Настоящий эсдек

Когда государственный секретарь Украины Александр Зинченко подал в отставку, то первой мыслью было: рановато пошел. Мне кажется, я понимаю Президента, который наверняка с чувством глубокого и всестороннего удовлетворения удовлетворил (извините за тавтологию) просьбу несостоявшегося «мозга нации». Именно так любил называть себя самопровозглашенный потомок Олбрайт, Киссинджера, Пауэлла и Хейга. С Зинченко этих известных деятелей роднит только одно — все они были государственными секретарями. Только в отличие от Александра Алексеевича успели что-то сделать на своем посту. Но об этом чуть позже.

После того как появилась информация о том, что Зинченко планирует провести пресс-конференцию по мотивам своего мужественного и кристально честного шага, возникло обоснованное подозрение: опять? Дежа-вю какое-то. Помню, все это уже было: «не могу следовать монотонной позиции одного человека», «кругом одним сволочи», «зажимают здоровую инициативу», «хочу связать свою судьбу с другой силой, которая символизирует честность и мораль». Включил телевизор: на плоском экране появилось острое лицо экс-государственного секретаря. Лицо озвучивало с бумажки некий текст. В вольном переводе с использованием лексики, доставшейся нам из прошлых времен, смысл заявления уважаемого Александра Алексеевича сводился приблизительно к следующему: «Все подонки высшей меры!», «Александр Третьяков (начальник кабинета Президента), Петр Порошенко (секретарь Совбеза) и Николай Мартыненко (лидер фракции «Наша Украина») — коррупционеры!». И только гордый экс-секретарь, белой молнии подобный, гордо реет над коррупцией с пронзительным криком: «Буря! Скоро грянет буря!». Но «робкий пингвин» в лице Порошенко вовсе не прятал «тело» в утесах, а приехал послушать своего бывшего коллегу. Коллега симулировал полное и публичное удовлетворение, получаемое от сеанса одновременного разоблачения. В битком набитом зале «Интерфакса» раздались аплодисменты. Я тоже дистанционно хлопал. Только по другому поводу. Лично убедился в справедливости вечной истины: «предавший раз…» и далее по тексту. Думаю, в это же время валялись по полу от смеха бывшие товарищи Зинченко по партии. «Саш, один и тот же текст. Один и тот же! Я не могу…» — говорил с выражением неописуемой радости на лице экс-соратник экс-секретаря.

Но, думаю, лучше всех откомментировал шумный, зато публичный спуск воды за собой дедушка Кравчук. «Бывших эсдеков не бывает!» — сказал он. Это чистая правда. Спецоперация, начатая объединенными социал-демократами в 2004 году с засылки Александра Алексеевича в избирательный штаб Виктора Андреевича, закончилась успешно. Нестор Шуфрич — новое, боевое лицо СДПУ(о) — может поздравить своего коллегу по оружию с блестящим выполнением политического задания эсдеков. Еще пару месяцев назад он отмечал, что «наш резидент в Секретариате работает на «отлично».

Комсомол — телеканал «Интер» — монотонное следование позиции товарища Медведчука — вице-спикер — «я же белый и пушистый, почему меня никто не любит?» — уход — слив. Комсомол — государственный секретарь — кризисный менеджер — коррупция — «все сволочи, а я белый и пушистый!» — уход — слив. Наверное, все в дело в тлетворном влиянии комсомола. Именно из рядов «беспокойных сердец» выходят, как правило, настоящие социал-демократы, обученные в утробе младшего брата (Компартии) основам кризисного менеджмента. Но не будем, как Зинченко, употреблять (в хорошем смысле этого слова) голословные обвинения. Как говорил сын турецко-подданного, «ближе к делу!», то есть к голым фактам.


Ты помнишь,
как все начиналось

Вначале был мозг. Нации. Именно так — «мозгом нации» — Зинченко предпочитал называть свое детище — Секретариат Президента. В свете последних событий уместно напомнить шутку насчет мозга блондинки: «Поймали одну блондинку, вскрыли ей черепную коробку, а там тоненькая ниточка. Думали-думали, что с ней делать. Взяли и разрезали. Уши-то и отвалились». Если продолжить женскую тему, то почему-то вспоминается, что в разгар предвыборной президентской кампании, которой руководил будущий «мозг нации», в штабе Ющенко любили мурлыкать песенку группы «Ленинград» насчет некоей Зинаиды, которая чуть было не способствовала поджогу квартала. По морально-этическим соображениям сурово воздерживаемся от пересказа содержания данного музыкального произведения.

С «мозгом» сразу не заладилось. Извилины не сходились. Начнем с того, что понадобилось девятнадцать дней для того, чтобы опубликовать указ главы государства с достаточно скромным названием: «Вопросы Секретариата Президента». Кстати, уже тогда к Зинченко накопились вопросы, которые Виктор Ющенко обещал красочно описать в отдельной главе своей будущей книги с условным названием «Что творилось в первые дни в моем Секретариате». Стали пропадать подписанные указы, а часть распоряжений главы государства была засекречена. Появились бланки красного цвета, на которых «мозг» нации излагал свое видение кадровой политики. Дух кризисного менеджера потихоньку стал возрождаться на Банковой.

Уже при сличении вариантов организации аппарата Президента Медведчука и Зинченко выяснилось, что они не очень-то отличаются друг от друга. Управления администрации главы государства переименовали в Главные службы Секретариата Президента (СП). Единственным нововведением стал «кабинет Президента», подчиненный Александру Третьякову. Думаю, Александр Алексеевич посуровел лицом, когда увидел этот пассаж в тексте указа. Но ведь кому-то надо было работать… Сам Зинченко в то время предпочитал заниматься решением глобальных проблем человеческой цивилизации. «СП станет мозговым центром инициатив», «главная задача — интеллектуальная работа». Александр Алексеевич также скупыми мазками наметил контуры своей будущей деятельности. Ничего особенного. Всего лишь «детенизация экономики, борьба с коррупцией, вступление в Европейский Союз и… функция объединения регионов».

Да, действительно, есть еще и Президент, которому по статусу положено заниматься решением этих проблем. Но «мозг» же у Зинченко. Именно он пообещал бросить «интеллектуальный вызов обществу». Скорее всего, госсекретарь бросил вызов здравому смыслу. Мне лично особенно импонировали планы бывшего комсомольского работника по привлечению кадров в СП. Все красивые. Возраст от 23 до 28 лет. Прошли стажировку «в лучших заведениях Европы и мира». Безумно хотелось посмотреть на этих самоотверженных людей, согласных вкалывать за зарплату чиновника во имя мира и справедливости. Чувствую, уже не доведется.

В бурный постреволюционный период, который длился у господина Зинченко приблизительно с января по март 2005 года, государственный секретарь успел поразить силой своего личного интеллекта многих. «Главное — это поменять содержание работы административной машины», — сказал он. И поменял. Правда, на словах. У него были уникальные планы. Или видения?

«Сон госсекретаря №1». Для реформирования системы власти будут созданы специальные комиссии с участием представителей общества. «3—4 комиссии должны пронизать все общество с его насущными системными проблемами». Какая пронзительная мысль, потрясающая своей глубиной. Отдачу от работы таких суперкомиссий можно почувствовать через шесть месяцев. Прошло шесть месяцев. Ни комиссий, ни Зинченко. Странно это…

«Сон госсекретаря №2». Александр Алексеевич пообещал разработать для Президента 7 стратегических национальных проектов. Это было сказано 11 марта. Зинченко не стал углубляться в детали своих секретных разработок. Только вскользь упомянул, что проекты «сделают Президента активным действенным фундатором изменений в обществе». Скромно и со вкусом. «Я сделаю вас счастливым». Семь раз подряд. Ага. Ну да. Конечно…

«Сон госсекретаря №3». Какой-то «враг народа» рассказал Зинченко о существовании в США «Силиконовой долины». Или же предводитель СП случайно посмотрел общеобразовательный канал «Дискавери». Не знаю. Но факт: Александра Алексеевича круто переклинило на «хай-теке». Уже во время первых встреч госсекретаря с руководителями СМИ многие замечали, что он начинает странно заговариваться насчет некой «платформы», которая будет «поднимать» телевизионный сигнал в космос. Всякое бывает. Ну, может быть, заработался человек. Попробуй соблазнить молодых интеллектуалов из «Лиги плюща» на работу в Секретариате за триста гривен. Ан нет. Не попустило. Цитирую официальное сообщение Секретариата Президента: «Формирование в стране информационного общества, обеспечение доступа широкой общественности к глобальным информационным сетям… позволят Украине занять достойное место среди наиболее развитых стран Европы и мира». Бердичев станет мировым компьютерным лидером и Билл Гейтс будет жить на улице Бабеля. Продолжение цитаты: «Государственный секретарь призвал к разработке комплексной концепции создания в Украине информационных кластеров, подобных американской «Силиконовой долине». Были бы кластеры, а долину всегда отрыть можно.


Синдром неудачника

На первом этапе работы Александра Алексеевича трудно было понять, где заканчиваются его полномочия и начинается сфера компетенции Министерства иностранных дел, экономического ведомства, Минтопа, Таможни, НАК «Нефтегаз Украины» и, в конце концов, Президента. Он попытался совершить прорыв в российском направлении. Занимался организацией визита Виктора Ющенко в Москву. Пытался наладить контакты с Кремлем, чтобы замкнуть на себе отношения между Украиной и Россией. Все закончилось тем, чем и должно было закончиться: скандал, выход указа Президента об усилении координирующей роли МИД. Хохот россиян, принимающих газовые, нефтяные, космические месседжи от такого «компетентного интерфейса» новой украинский власти, как Зинченко, наверное, еще долго не стихал. Одного комсомольского опыта недостаточно, чтобы «разводить на отношения» кремлевских товарищей. Они с удовольствием стали разводить самого Александра Алексеевича. Скромно умолчим, как Зинченко готовил почву для визита Виктора Андреевича в США. Если под выражением «готовить почву» понимать процесс удобрения грунта навозом, то с поставленной задачей государственный секретарь справился. И как он классно съездил в апреле в Ливию! Этот вояж войдет в анналы украинской дипломатии. Александру Алексеевичу удалось совершить невероятное: упростить визовый режим между Ливией и Украиной. Естественно, на словах. Договориться о тендере на «разведку и раздел продукции «EPSA-5». Вы не знаете, что такое «EPSA-5»? Не переживайте. Зинченко тоже не совсем понимает. Зато он встретился с полковником Каддафи и рассказал ему, как чувствует себя Ющенко. Встреча «лечащего врача» и лидера ливийской революции прошла успешно.

И подобных фактов, свидетельствующих о бессистемном метании госсекретаря между крайностями, можно приводить очень и очень много. То Зинченко выступает с инициативой провести референдум по отмене конституционной реформы, то начинает заниматься вертолетостроением, то космическими кораблями, которые бороздят просторы Большого театра.

По большому счету, его следует пожалеть. Непомерная планка личных амбиций и полное отсутствие организаторских навыков. Страшное сочетание. Александр Алексеевич чересчур серьезно воспринял жест Ющенко, пригласившего бывшего эсдека возглавить избирательную кампанию. Ведь он был всего лишь символом объединения людей с различной политической позицией. Не более того. К сожалению, очень и очень неудачным символом. По одной простой причине: позиции как таковой у Александра Алексеевича никогда и не было. Он является классическим примером «прилипалы»: то к одной силе присосется, то к другой. И думает, что перемена позиции будет способствовать повышению его публичной привлекательности. Смена поз хороша в другом деле.

Бывшие соратники Зинченко по власти сначала с пониманием относились к, мягко говоря, завышенной самооценке бывшего комсомольского работника. Александр Третьяков, который занялся рутинной канцелярской работой, предпочитал не высовываться. Пусть уже Александр Алексеевич осваивает просторы космоса. Зинченко сильно комплексовал по этому поводу. Человек решает вопросы, а он, такой красивый и переполненный интеллектом, почему-то не может ничего сделать руками. Последствием этих комплексов стали игры с указами, попытки сделать главу государства «объектом влияния». Сначала он получил по рукам от Третьякова. Затих, но «заметку на память» сделал. Не удивлюсь, если у Александра Алексеевича обнаружится блокнотик или, учитывая его тягу к передовым технологиям, текстовый компьютерный файл, в котором напротив ряда фамилий будут стоять крестики. Чтобы понизить уровень «амбициозной кислотности», буквально разъедающей Зинченко, соратники предложили госсекретарю «пряник». Пообещали, что в следующем составе парламента Александр Алексеевич займет должность спикера. Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не гадило. На некоторое время помогло. Потом, уже в апреле месяце, государственному секретарю слегка отформатировали ряд областей головного мозга, отвечающих за амбиции. Легкую лоботомию провела в том числе и Вера Ульянченко, которая никогда не стеснялась в подборе выражений и инструментов воздействия. Зинченко как бы затих, но не забывал при случае вставлять палки в колеса то Третьякову, то Порошенко, то еще кому-нибудь. Личный блокнотик государственного секретаря стремительно пополнялся. Не удалось добиться увольнения Владимира Скоморовского с должности руководителя Таможенной службы. Накручивал Виктора Андреевича на замену Скоморовского Николаем Сологором, а вышло наоборот. Еще один крестик. Никак не мог смириться Александр Алексеевич с простой, но очевидной мыслью: он всего лишь государственный чиновник, который обеспечивает деятельность главы государства. Хотелось большего.

Не случайно он пригласил группу российских политтехнологов для разработки собственного политического имиджа. Попытался получить доступ на центральные теле- и радиоканалы. Привлек к этой работе Николая Томенко, Тараса Стецькива, Андрея Шевченко и Виктора Набруско. Не хотелось быть чиновником. Страсть как не хотелось. Поэтому, когда обозначились четкие контуры поляризации властной команды, Зинченко опять решил исполнить свой коронный номер: «злые вы, уйду я от вас». При этом он даже не понимал, что является не фигурой, а пешкой в чужой игре. Нет более жалкого зрелища, чем «лузер», вступивший на тропу политической войны. Отрыл свой кризисный «антикоррупционный топорик», которым пытается размахивать. Действительно, пусть Генеральная прокуратура разбирается с содержанием претензий Зинченко к Александру Мартыненко, Петру Порошенко и Александру Третьякову. Судя по его лихорадочным заявлениям, Мартыненко обвиняется экс-госсекретарем в попытке незаконной приватизации некоего «символа «оранжевой» революции» в центре Киева. Наверное, имеется в виду женщина на колонне. Или трибуна, на которой иногда маячил острый профиль Александра Алексеевича. Порошенко обвиняется на основе данных одного польского издания, которое занесло секретаря СНБО в список богатых людей Центральной и Восточной Европы. Так ведь список составлялся на основе впечатлений украинских журналистов. А Третьякову Зинченко «инкриминирует» рукоприкладство. Ударил по лицу офицера Государственной охраны.

Развитие событий сразу после отставки госсекретаря свидетельствует о том, что Зинченко выбрали на роль «публичной жертвы». Ему не привыкать. Исполнять роль обиженного интеллектуала — это его призвание. С поставленной задачей чуть ли не впервые за семь месяцев пребывания у власти Александр Алексеевич справился. На политическом рынке появился «настоящий социал-демократ», который желает познакомиться с приятной во всех отношениях политической силой с целью кинуть ее, если подвернется подходящий случай. Если кто хочет получить кучу удовольствий, связанных с интеллектуальной деятельностью господина Зинченко, — милости просим. Попробуйте. Результат вполне предсказуем.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам