Курсовая отставка

Одним здравомыслящим финансистом сегодня стало меньше во власти. Подал в отставку зампред Нацбанка Сергей Яременко – один из постоянных читателей статей экономического блока газеты «Кіевскій телеграфЪ». Об истинных причинах его шага можно только догадываться. Причем догадки вгоняют в пот не только банкиров, но и простых граждан. Возможно, Яременко ушел, чтобы его имя не связывали с грядущей ревальвацией гривны-2. В таком случае «отдельное спасибо» за его отставку нужно сказать министерству экономики и миссии Международного валютного фонда (МВФ), которые спелись в едином порыве своих далеко неоднозначных рекомендаций…
Начнем, с самого главного вопроса: чем плоха отставка Яременко вообще и в данный исторический момент в частности? Ответ очевиден: Сергей Александрович всегда выступал за сохранение политики Нацбанка, направленной на удержание стабильного курса гривни по отношению к доллару и против существенной ревальвации национальной валюты. Фактически он выполнял роль «тормоза» при воплощении в жизнь радикальных до волюнтаризма идей своего шефа Владимира Стельмаха и главного «экономиста» страны Сергея Терехина. Своей позиции Яременко никогда не скрывал, и даже решался публично критиковать идеи руководства, что для госслужащего приравнивается к бюрократическому подвигу.

Весной 2005 года, когда экономический блок правительства и Нацбанк остро дискутировали по поводу целесообразности ревальвации гривни для сдерживания инфляции, Сергей Яременко дал резкое интервью журналу «Профиль». В нем он сказал, что укрепление гривны в качестве инструмента борьбы с инфляцией может привести к негативным последствиям как для ценовой динамики, так и в плане притока долгосрочных инвестиций. К тому же механизм снижения инфляции на 2% за счет ревальвации национальной валюты на 10% срабатывает только в рыночных экономиках. А в такой, как наша, может привести к дестабилизации на рынке. «Если Нацбанк девальвирует валюту, тогда завтра все пойдут ее продавать, зная, какой будет курс через некоторое время. Полученную в результате гривну обменяют на товары, что приведет к росту совокупного спроса. И, следовательно, к росту цен, с которым эта мера изначально была призвана бороться. Где же логика?», – сказал тогда Яременко и оказался прав.

Последний раз он высказался относительно валютной политики несколько дней назад. Пообещал, что Нацбанк не намерен допускать резких курсовых колебаний, но дать более детальные комментарии отказался, отметив, что после возвращения из Крыма председатель НБУ Владимир Стельмах сделает по этому поводу специальное заявление.

Но Стельмах пока ничего не говорит. Даже по поводу отставки своего заместителя. Банкиры, не дождавшись официальных объяснений, всерьез заподозрили в Нацбанк в намерении осуществить новую ревальвацию гривны. Скорее всего, не по своей воле, а под давлением Минэкономики. Наблюдатели обратили внимание, что в июле, после продолжавшегося несколько месяцев затишья, вновь оживился министр экономики Сергей Терехин и принялся давать советы Центробанку, как ему проводить валютно-курсовую политику. Думаю, все помнят, что именно Терехин додавил Стельмаха, заставив пойти на скачкообразное укрепление курса гривны к доллару за одну ночь волевым решением. И с тех пор, как Нацбанк удешевил американскую валюту на 5%, Минэкономики его не трогало. Не считая нескольких публичных всплескиваний руками: ах, что же вы так резко, ребята! Не надо же быть такими исполнительными! Прямо как в анекдоте: «знала бы я, что ты такой шустрый, сняла бы колготки…».

Интересно и другое. Весной призывы г-на Терехина к либерализации валютного рынка спровоцировали массовый приход спекулятивного иностранного капитала в Украину, почуявшего «горячую прибыль» в грядущей ревальвации. Я не склонен к глубокому журналистскому расследованию и выискиванию связи между гарвардскими контактами министра экономики, его действиями и прибылями западных спекулянтов, пользующихся «инсайдерской информацией». Пусть этим интересуется отсеченная от СБУ Служба внешней разведки, у них для этого специальная статья расходов на агентуру есть. Но есть слишком очевидные параллели. Как и весной, сейчас, накануне отставки Яременко, возобновился массовый приток спекулятивных денег. В прессе уже писали, что половина более чем полумиллиардного избытка валютного предложения приходилась на долю нерезидентов. И пришли эти деньги в страну якобы под ожидания грядущей еще до конца нынешнего года новой ревальвации гривны.

Надежды валютных игроков хорошо наварить имеют под собой солидный грунт. Дело в том, что идеи Терехина почти полностью совпали с одной из ключевых рекомендаций МВФ, высказанных по итогам работы последней миссии – о проведении более гибкой ценовой политики. Как мы уже писали, ряд специалистов расшифровали это пожелание как предложение еще больше ревальвировать гривню. А, расшифровав, вздрогнули: даже дилетанту ясно, что снижение курса иностранной валюты может быть последним камешком, который обрушит отечественное промышленное производство.

Еще до оглашения рекомендаций, по информации крупных участников рынка, начались серьезные трудности с продажей на межбанке иностранной валюты. Якобы заметно не хватает гривни: деловой люд спешит ею затовариться перед подорожанием. Вместе с тем, МВФ, вырабатывая свои советы, оперирует данными, согласно которым гривны у нас навалом. И поэтому-то предлагая бороться с ее избытком. Складывается впечатление, что некто, заинтересованный в том, чтобы иностранные спекулянты еще раз хорошо наварились на украинских просторах, взял да и дезинформировал МВФ. Получив в результате мощную поддержку своим планам. И я даже догадываюсь, кто бы это мог быть…

Имея такого оппонента как МВФ, зампред Нацбанка Сергей Яременко, конечно, не смог бы доказать, что оптимальным вариантом курсовой политики на сегодняшний день является удержание номинального курса на существующем уровне. А попытка снизить инфляцию путем то ли отмены обязательной продажи валюты, то ли ее ревальвации бессмысленна. Судя по всему, это и стало причиной его ухода из власти.

Конечно, нет сомнений в том, что бывший глава «Укрэксимбанка», банкир топ-квалификации с многолетним стажем и школой советского «Внешэкономбанка» найдет себе работу не столь звучную как в НБУ, но не менее престижную. Он уже имеет опыт добровольного ухода с госслужбы год назад, в июне 2004 года Сергей Александрович поменял должность руководителя департамента валютного регулирования НБУ, которое он занимал с 1996 года, на кресло председателя правления дочернего «Банка Москвы» в Украине. Но в феврале 2005 года его вновь вернули в НБУ с повышением. Как теперь выяснилось – ненадолго…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам