко. Инициировав волну отставок, окружение Юлии Владимировны задало алгоритм действия для главы государства. Скажем больше: оно (окружение) де-факто додавило увольнение Тимошенко. Имеется в виду публичное «харакири», которое устроил себе вице-премьер по гуманитарным вопросам Николай Томенко. Судя по целому ряду признаков, дело могло не дойти до крайних мер. Но появился Томенко. Наверное, именно «эта бутылка портвейна стала лишней». Впрочем, сегодня данный факт никакого значения не имеет. Юлия Тимошенко проявила сдержанность, не став прислушиваться к советам бывшего гуманитарного премьера «возглавить оппозицию». В конце концов, до выборов еще есть время.

Занять позицию Тимошенко всегда успеет. Другое дело, что многочисленные депутаты, пополнившие ряды фракции БЮТ, теперь озабоченно «чешут репу». Одно дело идти на выборы в относительно комфортных условиях, когда Тимошенко возглавляла Кабмин. И совсем другое – неожиданно оказаться пусть пока и не в оппозиции, но в состоянии политической неопределенности с перспективой бороться с властью за власть. Пока в парламенте. Не удивлюсь, если опять начнется суета во фракции…

Однако есть и выигрышные моменты в досрочном увольнении Юлии Владимировны. Ей не придется отвечать за ухудшение макроэкономического климата в стране, перебои с электричеством и газом, рост цен на продукты первой необходимости, инфляцию, провал бюджетного процесса. Вопрос об удачном (неудачном) выборе момента можно будет поднять только после завершения выборов.

Теперь проанализируем судьбу сменщиков Юлии Владимировны в высоких должностных кабинетах. Правительство Юрия Еханурова уже успели окрестить «временным», «техническим», «переходным» и так далее. Действительно, после парламентских выборов Кабинет министров, по идее, должен уйти в отставку. Особенно после конституционной реформы, одним из последствий которой станет усиление позиции главы Кабинета. Теоретически возможен вариант, когда уже после завершения формирования нового парламента возникнет потребность в нейтральном премьере. Как говорится, ни вашим, ни нашим. Но шансов, честно говоря, мало. Итак, два фактора – личность Юрия Еханурова и близость выборов в Верховную Раду – автоматически снижают статус нового Кабмина. Возникает следующий вопрос: если все так предопределено, то зачем вообще напрягаться и утверждать нового премьера в Верховной Раде? Ну побудет Юрий Иванович исполняющим обязанности до апреля-мая будущего года… Что-то изменится?

Есть свои плюсы и минусы в сохранении статуса «техногенного правительства» с приставкой «и.о.». Сначала о плюсах.

Во-первых, резко снижается нагрузка на политикум. Юрия Ивановича пока трудно заподозрить в чрезмерных политических амбициях. Правительству, конечно же, не избежать втягивания в предвыборные разборки, но, по крайней мере, Ехануров вряд ли будет участвовать в электоральной кампании. Он обречен оставаться в стороне и не вмешиваться.

Во-вторых, не надо опять начинать эти надоевшие игры с парламентскими фракциями по поводу квот и представительств в новом составе правительства. И ежу понятно, что сеанс одновременного удовлетворения кадровых претензий БЮТ, «Регионов Украины», Украинской народной партии, «Вперед, Украина!», «Реформы и порядок», Народной партии, СПУ невозможен в принципе. Когда количество договаривающихся сторон превышает две, эффективность процесса снижается пропорционально прибавлению дополнительных участников переговоров.

Если же пойти на компромисс, то на свет появится очередной «политический инвалид». Даже не инвалид, а динамит. Это еще хорошо, что господин Зинченко «выстрелил» в начале осеннего сезона. А представьте себе размеры кризиса, если бы данная комбинация была разыграна в ноябре или в феврале? Мама, не горюй. Если набирать правительственных неофитов по принципу «вы нам голоса, а мы вам какой-нибудь пост», то есть вероятность, что появятся «маленькие Зинченко» в разгар выборов. В этом случае уже «щелбанами» не обойдешься. Счет идет на проценты.

В-третьих, удастся обойтись без представителей «старой власти», которые неизбежно появятся в новом составе Кабмина, если идти по пути утверждения премьера в Верховной Раде. Сильный удар по имиджу.

Минусы «временного Кабмина» заключаются в следующем:

А) Как-то перед Европой неудобно: все премьеры как люди, а у нас – «исполняющий обязанности». С кем договариваться-то?

Б) Снижается эффективность работы правительства в кризисных условиях. Нет стимула для работы. Все равно скоро в отставку, так зачем же напрягаться?

В) У «временного Кабмина» ограниченный ресурс влияния на ситуацию. Что может сделать и.о. министра экономики для стабилизации инфляции? Особенно если и.о. – Сергей Терехин?

Г) Бюджетный процесс завалится однозначно. Кабинет министров, не пользующийся поддержкой парламента, не сможет пролоббировать необходимый вариант главного финансового документа страны.

И, наконец, президент будет выглядеть не совсем хорошо, когда ВР не утвердит поданную им кандидатуру премьер-министра. Не уважают, значит… Судя по невменяемым проектам, которые озвучили мелкие фракции, наподобие УНП, у них есть желание засунуть в один кадровый пакет все, что только есть, включая и вакантное место вице-спикера. Крупным фракциям (кроме НСНУ), которые ведут свою предвыборную игру, невыгодно утверждать новое правительство. Кого же тогда критиковать? Это только Сан Саныч может виртуозно разыгрывать оппозиционность при наличии министров-социалистов. Януковичу подобная игра не по плечу.

Если, как говорил бывший спикер Иван Плющ, оно (правительство) не лезет, то зачем его впихивать? Лучше уж быть прагматиками до конца…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам