Тюльпановый президент

10 июля на постсоветском пространстве победила еще одна цветная революция: президентские выборы в Киргизии выиграл с убедительным перевесом и.о. президента Курманбек Бакиев. Лидер тюльпановой революции получил почти 90% голосов соотечественников. Пятерку конкурентов он оставил далеко позади: по данным ЦИК Киргизии, омбудсмен Турсунбай Бакир набрал 3,93% голосов избирателей, «киргизский Кинах» — лидер союза промышленников и предпринимателей республики Акбаралы Айтикеев — 3,68%.

За остальных кандидатов в президенты Жыпара Жекшеева, Кенешбека
Дюшебаева и Токтаыйм Уметалиеву проголосовали менее 1% пришедших на избирательные участки. В общем, победа Бакиева — чистая и достигнуть ее и.о. президента смог, благодаря сочетанию двух факторов: договорился с основными соперниками и получил финансовую и имиджевую поддержку от США — как и все остальные лидеры цветочных «переворотов». Нового главу Киргизии уже поздравил с победой отставной президент Аскар Акаев. Через помощников: экс-глава Киргизии не смог дозвонится до своего сменщика, и передал секретарю все то, что положено говорить в таких случаях. И хотя Центризбирком Киргизии еще досчитывает голоса, международные наблюдатели и контролеры от СНГ уже признали лидерство нового главы Киргизии: 88,9% говорят сами за себя.

Впрочем, такой расклад был очевиден еще задолго до официальной даты досрочных президентских выборов. Бакиев лидировал по данным всех социологических опросов, а в день выборов экзит-поллы подтвердили его успех: более 94% киргизов сказали «да» умеренному оппозиционеру, главе партии «Народное движение». Поэтому единственной проблемой Бакиева в день выборов была явка избирателей. Беспокойство было не напрасным: в эти дни в республике была зафиксирована невиданная солнечная активность — столбик термометра поднялся выше 40 градусов, и естественно, многие потенциальные «голосовальщики» предпочитали лежать в тени, а не идти на участок. Чтобы обеспечить достойную явку (более 50% избирателей), пришлось даже парламенту корректировать избирательное законодательство, изменив время работы избирательных участков: с 7 утра до 9 вечера. Все, в точности как в Украине, где парламент в разгар игры тоже менял правила: результатом стал «пакет» от 8 декабря 2004 года, куда вместе с изменениями закона о выборах президента «втиснули» и конституционную реформу.

Кроме того, власти Киргизии смогли обеспечить высокий результат за счет «зарубежных» голосовальщиков: многие жители республики работают в России, Украине, Казахстане, или за пределами СНГ. Достаточно сказать, что в Киеве явка жителей Киргизии была стопроцентной, на это обратили внимание все наши наблюдатели. Случай беспрецедентный, потому что, как показывает практика, голосование за рубежом никогда не отличалось высокой активностью — у людей, находящихся на заработках, чаще всего статус нелегалов и они не спешат светиться возле избирательных урн в посольстве. Зато это отличный повод для повышения количества электоральных симпатиков: в Киеве в разгар президентских выборов-2004, шли настоящие бои в Центризбиркоме за право увеличения количества голосовательных «точек» за рубежом.

Еще одной проблемой на выборах новой власти Киргизии стали паспортные сложности: если в Украине главным способом фальсификаций были нарушения при составлении списков для голосования, то в Киргизии эти «сбои» были, можно сказать, объективными. Дело в том, что паспортная система республики находится в полуразваленном состоянии: команда Аскара Акаева начала в прошлом году реформу паспортной системы (очевидно, готовясь к выборам), но бросила ее на полпути — помешали начавшиеся «заварушки». В результате, у многих избирателей и вовсе не оказалось паспортов: вот уже полгода ни внутренние, ни зарубежные паспорта жителям республики просто не выдаются. У кого есть старый документ, тот пользуется им, у кого нет — так и живет. В таких условиях обеспечить нужные показатели проще простого. И главное, все очень легко списать на прежнюю власть, которая и затеяла обмен паспортов. Недаром же проверяющие из стран СНГ зафиксировали многочисленные ошибки и погрешности в списках, впервые вывешенных на всеобщее обозрение.

Ситуацию спасла американская технология маркировки пальцев бесцветным раствором, «проявляющимся» в ультрафиолетовых лучах. Этот метод был «запатентован» США на выборах в Афганистане и служит гарантией недопущения повторных голосований (этот способ у нас получил название «карусель»). А вот прозрачные урны и прочие «прибамбасы» — это для иностранных контролеров, мониторящих процедуру выборов президента Киргизии. Надо сказать, сработало: и наблюдатели из ОБСЕ, и члены комиссии Владимира Рушайло в общем и целом хвалили прозрачную и демократическую процедуру президентских выборов. Причем, невзирая на многочисленные протесты оппонентов Бакиева, сетовавших на нарушения и черные пиар-технологии использованные против них.

Самым распространенным нарушением в Киргизии стали нарушения правил агитации (например, биг-борды с портретами и.о. президента в столице не были сняты и в сам день выборов), что дало повод оппонентам победителя заявить, что нынешние «демократические выборы» от прошлых недемократических ничем не отличаются. Но это уже не имеет никакого значения. Новый лидер Киргизии сейчас будет озабочен проблемой формирования правительственной команды, реформирования государственных структур, паспортной модернизацией. Кроме того, Киргизия, как и Украина «беременна» конституционной реформой. Итак, с чем придется столкнуться Курманбеку Бакиеву сразу после инаугурации?

Первое: формирование команды. Надо полагать, что новое руководство Киргизии учло украинский опыт: будущий президент заранее подписал «политический контракт» с будущим премьером Феликсом Куловым. Этот пакт имел двойное значение. Популярный в народе силовик Кулов отказался от участия в президентской гонке и выступил в паре с Бакиевым в обмен на гарантии получения после выборов правительственного поста с расширенными полномочиями. Фактически, Феликс Кулов получил кресло вице-президента — то, о чем только сейчас мечтает «украинская пассионария» Юлия Тимошенко… Кроме того, Кулов пользовался электоральным «спросом» на Севере республики, где позиции и.о. президента были не особо крепкими. Реши Кулов самостоятельно участвовать в президентской гонке, ситуация могла бы сложиться аналогично украинской, когда зимой-2004 начались сецессионные съезды и попытки отделения восточных областей. А так, в результате распределения ролей, удалось сохранить единство страны и избежать тех последствий, с которыми нынче сталкивается и Украина с ее Донбассом, и Грузия с ее Абхазией. Иными словами, договор между нынешним премьером и нынешним президентом Киргизии был вопросом сохранения целостности республики, решенным, надо отметить, успешно. Автоматически снимается тема, на которой может спекулировать и получать свои дивиденды оппозиция. Например, в Украине этот вопрос снять не удалось и тема противостояния между Востоком и Западом будет ключевой на будущих парламентских выборах.

Второе: Несмотря на «бархатную» позицию нового руководства республики, сумевшего не допустить раскола страны на Северную и Южную часть, оппозиция будет беспокоить новых лидеров как Гондурас. И, кстати, новый лидер республики уже обозначил формат отношений с политическими оппонентами: «Я считаю, что существование оппозиции является нормальным явлением», — сказал он в понедельник на брифинге. «С оппозицией государство должно работать конструктивно. Если
кто-то дает негативную оценку работе государственных органов, это не
означает, что данное лицо или политическая структура должна
подвергаться давлению и преследованию», — отметил Бакиев.
По его словам, «работая в государственных органах, я никогда не
преследовал оппозиционно настроенных политиков». «Более того, я сам
определенное время находился в оппозиции существующей власти», —
подчеркнул тюльпановый президент.

Посмотрим, удастся ли новому лидеру Киргизии следовать этому принципу. Все-таки лидеры других стран, где прошли бархатные революции тоже начинали с заявлений о неприкосновенности оппозиции и недопустимости политических репрессий. Однако, последующее поведение и официального Тбилиси и официального Киева по отношению к своим политическим конкурентам показало обратное. В той же Украине сразу было уволено 18.000 нелояльных к новой власти чиновников, возбуждены уголовные дела против активных представителей лагеря «бело-голубых». Сам факт создания специальной следственной комиссии ВР Виктора Мусияки говорит о том, что есть проблемы с соблюдением конституционных прав и свобод тех, кто во время выборов был на другой стороне оранжевых баррикад. Правда, судя по результатам избирательной кампании больших трудностей с оппозицией у новой власти Киргизии быть не должно: Бакиеву и Курманбекову противостоят те, кто не пользуется популярностью у значительной части населения. У новой оппозиции республики нет не только многочисленных сторонников, но и мощной финансовой поддержки. Им еще предстоит немало поработать, что бы начать получать финансовую помощь с Запада…

Третье: Отношения с Россией. Все государства СНГ, прошедшие «испытание бархатом», обязательно сталкиваются с проблемой выстраивания новых отношений с Россией: все-таки РФ рядом, а США — далеко, и рассчитывать, что они будут продолжать опекать победившие демократии не стоит. Полгода спустя, оранжевые лидеры стали получать письма из-за рубежа с критикой темпов и формы проводимых изменений, в западной прессе появились статьи об отсутствии в Украине зримых перемен, в том числе, и связанных с созданием благоприятного инвестиционного климата. Как поведет себя Киргизия? Думаю, особо «напрягать» ситуацию с Кремлем новый президент не станет. Бакиев всегда был умеренным оппозиционером, а кроме того, играл в команде отставного президента Аскара Акаева, который сейчас находится «под крылом» Москвы. Новый лидер республики гарантировал экс- президенту и его семье политическую безопасность в случае возвращения на родину. Более того, Бакиев был и остается самой компромиссной фигурой: с его приходом связывают надежды на мир и стабильность в республике. А стабильность эта во многом зависит от отношений между новой властью Киргизии и Кремлем. Во время тюльпановой революции Москва не проявляла такой активности, как в Украине, предоставив оппозиции и поддерживающей ее Америке, чьи военные базы находятся на территории Киргизии, самостоятельно разруливать взрывоопасную ситуацию. Но тот факт, что Москва дала убежище Акаеву и направила своих наблюдателей на выборы, говорит о том, что ей все-таки небезразличны происходящие в этой азиатской республике события. И она будет смотреть на первые шаги уже президента Бакиева очень внимательно…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам