Сам дурак

Уже и парламент на каникулы отправился, и эпизоды, связанные с физической близостью депутатов в ходе принятия пакета законов по ВТО, постепенно отходят в небытие, а политическая ситуация все обостряется и обостряется. Думали, все успокоилось, до осени заживут «вэтэошные раны», но не тут то было. В отсутствие президента и спикера Кабинет министров принимает заявление, которое по форме является запоздалой реакцией на события недельной давности.

В документе есть немало любопытных формулировок. Например, «во время последней сессионной недели украинская и мировая общественность стала свидетелем спланированной провокации в зале Верховной Рады». Поясним, что под провокацией имеется в виду «сознательное непринятие десятков важных законов по ценовой политике на рынках сахара и мяса, жилищному строительству, пенсионной реформе, созданию благоприятных условий для предпринимательства». «Авторами провокации» являются руководители Верховной Рады, то есть непосредственно спикер Владимир Литвин и его первый заместитель Адам Мартынюк. Кабмин считает, что «провокаторы» планировали дискредитировать работу правительства и президента с помощью «сохранения социального и экономического напряжения в обществе». С этой целью они («провокаторы») организовали в парламенте сопротивление законодательным инициативам исполнительной ветви власти с целью удержаться у власти. «Чем хуже ситуация в обществе, тем больше шансов у старого режима остаться в новом парламенте после выборов» — подчеркивается в заявлении, озвученном премьером Юлией Тимошенко. Одновременно Юлия Владимировна выразила желание сотрудничать с здоровыми парламентскими силами с целью создания к 1 сентября «устойчивого большинства в Верховной Раде».

В воздухе устойчиво запахло крупным политическим скандалом. Спикер прервал свой отпуск и провел экстренное заседание согласительного совета лидеров депутатских групп, на котором обсуждался «наш ответ Чемберлену». Социалисты Александра Мороза завелись с пол-оборота. Благо их и заводить особо не надо после того, как глава внешнеэкономического ведомства Сергей Терехин предложил уволить министра аграрной политики Александра Барановского (правительственная квота СПУ). Сан Саныч обвинил Тимошенко в намерении разрушить систему компромиссов, на основе которой было сформировано коалиционное правительство. Его коллега по партии Иван Бокий публично призвал премьера уйти в отставку.

Коммунисты тоже не задержались с ответом. Даром они что ли наломали столько микрофонов в последнюю сессионную неделю? «Заявление правительства свидетельствует о его нежелании признать ошибки и просчеты, допущенные при подготовке законопроектов по вступлению Украины в ВТО». Спикер тоже не особо скрывал свое раздражение. «Политиканство», «холодная война», «беспардонное заявление», «грубый наезд». Это далеко не полный перечень выражений, которые употреблял Владимир Михайлович. Наверное, не имеет особого смысла пересказывать, как рефлексировал украинский политикум по поводу заявления Кабинета министров. Если целью Юлии Владимировны было поставить на уши всех, то поставленная задача была выполнена на все сто. Даже пошли разговоры о проведении внеочередной парламентской сессии, что повергло в уныние многочисленных «шакалов пера». Кому же хочется напрягаться в период отпусков? Слава Богу, до полной чрезвычайщины дело не дошло. Внеочередной сессии пока не будет. Но если дела так пойдут и дальше, то случиться может всякое. Впрочем, лучше отвлечься от эмоциональной составляющей конфликта и проанализировать: а что, собственно говоря, произошло? Нервный срыв или же досрочно началась предвыборная кампания?


Во-первых,
обращает на себя внимание время, выбранное для правительственной контратаки. Как уже отмечалось, президента в стране не было, а глава ВР ушел в отпуск, поскольку начались парламентские каникулы. Кабинет министров оказался единственным действующим институтом власти. И, следовательно, именно он несет всю полноту ответственности за экономическую ситуацию в стране. Которая, кстати, оставляет желать лучшего. Цены на основные товары народного потребления неуклонно растут. Сахар, мясо, бензин… Например, автолюбители в шоке: практически каждый день цены на девяносто пятый поднимаются на несколько копеек. Накапливается критическая масса общественного недовольства. Необходимо канализировать (переориентировать) эту волну. Допустим, президент решит поприсутствовать на заседании Кабинета министров, посвященном проблемам сахара. Или зерна. Кто-то же должен быть виноват. Разрядить обстановку с помощью назначения «козлов отпущения» из состава правительства нецелесообразно. Оно коалиционное. Будут выдвинуты обвинения в нарушении политических договоренностей. Наглядный пример – позиция Александра Мороза. Если «посыпется» Кабмин, то крайней окажется Юлия Тимошенко: не сумела организовать работу единой команды единомышленников, не оправдала доверие президента. Остается парламент. Благо он уже прекратил свою работу и может среагировать только в форме экстренного сбора согласительного совета. Когда «враг» найден, то на него можно списать все.


Во-вторых,
стиль, в котором написано заявление, отличается высокой степенью персонализации. Обвиняются не абстрактные парламентские силы, а непосредственно Владимир Литвин, названный главным организатором кампании по дискредитации правительства и президента, а также просто «провокатором». Как в одной известной рекламе: «Он заплатит за все». Вдобавок ко всему пассаж о необходимости сформировать осенью новое парламентское большинство, который не был включен в текст «ультиматума Тимошенко», также направлен против Литвина. Это тонкий, но прозрачный намек на необходимость сменить перед выборами руководство Верховной Рады. Новое большинство выбирает нового спикера.

Если рассматривать конфликт между премьером и главой ВР в контексте создания предвыборного триумвирата (Тимошенко-Ющенко-Литвин), то представить себе союз «провокатора» и «жертвы парламентской дикости» достаточно сложно. Пока получается полное взаимное отторжение. Есть подозрение, что игра, которая уже ведется против Владимира Михайловича, может закончиться досрочными парламентскими выборами. Или же, что более вероятно, угрозой их проведения. Правда, механизма для спонтанного прекращения полномочий представительного органа власти не существует. Возможен только самороспуск, но для организации такого сценария нет достаточных политических ресурсов. Да и соответствующей законодательной базы тоже. Но поиграться в экстремальные варианты можно. Особенно, если реальной целью является денонсация конституционной реформы. Например, новый состав Верховной Рады до вступления в силу внесения изменений в Основной закон (1 января 2006 года) отменяет проект №4180. Фантазировать на данную тему можно сколько угодно, разогревая, таким образом, ситуацию в стране. В этом отношении надо отдать должное лидеру фракции «Наша Украина» Николаю Мартыненко, который публично высказался против создания парламентского большинства. Тем самым лидер «НУ» несколько успокоил спикера. А то Виктора Андреевича «накрутили» и, находясь в Австрии, он высказался за формирование осенью нового большинства.

В-третьих, создана кризисная ситуация, решать которую в очередной раз придется президенту. Кому же еще? Речь же идет о кампании, «организованной» Владимиром Литвиным не только против Кабмина, но и против главы государства. Виктор Ющенко уже призвал стороны воздержаться от персональных оценок. Но слово – не воробей. Оценки даны, участники конфликта перешли на личности. В результате главу государства искусственно загоняют в ситуацию выбора: или с Тимошенко, или с Литвиным. Излюбленный метод работы кризисных менеджеров из СДПУ(о). Вполне допускаю, что глава государства не знал о готовящемся заявлении Кабинета министров. А даже если бы и знал, то что, должен был уговаривать премьера не обострять ситуацию? Каждый сам отвечает за свои поступки.

Следующий момент: «ультиматум Тимошенко» не только взбодрил политическую ситуацию накануне мертвого политического сезона, но и, как теперь модно говорить, диверсифицировал состав участников «военных действий». На согласительный совет, экстренно созванный Владимиром Литвином для выработки ответа на «наезд», пришли не все лидеры фракций. Не было, в частности, «нашеукраинцев», БЮТовцев (Блок Юлии Тимошенко) и объединенных социал-демократов. Последние, похоже, снова почувствовали себя в родной кризисной среде. Фракция СДПУ(о) выступила с заявлением, в котором констатирует, что не знакома с заявлением совета по поводу «происков правительства» и соответствующего решения не принимала. Эсдеков хлебом не корми, а дай поиграться в различные игры. Упустить случай слегка «проехаться» по спикеру они просто не могли. И одновременно «разводят» Тимошенко: Юля, мы с тобой!

Затем, возникают вполне обоснованные сомнения относительно того, что все члены Кабинета министров единогласно поддержали «ультиматум Тимошенко». Мне почему-то трудно себе представить, что под документом стоят подписи Александра Барановского и других членов КМ, «внедренных» в правительство по квоте СПУ. Вполне допускаю, что правительство уже раскололось на сторонников и противников «наезда» на парламент. Не исключено, что линия «раздела» совпадает с делением «Нашей Украины» на «НУ» Виктора Пинзеника – Николая Томенко и «НУ» Романа Безсмертного. Одни «ястребы», а другие – «голуби». Таким образом, объявление войны Верховной Раде уже привело к возникновению дополнительных зон политического напряжения, как в парламенте, так и в Кабинете министров.

Если подводить предварительные итоги парламентско-правительственных боевых действий, то можно сказать: на излете сезона Тимошенко сделала серьезный шаг, направленный на создание себе политического алиби. Она четко очертила перечень виновных в ухудшении экономической ситуации в стране, поставила президента в не совсем удобное положение и создала предпосылки для самостоятельного участия в избирательной кампании. Действительно, как можно входить в один блок с человеком, который «олицетворяет» старый режим? Это, пожалуй, главный результат сеанса «разоблачения провокаторов». Все прекрасно понимают, что заявление было, прежде всего, рассчитано на публичный эффект. Информационная волна, связанная с развитием темы конфликта правительства и парламента, продлится относительно не долго. Воевать с врагом, который находится на каникулах – занятие малоэффективное. Еще серия комментариев и на теме «ультиматум Тимошенко» можно будет поставить точку. Если быть более точным, то многоточие, поскольку осенью обязательно последует продолжение. Уже 15 сентября начнется бюджетный процесс, а, как известно, ничто так не портит людей (особенно, политиков), как деньги.

И в заключение надо отметить, что если бы не спикер, которого в процессе рассмотрения блока законопроектов по ВТО периодически выбивали из президиума, то вообще ничего могло бы не быть. Да и у правительства был вполне реальный шанс получить такой же результат, только без драк и мордобоев.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам