Огласите весь список, пожалуйста….

Желающих побороться за обладание «Криворожсталью» стало уже пятеро. По свидетельству «Интерфакса», в конкурсе будут участвовать «Arcelor» (Люксембург), «Северсталь» (Россия), «ЕвразХолдинг» (Россия), «Приват-Интертрейдинг» (Украина) и крупнейшая в мире сталелитейная компания с неопределенной национальной принадлежностью «Mittal Steel». Итак, пусть победит достойнейший.

Фаворитом среди претендентов считается «Mittal Steel». Главным образом благодаря наибольшим финансовым ресурсам – в прошлом году именно эта компания предлагала максимальную сумму за «Криворожсталь» ($1,5 млрд.). Именно глава «Mittal Steel» Лакшми Миттал лично встречался с украинским премьером Юлией Тимошенко.

В любом случае, бизнесмен индийского происхождения Лакшми Миттал тверд в своем намерении купить крупнейший украинский сталеплавильный комбинат. И в интервью газете «Time» он сказал по поводу конкурса: «Вместо того чтобы проводить все заново, правительству стоило бы просто объявить нас победителями».

Вместо резюме

Позиционирование Лакши Миттала как главного претендента на конкурсе по приватизации «Криворожстали» слегка настораживает. За потенциальным покупателем водится грешок – индиец постоянно нарушает инвестиционные обязательства.

Понятное дело, Миттал не обязан подавать в Фонд госимущества Украины свое резюме. Однако профильное ведомство, вероятно, изучает вопрос, насколько тот или иной соискатель соответствует должности владельца крупнейшего сталелитейного комбината.

Сегодня Лакшми Миттал является третьим номером в списке самых богатых людей планеты – состояние оценивается в 25 млрд. дол. Предприятия его металлургической империи расположены в 14 странах мира и плавят 70 млн. т стали в год – это в десять раз больше, чем производительность «Криворожстали». «Он принял то, что многие считали неразрешимой, ужасающей проблемой, и заставил это работать», – писали казахские журналисты.

В частности, «ужасающей проблемой» названы и приобретенный Митталом металлургический комбинат в Казахстане, и группа польских метзаводов PHS. Самое «ужасное» в них – это оборудование 60-х годов XX века. Для западного эксперта это, понятно, разруха полная (интересно, как тогда будет охарактеризована «Криворожсталь» с техникой 30-х годов?). А в принципе, ведь на этих предприятиях все работает. Они способны производить (и производят) миллионы тонн стали в год. Проблема лишь в том, что правительства этих стран в силу ряда причин не желают или не способны сами заняться управлением предприятиями или же срочно нуждаются в средствах, а ни в Казахстане, ни в Польше, ни даже в Украине нет достаточно мощных финансово-промышленных групп, способных заплатить за металлургические комбинаты их реальную стоимость.

Та же группа заводов PHS была приобретена за 800 млн. дол. Для польских бизнесменов – это астрономическая сумма. Поэтому польские компании и не претендовали на PHS. Однако, с другой стороны – это 80% всей металлургии Польши. При номинальных объемах производства PHS в 8 млн. т стали стоимость продукции на мировом рынке составит немного меньше 4 млрд. дол. То есть при задекларированной в 2004 году норме прибыли компании «Mittal Steel» на уровне 32% сделка окупается за 8 месяцев. К этому надо добавить, что под обещание будущих инвестиций и модернизаций «Mittal Steel»№ получил государственную помощь от польского правительства, которая заключалась в налоговых и прочих льготах и поблажках.

Немаловажная деталь: инвестиционных обязательств по металлургическим заводам Польши Миттал так и не выполнил. То есть предприятия продолжали работать точно так же, как работали до того. Как было оборудование 60-х годов – так и осталось. Между тем, инвестиционный договор предполагал вложение в модернизацию предприятий 2,4 млрд. дол. Были только сокращены расходы на текущие ремонты, что вызвало бунт польских профсоюзов.

Такая схема работы позволяет получать Лакшми Митталу, пользуясь приснопамятной марксистско-ленинской терминологией, сверхприбыли. Еще прошлогодний список «Forbes» оценивал его состояние в 5 млрд. дол. Сейчас, как уже указывалось, Лакшми Миттал «стоит» 25 млрд. Динамика роста – 500% за год. Это лучший результат среди ведущих миллиардеров.

Из двух зол большим оказываются деньги

Украинскому правительству, безусловно, виднее, какой из инвесторов будет для «Криворожстали» наилучшим хозяином. Скорее всего, приоритет будет отдан самому щедрому. Срочное спасение бюджета, близящиеся выборы и тому подобные аргументы, перечислять которые нет смысла из-за их очевидности. Однако в гипотетической ситуации, если бы положение дел в Украине было иным, возможен был бы иной исход конкурса по приватизации комбината.

Та же Польша после конфуза с PHS в 2005 году продавала остатки металлургической отрасли страны – комбинат «Huta Czestohowa» – уже не Митталу. Завод достался украинской группе «Индустриальный союз Донбасса». «Huta» не досталась индийцу, хотя наши соотечественники и предложили сумму на 13% меньше, чем Лакшми Миттал, хотя конкурсная комиссия в феврале объявила о предоставлении эксклюзивного права компании «Mittal Steel» на покупку комбината, и хотя польская пресса говорила о каких-то договоренностях между правительством и руководством транснациональной корпорации. Тем не менее, опыт хозяйствования Лакшми Миттала на PHS спровоцировал такой скандал, что «Huta Czestohowa» была передана иному инвестору. Чешское правительство поступило с Митталом еще жестче. Его вообще исключили из списка участников тендера на покупку комбината «Vitkovice Steel».

Похоже, наши соседи овладели минимальными бизнес-навыками, которые, как известно, включают в себя умение отличать наживу от наживки.

Объект с дефектом

Показательно, что на «Криворожсталь» претендует лишь одна украинская финансово-промышленная группа – «Приват». Остальные претенденты – иностранные компании.

Дело не только в бедности украинских олигархов. В условиях весьма вероятной монополизации ферросплавной отрасли в руках «Привата» – группа уже вплотную подошла к решению вопроса изъятия Никопольского завода ферросплавов у Виктора Пинчука – владелец «Криворожстали» вынужден будет искать пути для достижения договоренностей с бывшим конкурентом по конкурсу. Ведь КГМК «Криворожсталь» является крупнейшим потребителем ферросплавов в Украине. Если же договориться с «Приватом» не удастся, будут разорваны налаженные связи по снабжению комбината ферросплавами. Крупные иностранные компании могут оперативно решить проблему поставок ферросплавов из-за границы, а вот местным бизнесменам сделать это будет уже сложнее.

Факт, что продажу комбината только с большой натяжкой можно назвать чистой – «Криворожсталь» ведь продается повторно, и у предыдущих собственников большое количество претензий к тому, как ее забрали. Все эти претензии Пинчук с Ахметовым изложили в своей жалобе в Европейский суд, и если наших олигархов и россиян европейское правосудие не очень беспокоит, то для иностранцев решение в пользу бывших собственников будет настоящей проблемой. Все это еще более усложняет непростую ситуацию с приватизацией, а, следовательно, и с пополнением бюджета за реприватизационный счет.

Страшная Украина

Ко всем прочим проблемам с продажей КГМК на прошлой неделе прибавилась еще одна. Правительство, видимо, не разобравшись, что кому принадлежит, решило реприватизировать по схеме пинчуковского НПТЗ, т.е. отмену создания ЗАО, «Северодонецкий «Азот». Интересно, о чем думали наши чиновники, принимая такое решение? В Украинских судах они, конечно, выиграют, правда, и в этот раз не обошлось без нарушений прав ответчика. Но что они собирались делать с международным арбитражем? Между Украиной и США заключено международное соглашение о защите инвестиций, и в нем ничего не сказано ни о прежнем «преступном режиме», ни о «несправедливых» ценах, ни о проблемах бюджета. Логично предположить, что при рассмотрении вопроса «Азота» в «буржуйском» суде перспективы Украины лежат в пределах от полного непонимания украинских аргументов до международного скандала. Видимо, в правительстве решили, что находящееся за рубежом имущество Украины стоит меньше чем экспроприируемый азотный завод, поэтому, его реприватизация – дело выгодное.

Хотя наезд на «Азот» пока приостановлен, и дело, скорее всего, спустят на тормозах без лишнего шума, оставив предприятие американцам, все заинтересованные инвесторы уже в курсе того, что их ждет в Украине. Вряд ли это прибавило им инвестиционного энтузиазма, в том числе и в отношении «Криворожстали».

Бюджетное пополнение

Вопрос наполнения бюджета осложняется еще и тем, что после продажи государство будет вынуждено вернуть незадачливым покупателям – Пинчуку и Ахметову – деньги, которые они заплатили за комбинат в 2004 году. Речь идет о сумме в 4 млрд. 200 млн. грн. Маловероятно, чтобы новый покупатель сразу же по окончанию конкурса одним траншем выплатил всю аукционную цену комбината. Скорее всего, средства будут переводиться несколькими траншами. Значит, правительство будет вынуждено за счет первого транша, вернуть деньги собственнику прошлому. Если же инвестор будет переводить деньги с такой же оперативностью, как Лакшми Миттал вкладывал инвестиции в PHS, то расчет пополнить бюджет за счет приватизации в 2005 году может оказаться ошибочным.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам