Твёрдое "нет" украинскому языку?

«Смотрите, эту книгу я приобрела на рынке во Львове». – «Ну и что? У нас она вообще не пользуется спросом». – Конечно. Где же вы ещё видели «Кобзарь» за 150 гривен»? Так, с горькой улыбкой рассказывает журналистам о нынешней ситуации украиноязычных книг в Севастополе, представитель инициативной группы из защиты украинского детского центра Севастополя, глава Совета Студенческого братства этого города Людмила Козловская. Да и не только книг…

На пресс-конференции, на днях прошедшей в Киевском Доме писателей Украины обсуждались проблемы украинского языка в Севастополе. Как выяснилось, терпят бедствие не только книги. Ситуация, оказывается, куда сложнее, чем есть на первый взгляд. Но давайте по – порядку.

Всё началось, по словам Людмилы Козловской, ещё со времён провозглашения независимости Украины. Власти Севастополя обещали открыть в городе, наконец–то, украинскую школу и университет. Но обещания, естественно, не реализовали. Наоборот — был создан многочисленный российский университет, в котором даже не заикаются об украинском языке.

И вот в 1999 году в Севастополе появился такой себе Благотворительный фонд «Українська освіта», который решился безвозмездно помочь родному языку не потонуть в пучине иностранного языкового засилья. Этот фонд и открыл украинскую библиотеку, в которой большая часть книг была предназначена для детей дошкольного возраста. Кстати, ею могли пользоваться не только дети, но и все учебные заведения. Кроме того, фонд проводил многочисленные акции и праздники в защиту украинского языка. Был создан украинский детский сад. Средствами фонда и севастопольскими объединениями оказывалась поддержка учителям, которые воспитывали детей.

И всё было бы хорошо, если бы не одно «но». На пути фонда встали местные власти. И тут то всё и началось. Власти, в частности, препятствовали осуществлению в Севастополе программы «Взаимодействие вузов западных областей с вузами АРК и Военно-морскими силами Украины», которая давала возможность обмена студентами из юга и из запада страны. Но было и другое. Представьте себе такую картину: из благородных побуждений вы сделали реконструкцию школы или детского сада с украинским языком преподавания. А вам заявляют, что вы действуете незаконно, так как самовольно приватизируете здание. Затем вам в прокуратуре Севастополя «шьют» уголовное дело, и ваша инициатива, разумеется, сводится на «нет.

Таким вот образом севастопольские власти, по словам Козловской, зажимают украинский язык в городе. За что и почему – неизвестно. А Андрей Сидоренко, заместитель Всеукраинской молодёжной общественной организации Студенческое братство, напомнил, что по статье 11 Конституции Украины «государство содействует консолидации и развитию украинской нации, её исторического сознания, традиций и культуры». Он также подчеркнул, что многочисленные обращения украинской общественности должны быть удовлетворены «в направлении постепенного роста численности, разнообразия и содержательного наполнения деятельности украиноязычных образовательных заведений и воспитания в Крыму». Хотя бы потому, что согласно статье 10 все той же Конституции, «государство обеспечивает всестороннее развитие и функционирование украинского языка во всех областях социальной жизни на всей територии Украины». Этого, как утверждали на пресс-конференции, в Севастополе нет. И значит, возникает вопрос: где же тогда выполнение законов?

С этим вопросом в виде открытого письма представители ВМОО обратились к президенту Украины, в котором ещё и прозвучала просьба наложить вето на Закон о городе-герое Севастополе, который был принят Верховной Радой 23 июня нынешнего года. Но на сегодняшний день ответ от президента все ещё не получен.

Кстати, еще о законе. По мнению народного депутата Виктора Заичко из фракции Партии регионов он даст возможность пополнять бюджет Севастополя. Город будет получать 50% суммы, которую Россия платит Украине за базирование Черноморского флота. В городском бюджете будут и все налоги, собираемые на территории Севастополя. Но вот то, сколько денег пойдет на развитие украинского языка в городе, в законе не сказано ни слова…

Кстати, как сообщила Людмила Козловская, после «оранжевой» революции ситуация с украинским языком в Севастополе не только не улучшилась, а даже значительно ухудшилась…

С учетом этих обстоятельств представители ВМОО Студенческое Братство сегодня требуют от властей:

— заключения договора аренды помещения (41,2кв.м), что поможет спасти украинскую библиотеку;

— создания украинского детского центра Севастополя в помещении детского дошкольного заведения №88, которое было отремонтировано в 2001году именно для этих целей;

— бесплатной передачи помещения севастопольской украинской организации в детскому саду №88 со статусом приоритетного обучения детей украинскому языку и воспитания их на традициях украинского народа;

— развития и финансовой поддержки украинской детской библиотеки для патриотического воспитания молодёжи, являющегося одним из приоритетных направлений новой власти;

— внедрения украинского языка в заведениях дошкольного, среднего и высшего образования для удовлетворения конституционных прав украинской общественности.

Теперь последнее слово в этом деле за президентом – гарантом Конституции и соблюдения законодательства. О языках – тоже…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам