Дело ноябрьских подрывников

СБУ завершила расследование уголовного дела против двух граждан России, подозреваемых в попытке взорвать штаб кандидата в президенты Виктора Ющенко в ночь с 20 на 21 ноября 2004 года. О том, что дело, которое закрутило еще предыдущее руководство спецслужб сразу после истории с отравлением, будет передано в суд, сказал журналистам первый зампред СБУ Василий Крутов. Подробностей он не уточнил, имен не назвал, а из того, что было в прессе, вырисовывается следующая картина…
Ноябрьской ночью 2004 года сотрудники группы захвата отдела Государственной службы охраны при Печерском райуправлении столичной милиции получили сигнал «Тревога». Через три минуты по прибытии на место, во время осмотра близлежащей к дому на Ильинской территории, внимание правоохранителей привлек автомобиль ВАЗ-21093 с номерными знаками Российской Федерации (Р 824 ОС 97), в салоне которого находилось двое лиц – Михаил Михайлович Шугай и Марат Борисович Москвитин.

Поведение водителя машины и пассажира показалось милиционерам подозрительным, поэтому они приняли решение осмотреть авто, в результате чего был выявлен предмет, похожий на взрывное устройство: неизвестное вещество светло-желтого цвета в 4 брикетах и предмет прямоугольной формы с проводами, к которому присоединен предмет цилиндрической формы. Предметы и паспорта граждан показались работникам милиции подозрительными, и посему подозреваемые были доставлены в дежурную часть.

Изъятый у задержанных взрывоопасный предмет был исследован в экспертно-криминалистическом центре МВД. Эксперты дали заключение, что это взрывчатка: около трех килограммов пластида в тротиловом эквиваленте. По словам силовиков, такого количества взрывного вещества хватило бы взорвать пятиэтажный дом. Работники милиции также выяснили, что документы оказались фальшивыми.

Дальнейшая трактовка происходящего разными силами была полностью противоположной. Близкие к Виктору Медведчуку СМИ распространили информацию, что следственные действия установили, будто один из задержанных должен был за вознаграждение в размере $250 тыс. инсценировать (обратите внимание на это слово!) покушение на оппозиционного кандидата в президенты. Якобы для поднятия имиджа последнего и чтобы дать основания его единомышленникам утверждать о причастности нынешней власти к данному акту. С этой целью за два месяца до события одному из задержанных было передано $50 тыс., на которые он приобрел взрывчатку и два пистолета с патронами. Все это добро нужно было заложить в автомобиль и припарковать его около штаба Ющенко на Подоле. При этом взрывное устройство должно было быть полностью готовым для приведения его в действие. А охранники штаба кандидата будто бы должны были обнаружить начиненный взрывчаткой автомобиль и организовать его проверку. Однако трусоватый злоумышленник не соединил электродетонатор с пластидом. А позже изъял из него взрывчатку, чтобы перепрятать ее в другое место. Повторимся: это официальная версия прежнего режима.

Другая версия появилась позднее, когда двое бывших руководителей СБУ оказались под следствием в связи с отравлением Виктора Ющенко на ужине у Владимира Сацюка. В прессе появилось несколько сообщений, что на самом деле речь шла о серьезном теракте. И что в машине было готовое взрывное устройство с радиоэлектронным управлением. Причем, на автомобиль специально повесили российские номера, чтобы потом направить след в Россию. По новой версии, Виктора Ющенко хотели взорвать, а не отравить. Отравление же используется для того, чтобы пустить следствие по ложному следу.

Скажем сразу: обе версии почти смешные, но вторая вдвое смешнее, поскольку наличие в организме президента Украины «высокотоксичных хлорорганических веществ, обладающих тератогенными, мутагенными и канцерогенными свойствами» (проще говоря – диоксина) не вызывает сомнения. В то время как машина со взрывчаткой, которую почему-то обнаружили сотрудники госслужбы охраны, похожа на топорно сделанный пиар-трюк, имевший целью то ли запугать окружение оппозиционного тогда кандидата. Скорее всего, авторами хитрой комбинации могли быть близкие к эсдекам пиарщики или спецслужбисты: именно они обычно додумываются до подобных провокаций.

Чтобы понять, о чем на самом деле идет речь, нужно, наверное, дождаться суда. Именно там откроется завеса тайны над личностями «проказников». И станет известно: действительно ли один из них являлся членом преступной группировки, а второй находился в розыске, кто они вообще такие и от кого получили заказ.

По той информации, которую нам удалось раздобыть, Михаил Шугай, 1969 года рождения, проживающий на Стромынке, на момент задержания нигде не работал. Он дважды привлекался Калининским и Солнцевским райсудами к уголовной ответственности, и был лишен свободы на десять месяцев и пять с половиной лет (в 1993-м и 1997-м годах соответственно). Его напарник – тоже коренной москвич Марат Москвитин в Москве жил на улице Люсиновской, хотя прописан был в селе Вялово Петушковского района, Владимирской области. Безработный, не судим. Образование – высшее.

М. Шугай и М. Москвитин прибыли в Киев из Москвы в ноябре минувшего года. Поддельные документы на фамилии А. В. Чепурного (российский паспорт) и М. Ж. Андронова (паспорт украинский), предъявленные украинским пограничникам, не вызвали никаких подозрений к их обладателям. В ночь с 20 на 21 ноября 2004 года Шугай и Москвитин загрузили багажник специально купленной для этой цели «легковушки» взрывным устройством. Основные компоненты заряда – взрывчатое вещество пластид и автомобильная сигнализация «Стар-лайн». Автомобиль «ВАЗ-2104», госномер 490-74 КА отогнали на улицу Боричев Ток, поставив рядом со зданием предвыборного штаба Виктора Ющенко. Устройство привели в боевое положение. Напомним, что сами «кандидаты в киллеры» были задержаны в другом месте и в другом автомобиле.

Имитация (если верить официальной версии прежнего режима, основанной якобы на показаниях задержанных) теракта щедро оплачивалась заказчиком. В октябре, накануне акции, Шугай получил $50 тыс., а еще $200 тыс. были обещаны по итогам операции. Москвитин слово в слово повторил рассказ своего подельника. Уточнив лишь сумму своего гонорара – $20 тыс.

В ходе допросов Шугай будто бы рассказал, что приехал в Киев по указанию Дмитрия Фаеровича, который, в свою очередь, якобы дружит с Георгием Шуппе – зятем старшей дочери Березовского Екатерины. Так это или нет, доподлинно неизвестно.

В связи с этой историей вспоминается другое дело с участием «российских террористов». Я имею в виду одесских комсомольцев-подрывников. Там ключевой фигурой был российский гражданин Илья Романов, входивший в так называемую экстремистскую молодежную организацию «Новая революционная альтернатива» (НРА). Именно он признался в непосредственном исполнении взрыва возле здания СБУ 21 октября 2002 года (раньше уголовный розыск искал хулиганов с петардой, а спецслужбисты подозревали в «шутке» своих уволенных коллег). Пострадавших в результате взрыва не было. Как и в результате московских шалостей Романова: он дважды арестовывался российскими спецслужбами по обвинению в причастности к аналогичным взрывам возле здания ФСБ России в Москве, на Кузнецком Мосту 13 августа 1998 года и 4 апреля 1999-го. Однако его освободили, поскольку признали невменяемым. Не исключено, что сомнения во вменяемости «ноябрьских террористов» тоже возникнут в ходе судебного процесса…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам