Ушки нации

В последнее время страна живет по принципу «ни дня без скандалов». И многие из них связаны с таким любопытным явлением, как прослушивание телефонных разговоров влиятельных лиц. СБУ возбудила несколько уголовных дел относительно незаконного прослушивания известных политиков, в числе которых – нынешний президент и премьер. А Виктор Ющенко 6 июля призвал глав силовых ведомств прекратить это делать и проверить все факты, связанные с подобными нарушениями. Но уже месяц спустя новым фигурантом громкого скандала стал заместитель генерального прокурора Украины Виктор Шокин.

Напомним, что скандал с Шокиным был вызван публикацией в газете «Зеркале недели», где было сказано, что суд дал санкцию на прослушивание его телефонных разговоров в связи с делом Гонгадзе. «Заявляю официально: на сегодня ни они, ни я не знаем из других источников, что нас прослушивают», – сказал Шокин. По его словам, санкцию на прослушивание сотрудников Генпрокуратуры такого уровня, как он, может дать только Верховный суд Украины. Вместе с тем прокурорский функционер подтвердил, что прослушивание телефонных разговоров в его кабинете организовать несложно: «Запросто. Через окна, стены… У меня нет каких-то специальных защитных в этом плане устройств. Единственное, что есть, это кнопка, включающая защиту от работы мобильных телефонов. Но «жучки», если они есть, это устройство не отключит».

При этом он добавил, что технически прослушивание телефонных разговоров может организовать только Служба безопасности: «Кроме СБУ, ни одно ведомство, начиная с прокуратуры и кончая судом, само не может осуществить прослушку – нет технических возможностей. Поэтому все обращаются в Службу безопасности. Отвечая на ваш вопрос, скажу так: учитывая вышеизложенное и вспоминая все прозвучавшие комментарии, прежде всего, думаешь об СБУ».

Вместе с тем председатель СБУ Александр Турчинов недавно заявлял, что необходимым оборудованием для прослушивания располагает широкий круг правоохранительных органов, в числе которых Министерство внутренних дел, Государственная пограничная служба, налоговая милиция Государственной налоговой администрации, Департамент по вопросам исполнения наказаний и разведывательные органы. Кроме того, по его словам, многие коммерческие структуры, в частности банки, имеют специальные службы и оборудование для прослушивания, и используют это в конкурентной борьбе и для выполнения политических заказов. Возможности для прослушивания есть и у операторов мобильной связи.

В связи с этим Служба безопасности подготовила предложения президенту по урегулированию «слушательного» вопроса и введению жесткого контроля за ним. Скорее всего, речь идет о консолидации технических и прочих возможностей в руках одного структурного подразделения, которое, в свою очередь, будет находиться под крышей СБУ.

Впрочем, прослушать г-на Шокина могли и «неформально», как свои «прокурорские» спецы, так и «чужие». Причем, используя разные схемы. Не знаю, как сейчас, но еще недавно целый ряд государственных деятелей, подпав под так называемое ОРД (оперативно-розыскное дело) то ли по подозрению в коррупции, то ли благодаря проискам конкурентов, становились объектом внимательного мониторинга. О слежке, прослушивании телефонов и даже несанкционированных обысках в служебном сейфе говорил председатель Госфинуслуг Виктор Суслов. Подобные действия в отношении себя он связывал с борьбой, которую ведет его ведомство с выводом капиталов за рубеж (в частности, в Прибалтику) по каналам перестрахования.

В аналогичных проблемах сознавался и глава Антимонопольного комитета Алексей Костусев. Причины он видел в уменьшении финансовых аппетитов «Вестерн Юнион» и собственной политической деятельности.

Наконец, регулярно жалуется на повышенное внимание к его персоне председатель Верховной Рады Владимир Литвин. Последний раз он заявил, что слежка и прослушивание его разговоров продолжаются, во время рассмотрения вопроса о задержании председателя Донецкого облсовета Бориса Колесникова.

«Я мог бы много сказать, но придет время, я скажу, какое отношение к народным депутатам, я имею в виду прослушивание, слежку и тому подобное. И я это докажу на личном примере, документально покажу это все», – гневно выпалил спикер, добавив: «Я спрашиваю, в каком государстве мы живем, если позволяют себе такое по отношению к председателю Верховной Рады».

Что же касается юридической процедуры (а санкция на прослушивание в рамках и уголовного дела, и ОРД дается судом), то, по словам того же Турчинова, в прежние годы была отработана определенная схема. Так, в суд подавался документ для получения согласия на прослушивание лица, имеющего проблемы с законом, и суд давал согласие на прослушивание. При этом в документе на прослушивание указывались телефоны других лиц, что позволяло прослушивать практически любого человека. Проще говоря, в представление на прослушку какого-то криминального авторитета, вписывался номер телефона, скажем, Юлии Тимошенко. Судья, рассматривающий подобные дела пачками, естественно, не сверял фамилию с телефоном. Да и как он мог проверить? Позвонить уголовнику Васе и сказать: «Здравствуйте, гражданин правонарушитель. Это судья такой-то. Не могли бы вы уточнить, вам ли принадлежит данный номер телефона?».

Не случайно в середине февраля Служба безопасности Украины возбудила уголовное дело по факту незаконного прослушивания телефонных разговоров лидеров бывшей оппозиции, в частности, Виктора Ющенко и Юлии Тимошенко. Уголовное дело было возбуждено по части 2 статьи 359 «Незаконное использование технических средств наблюдения». Чем оно закончилось и в каком состоянии сейчас, неизвестно, но есть информация, что в ходе расследования были допрошены некоторые силовики. В первую очередь – из МВД.

К слову, на две недели раньше, в том же феврале, СБУ возбудила другое уголовное дело: по факту обнаружения прослушивающего устройства в офисе компании «Фокстрот» в Киеве. Скандал с «Фокстротом» закрутился в конце января, когда в Главное управление по борьбе с коррупцией и организованной преступностью СБУ от службы радиочастотного мониторинга центра «Укрчастотнадзор» поступила информация о том, что в одном из офисов компании «Фокстрот» зафиксировано излучение неустановленного радиосредства. На место выехала оперативно-следственная группа из числа специалистов СБУ, которая по согласованию с руководством «Фокстрота» осмотрела помещение и в электророзетке одного из кабинетов обнаружила специальное устройство для получения и передачи информации на расстояние.

Устройство принадлежит к специальным техническим средствам негласного получения информации, и оно изготовлено в промышленных условиях с применением современной электроники. Уголовное дело по этому факту возбуждено по статье 359 Уголовного кодекса «Незаконное использование специальных технических средств негласного получения информации». СБУ устанавливает лиц, причастных к установке подслушивающего устройства. К слову, компанию «Фокстрот» называли в числе коммерческих структур, дававших деньги на «оранжевую революцию».

Было бы несправедливым обойти вниманием три относительно свежих скандала, связанных с утечкой материалов прослушки в СМИ. В этом плане припоминается история, связанная с увольнением заместителя министра внутренних дел Александра Фокина. Как известно, его телефонные переговоры на коммерческие темы с отдельными депутатами (и не только депутатами) были записаны, скорее всего, внутренней безопасностью, и послушать их содержание могли даже телезрители в итоговых выпусках новостей, например, на «1+1». Впоследствии Фокин обвинил в незаконном прослушивании руководство МВД и успел дать живописную пресс-конференцию накануне своей отставки.

Еще один резонансный скандал связан с обнародованием телефонных разговоров вроде бы посла США в Украине Джона Хербста и одного известного олигарха с нынешним Генпрокурорм Святославом Пискуном. Не исключено, что записи находились в «коллекции» бывшего руководителя спецслужб, который испытывает прочную неприязнь к Пискуну и даже с ним судится.

Что можно добавить, к сказанному выше? Пока призыв Виктора Ющенко к спецслужбам прекратить «хлопать ушами по телефонной трубке» и просьба Александра Турчинова к «неформалам» сдать оборудование не находят отклика в сердцах охочих до чужих тайн, скандалы, подобные описанным выше, не канут в Лету. В этой связи примечательно заявление омбудсмена Нины Карпачевой, что в Украине продолжается «эпидемия прослушиваний». Причем, эпидемиологическая ситуация вызывает все больше беспокойства…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам