"Этнонациональное многообразие – не проблема, а преимущество…"

Во время выездного заседания Кабмина в Симферополе, когда один из докладчиков сказал, что в Украине нет политической силы, которая бы защищала малые народы, Юлия Тимошенко заявила, что этой политической силой будет она лично и люди, которые объединились вокруг партии «Батьківщина». Мы поинтересовались у члена фракции БЮТ и руководителя Ассоциации национально-культурных объединений Украины Александра Фельдмана, имеют ли эти слова логическое продолжение на уровне конкретных действий?

– Имели и имеют. Там же, в Симферополе, во второй половине августа состоится круглый стол на тему «Государственная этнонациональная политика в новых общественных условиях: крымское измерение», организаторами которой выступили Совет министров АРК и наша ассоциация. Планируется, что в работе этого круглого стола примет участие президент Украины В. А. Ющенко. Это будет первая встреча главы государства с национальными меньшинствами Украины, на которой будут обсуждаться цели и принципы государственной этнонациональной политики, существующие проблемы и пути их решения не только на территории Крыма, но и в масштабах всей Украины.

– Как вы могли бы оценить состояние нынешней государственной этнонациональной политики в Украине?

– Последние полгода, к сожалению, вопросам государственной этнополитики не уделялось должного внимания, они оказались отодвинутыми на второй план. О национальных меньшинствах вспоминают в связи с символическими датами, как очередная годовщина Холокоста или депортация крымских татар. Но четкости и системности нет.

В результате сегодня мы имеем неопределенность с центральным органом исполнительной власти в сфере межнациональных отношений. Государственный комитет фактически реорганизован, зависли многие организационные и финансовые вопросы, на местах вообще стали ликвидировать отделы и управления по делам национальных меньшинств. Недавно, правда, президент издал распоряжение о возобновлении структурных подразделений ОДА по межнациональным отношениям, но за прошедшее время определенная часть ресурса в этом вопросе уже утеряна. Затормозилась и соответствующая законодательная работа. Остается непринятой Концепция государственной этнонациональной политики. Который год лежит без движения новый закон о национальных меньшинствах, который, кстати, прошел экспертизу и получил высокую оценку в Совете Европы.

В целом, можно сказать, что основная работа сейчас проводится в профильном парламентском комитете и на уровне организаций национальных меньшинств. Честно говоря, просто начали опускаться руки. Ведь все наши многочисленные попытки достучаться до власти все это время оставались тщетными.

– Насколько подобная ситуация соответствует европейским стандартам, ведь Европа уделяет особенное внимание соблюдению и реализации прав национальных меньшинств? Не станет ли неурегулированность энтонациональных вопросов еще одним дополнительным препятствием на пути евроинтеграции Украины?

– Действительно, межнациональные отношения имеют для Украины еще и важное внешнеполитическое измерение. Прежде всего, это касается соответствия Копенгагенским критериям и выполнения Плана действий Украина–ЕС. Вопрос этот более чем серьезный, поскольку в свое время по поводу соблюдения прав национальных меньшинств были нарекания от Евросоюза в адрес Турции, Болгарии и Румынии.

Одно дело, когда до евростандартов не дотягивает экономика – это досадно, но поправимо. Но другой вопрос – сфера межнациональных отношений, которая рассматривается через призму политики прав человека. На эти проблемы чутко реагирует не только европейский чиновничий корпус, но и что более серьезно, – европейское общественное мнение.

Хотя более важны не столько внешние факторы, сколько наша внутренняя заинтересованность в решении существующих проблем. Социологические исследования показывают достаточно высокий уровень неудовлетворенности своим положением у ряда национальных меньшинств. Существует почва для перерастания латентных этнонациональных противоречий в открытые конфликты. За последние годы появилась проблема радикализации и внутренней борьбы в среде самих национальных объединений.

– Насколько серьезна эта проблема для Украины?

– Проблема более чем серьезна. Отсутствие внятной и четкой позиции со стороны государства по многим вопросам этнонациональных и межрелигиозных отношений провоцирует рост недовольства среди групп меньшинств, которое, в свою очередь, радикальные силы используют для подрыва доверия к легитимным организациям.

В частности, эта проблема характерна для Крыма. Если государство не будет демонстрировать понимание проблем, например, депортированных по национальному признаку, то на полуострове начнут поднимать голову организации с радикальными лозунгами, которые не теряют времени даром и активно пропагандируют экстремистские идеи.

– По вашему мнению, будет ли использована «карта» межнациональных противоречий в ходе ближайших парламентских выборов, и если будет, то как?

– Есть серьезные опасения, что такую карту отдельные радикальные политический силы попытаются разыграть, особенно в ходе предвыборной кампании в местные органы власти. К этому будут подталкивать сразу несколько факторов. Во-первых, это низкий трехпроцентный избирательный барьер, который может спровоцировать у отдельных политиков желание провести предвыборный «блицкриг» за счет экстремальной и эпатажной политической риторики. Во-вторых, это наличие противоречий, которые не улеглись после минувших президентских выборов: языковые вопросы и извечная проблематика геополитического выбора. В-третьих, это нерешенность главного конфликтного противоречия – вопроса о земле. Не секрет, что в Крыму сегодня эта проблема в межнациональных отношениях является основной.

– Как известно, в закон о политических партиях РФ внесена норма, которой запрещается использовать в названиях политических партий упоминание их национальной или этнической ориентации. Такое решение аргументировано обеспечением национального единства и сглаживанием межнациональных противоречий в ходе выборов. Целесообразны ли подобные изменения в украинском партийном законодательстве?

– Россия и Украина имеют разную этнонациональную специфику и разную, если можно так сказать, интенсивность политического процесса. Для наших соседей подобная законодательная мера выглядит целиком обоснованной, поскольку там действительно существует проблема национального сепаратизма.

Что касается Украины, то эту тему было бы полезно обсудить в кругу экспертов. Но главное усилие все-таки целесообразно сосредоточить на содержательной стороне избирательных кампаний. Необходимо усилить гражданский и юридический контроль за соблюдением корректности в партийной пропаганде и агитации, чтобы никому даже в голову не пришло делить Украину на первый, второй и третий сорт. Тех, кто это делает, правовая система должна моментально выводить за рамки политического процесса.

– По вашему мнению, целесообразно ли введение квотного принципа национального представительства на замещение должностей в органах власти тех регионов, где проживают национальные меньшинства?

– На сегодняшний день такое представительство просто необходимо, хотя сам этот кадровый принцип выглядит несколько архаично. Подобная практика была распространена в СССР и колониальных системах начала ХХ века как неотъемлемый элемент политической ассимиляции.

Нужно признать, что сегодня в Украине, это, к сожалению, пока единственный эффективный способ отстоять политические права национальных общин.

На перспективу же более демократично и дальновидно выглядит создание условий для самоорганизации и широкого представительства интересов национальных меньшинств. Если такие условия будут созданы в полном объеме, то многие вопросы будут решаться в штатном режиме, без вынесения на политический уровень. Это вопрос времени и политической воли руководства страны.

– Затрагивают ли интересы национальных меньшинств в Украине такие реформаторские новации, как административно-территориальная или конституционно-политическая реформа? Как могут повлиять подобные трансформации на межнациональные отношения?

– Что касается административно-территориальной реформы, то ее проведение без согласования на местах и без надлежащей гражданской экспертизы могло бы вызвать серьезные проблемы в межнациональной среде.

Прежде всего, возникло бы противоречие в вопросе границ и названий административных образований. Многие из них сложились исторически, и любые искусственные изменения могли бы вызвать негодование у людей не только из числа национальных меньшинств. К тому же, опять-таки, с новой актуальностью зазвучали бы вопросы собственности на землю, полномочий общин на тех или иных территориях, административной принадлежности крупных налогоплательщиков и объектов социальной инфраструктуры. Любые непродуманные решения могли бы привести к ущемлению прав национальных меньшинств и к неизбежным конфликтам.

По поводу конституционно-политической реформы можно сказать, что она отвечает интересам национальных меньшинств, поскольку расширяет прерогативы местных органов власти и местного самоуправления, а также утверждает принципы пропорционального представительства. Это важный шаг на пути построения в Украине демократии консенсусного типа, которая больше приспособлена к учету потребностей разных социальных и национальных групп.

– Какими вы видите пути решения существующих этнонациональных противоречий в Украине, и разрешимы ли они в принципе?

– Этнонациональное многообразие Украины – это не проблема, с которой нужно бороться, а уникальное общенациональное преимущество, которое необходимо развивать и использовать. Во всем мире национальные диаспоры и общины являются важнейшим ресурсом геополитики и экономики. Не говоря уже о том, что эффективная этнонациональная политика – это крепкая горизонталь, а не только вертикаль власти.

Сегодня государственную этнонациональную политику необходимо поднять на новый качественный уровень, сделать ее, как говорят американцы, не частью проблемы, а частью решения.

Для этого нужно восстановить механизмы исполнительной власти в сфере межнациональных отношений. Возобновить работу Совета руководителей общественных организаций национальных меньшинств при президенте Украины или образовать при Кабинете министров соответствующую общественную комиссию по вопросам разработки и реализации этнонациональной политики, которая могла бы взять на себя экспертно-консультационные функции в вопросах защиты интересов национальных меньшинств Украины. В законодательном плане следует утвердить в новой редакции закон о национальных меньшинствах и принять Концепцию государственной этнонациональной политики.

Понятно, что такие сложные проблемы, как разрешение этнонациональных противоречий и гарантирование прав национальных меньшинств, не имеют быстрых решений, но это не повод для того, чтобы останавливаться на полпути.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам