Ссора фискалов

Еще в пятницу первый заместитель председателя Государственной налоговой администрации Украины Николай Катеринчук написал заявление об увольнении с должности. По словам его пресс-секретаря, если «прошение» будет одобрено президентом, что Катеринчук вернется в парламент: он один из немногих, кто отказался расстаться с мандатом, и таким образом, сохранил люфт для маневра. Подав заявление, Катеринчук развил бурную информационную деятельность, стараясь привлечь внимание к своему шагу…
Он дал несколько интервью и довольно резких комментариев, из которых можно сделать однозначный вывод: глава ГНАУ, непосредственный шеф Катеринчука Александр Киреев, неправильно строит политику главного фискального ведомства, и мешает подчиненным честно работать. Но об этом никто не догадывается, в том числе, и сам президент, которого с шефом ГНАУ связывают годы работы в Нацбанке. Поэтому Катеринчук решил «открыть глаза» Виктору Андреевичу на события, происходящие за высокими стенами главной налоговой службы страны.

Однако выходные были снова под завязку насыщены чрезвычайно важными событиями (выездное заседание Кабмина в Крыму, информация о покушении на премьера Юлию Тимошенко, смена руководства на «плюсах»), поэтому высокого резонанса «отставной демарш» Катеринчука не получил. Кроме того, все уже привыкли, что представители исполнительной власти время от времени бросают заявления об уходе на стол, и с криком «карету, мне карету!», делают вид, что собираются отойти от дел. До Катеринчука в эту игру сыграли:

а) министр юстиции Роман Зварич. Роман Михайлович «обиделся» на попытки втянуть в коррупционные нефтегазовые схемы членов его семьи. После встречи с президентом вопрос о реэкспорте газа был решен, и министр остался в своем кресле;

б) генеральный прокурор Святослав Пискун, который заявил, что готов покинуть свой пост не дожидаясь решения главы государства. Эти слова прозвучали в разгар очередного «гейта», когда были записаны на пленку голоса людей, похожих на зятя экс-президента Кучмы и отставного (на тот момент) прокурора Пискуна. После резкой критики со стороны Виктора Ющенко попыток самовольно «отставиться» шеф ГПУ больше не предпринимал;

в) вице-премьер по административной реформе Роман Безсмертный. Он таким образом попытался привлечь внимание Ющенко к своим проблемам, главной из которых является подготовка НСНУ к будущим парламентским выборам. После встречи с президентом Романа Петровича «попустило»: это был знак «не трогать» главу политсовета партии власти и не мешать деятельности административного вице-премьера в правительстве.

Даже приведенные примеры дают основания сделать вывод, что игры в отставку преследуют две цели: решить свои собственные вопросы (кадровые, личные, служебные, финансовые) и показать уровень своего влияния на первое лицо страны. Это же элементарно: если президент сразу не посылает тебя в пеший эротико-политический тур и не подписывает заявление, значит, ценит. Похоже, тот же самый прием решил применить и заместитель главы ГНАУ, которого «достали» сложные кадровые взаимоотношения в ведомстве Киреева.

Такой вывод напрашивается сам собой, после поступившей в понедельник информации о том, что Николай Владимирович готов отозвать свое заявление об уходе. Он не исключает возможности остаться на должности в случае расширения его полномочий по кадровым вопросам. «Президент решит: или я не буду мешать Кирееву, или мне дадут больше полномочий, которые позволять мне влиять на кадровую политику и процессы, которые происходят в ГНАУ», – сказал он в интервью «Коммерсанту». По словам заместителя Киреева, встреча с президентом Ющенко еще не состоялась, но планируется на следующей неделе. На вопрос, примет ли Ющенко его отставку, Катеринчук ответил, что ему трудно говорить о поведении главы государства. «Но я знаю, что решение о том, чтобы главой налоговой администрации был не я, он принимал не один. Ему помогли принять это решение», – отметил Николай Катеринчук. Отвечая на вопрос, предложил ли он президенту назначить себя на должность главы ГНАУ Киреева, Катеринчук ответил: «Мне его должность неинтересна. Я предложил президенту расширить мои полномочия по кадровым вопросам. Хотя бы в налоговой милиции, где я, являясь главным налоговым милиционером, не могу никого назначать».

Итак, подоплека конфликта внутри ГНАУ налицо – противоречия между руководителем и его замом. Причина стара, как мир: плох тот солдат, который не мечтает стать генералом. И хотя Николай Владимирович уверяет, что должность первого лица налоговой администрации ему не интересна, он несколько кривит душой, поскольку всем известно, что в конкурентной борьбе за это кресло он сражался с Виктором Королем и Александром Киреевым.

Кроме того, у «налоговой медали» есть еще одна сторона: «давление» на Катеринчука оказывает не только непосредственный начальник, ограничивая свободу кадрового маневра, но и Генеральная прокуратура. По некоторым данным, попытка Катеринчука уйти в отставку связана с недавним увольнением из ГНАУ человека по фамилии Корняков – это муж заместителя Генпрокурора Татьяны Корняковой. Так что, написав заявление об отставке, Катеринчук пытается решить сразу две проблемы: добиться от Киреева большей свободы действий в кадровой политике и тонко намекнуть руководству ГПУ на толстые обстоятельства. Что у него выйдет, пока неизвестно. Как всегда, роль «разводящего» придется выполнять Ющенко. Президент в данном случае окажется перед непростой дилеммой: Виктору Андреевичу предстоит выбрать между собственной креатурой и человеком секретаря Совбеза, коим и является Николай Катеринчук.

Напомним, что с банкиром Киреевым Ющенко связывают годы работы в НБУ. До назначения на пост шефа Налоговой, Киреев работал на посту директора центра научных исследований Нацбанка Украины, а до этого возглавлял генеральный департамент банковского надзора. На столь высокий пост Киреев был назначен лично президентом для того, что бы превратить «министерство страха» в центр подготовки налоговой реформы, на отсутствие которой все чаще сегодня жалуются и инвесторы, и украинские предприниматели. Так что кресло под товарищем Ющенко и так слегка пошатывается: за полгода работы новой власти ожидаемых результатов ведомство Киреева не принесло. И публичные обвинения Катеринчука вряд ли придадут главе ГНАУ устойчивости…

Теперь Ющенко придется признать, что он погорячился с назначением своего бывшего коллеги по работе на столь ответственный пост. Правда, Катеринчук оставил главе государства возможность отступления, намекнув, что принять решение «по Кирееву» президенту в свое время «помогли» И, значит, всю ответственность за провалы в сфере налогового реформирования, а также непродуманной кадровой политики, несет этот самый неизвестный помощник. По большому счету, конфликт в главном налоговом ведомстве Украины выходит за рамки начальник – подчиненный. И Катеринчук является не столько самостоятельной фигурой, сколько инструментом влияния в чужих руках. При этом он ничем не рискует. Если президент после встречи с заместителем руководителя Налоговой подпишет прошение об отставке, то Николай Владимирович спокойно вернется в парламент, где будет работать на парламентские выборы: место в списке НСНУ за ним, говорят, закреплено. Если же глава государства удовлетворит просьбу Катеринчука и расширит его полномочия (при этом ослабив, естественно, шефа ГНАУ Киреева), то большие возможности влиять на структуру, которую называют государством в государстве, получит не главный налоговый милиционер, а стоящие за ним крупные политические фигуры.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам