Без вины виноватый

Один из первых в списке на реприватизацию – ОАО «Ривнеазот» – оказался втянутым в непонятную интригу. Не так давно завершилась проверка со стороны Фонда госимущества исполнения условий договора купли-продажи предприятия. Комиссия проверяющих признала, что абсолютно все условия договора выполняются в срок и в полном объеме. Однако и этот очевидный плюс в пользу инвесторов, похоже, не является охранной грамотой, гарантирующей иностранному инвестору, честно купившему предприятия и выполнившему свои обязательства, безоблачное будущее…

13 мая был подписан Акт текущей проверки исполнения договора купли-продажи пакета акций ОАО «Ривнеазот». Проверке подлежали обязательства, предусмотренные как самим договором от 3.09.2003 г., так и дополнительным соглашением между ФГИ и «Raiffeisen Investment AG» от 20.08.2004 г.

Было признано, что оплата пакета акций в размере 48,3 млн. грн. осуществлена в оговоренные сроки и в полном объеме. Количество работников не только не сокращено, но и увеличилось. План по инвестициям перевыполняется. Погашены долги по зарплате, кредиторка, осуществлены программы технической реконструкции производства.

Следует заметить, что на момент, когда австрийская компания «Raiffeisen Investment AG» купила у ФГИ 53,86% акций «Ривнеазот» за почти 49 млн. грн. (при начальной цене 46,2 млн. грн.), экономическое положение предприятия было тяжелым, а техническое и того хуже. Долги (в том числе и бюджетная недоимка) подбирались к отметке в 100 млн. грн. 2002 год «Ривнеазот» закончил с убытком 72,02 млн. грн. Дошло до того, что Хозяйственный суд Тернопольской области признал предприятие банкротом.

Благодаря грамотному менеджменту и внедрению инвестиционных программ отмечается заметный рывок в наращивании производства, повышении эффективности работы цехов. Так, за 2004 год объем производства товарной продукции в сравнении с 2003 годом увеличился на 63,5%. Выпуск аммиака вырос на 20,8 тыс. тонн, аммиачной селитры на 7,8 тыс. тонн, азотной кислоты на 39 тыс. тонн и т.д. Начат выпуск новых видов продукции. За 2004 год «Ривнеазот» получил 27,8 млн. грн. чистой прибыли. Отчисления в бюджеты и внебюджетные фонды увеличились с 24,6 млн. грн. в 2003 году до 29,3 млн. грн. в 2004-ом. Среднемесячная зарплата работников предприятия выросла более чем вдвое, продуктивность труда – на 66%.

О том, что к собственникам завода нет вопросов, не раз говорилось на самом высоком государственном уровне. Например, первый вице-премьер Анатолий Кинах в интервью российской газете «Коммерсант» заявил, что «на «Ривнеазоте» инвесторы выполняют свои обязательства».

Однако явные успехи предприятия, попавшего в руки классического западного инвестора (в декабре 2003 года «Raiffeisen Investment AG» передала 53,86% «Ривнеазота» австрийской компании «RAAM Beteiligungsverwaltungs GmbH»; обе компании входят в состав группы «Raiffeisen Zentralbank Oesterreich AG»), омрачают странные игры вокруг пакета акций, у которого есть законный собственник.

Например, в пору постреволюционного подъема, когда десятки «рядовых» граждан начали как по команде оспаривать результаты конкурсов по отечественным гигантам, нашелся и некий житель Харькова, который попросил суд признать недействительным результаты конкурса по продаже 53,86% «Ривнеазота». Истец считал, что его права как гражданина Украины были нарушены, поскольку условия конкурса были сформированы таким образом, что не позволили ему принять в нем участие. Однако Печерский суд 28 апреля отказал недовольному харьковчанину в признании недействительными результатов продажи акций предприятия. В судебном решении говорится, что каких-либо оснований для пересмотра результатов приватизационного конкурса по продаже пакета акций «Ривнеазота» не усматривается.

Но не это самое тревожное. Даже после проверки ФГИ, которая не выявила ни малейшей соринки в инвестиционном глазу, по сообщению пресс-службы «Raiffeisen», у приватизационного ведомства остаются какие-то претензии к владельцу предприятия. Неоднократно слышались заявления, что приватизация «РИвнеазоту» прошла с нарушениями закона о государственной программе приватизации. В 2003 году специальная контрольная комиссия Верховной Рады по вопросам приватизации требовала от Генеральной прокуратуры отмены продажи акций. Комиссия мотивировала свое требование тем, что при продаже 53,86% акций завода была нарушена статья 129 закона, которая гласит: в договор купли-продажи контрольного пакета акций стратегического объекта должны быть включены обязательства покупателя, определенные условиями приватизационного конкурса, по обеспечению определенных показателей деятельности (минимального размера доходов, поступлений в бюджет).

Позиция ясна. Однако возникает два вопроса. Почему за ошибки чиновников, которые что-то не вписали в договор, должен быть «битым» инвестор, выполнивший свои обязательства «от» и «до»? И как после этого мы собираемся завлекать иностранные инвестиции?

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам