Шоковая терапия

Для чиновников высокого ранга самое благодарное качество – умение держать удар неудачи или принимать оплеуху начальства с невозмутимым видом и пониженной потливостью ладоней. Даже новость о собственном увольнении в идеале должна вызывать улыбку. Тогда она дает шанс через какое-то время получить работу снова. Боюсь, что Алексей Ивченко отреагирует на известие об отставке истерикой, а Иван Плачков начнет громко возмущаться. Хотя, будь я президентом, давно бы выгнал этих господ: Путину даже в страшном сне не могло присниться, что какой-то наш «шпингалет» будет пугать «газпромовцев»… несанкционированным отбором газа.

Для чиновников высокого ранга самое благодарное качество – умение держать удар неудачи или принимать оплеуху начальства с невозмутимым видом и пониженной потливостью ладоней. Даже новость о собственном увольнении в идеале должна вызывать улыбку. Тогда она дает шанс через какое-то время получить работу снова. Боюсь, что Алексей Ивченко отреагирует на известие об отставке истерикой, а Иван Плачков начнет громко возмущаться. Хотя, будь я президентом, давно бы выгнал этих господ: Путину даже в страшном сне не могло присниться, что какой-то наш «шпингалет» будет пугать «газпромовцев»… несанкционированным отбором газа.

Российская газета «Коммерсантъ» напечатала сенсационную статью, которую до сих пор не опровергла украинская сторона (небось, потому что правда) – будто насмерть шокированный Алексей Ивченко в ответ на одностороннее решение «Газпрома» зачесть исчезнувший в Украине газ в счет оплаты за транзит, заявил, что «Нефтегаз Украины» будет вынужден проводить несанкционированный отбор газа из транзитных трубопроводов. Вот так напугал! Еще бы пообещал глаз выколоть, в чай помочиться, российский флаг привселюдно сжечь…

Алогичность доводов украинской стороны, возможно, вызвана паникой: после провала последних переговоров между «Газпромом» и НАКом дефицит газа в Украине в этом году составит почти 10 млрд. кубометров. Россияне нашли простой и дешевый способ наказать наших чиновников за «выпендреж» на тему строительства газопроводов в обход России и сепаратных договоренностей с Ашхабадом. Теперь вместо 23 млрд. кубометров газа Украина получит от «Газпрома» в качестве платы за транзит только 15,2 млрд. кубометров, которых совершенно недостаточно. В порядке насмешки нам предложили выкачать из подземных хранилищ спорный газ. Теоретически это сделать можно. Но практически – нет, поскольку большая часть упомянутого голубого топлива является буферным газом, и служит для выталкивания на поверхность основных транзитных потоков.

До сих пор в этом деле остаются несколько загадок. Первая – почему российская сторона приняла одностороннее решение? Ведь это нарушение межгосударственных договоров. Есть подозрения, что россиян спровоцировала к этому украинская сторона, проигравшая вчистую переговорный процесс. Косвенно это высказал Алексей Миллер в эфире телеканала НТВ, сказав что «украинская сторона признала права «Газпрома» на этот газ». Каким образом признала? Кто? Автора! Еще одно примечательное откровение Миллера звучит так: «Нам предложено забирать этот газ равномерно в зимний период, а это подрывает сам принцип использования газа в подземных хранилищах. Нам газ в ПХГ нужен для использования в пиковых ситуациях. Когда, например, холодно в Западной Европе, наши клиенты просят дополнительный газ. Но, к сожалению, выглядит так, что тогда, когда нам газ нужен, Украина нам этот газ отдать не может».

По всему выходит, что глава НАКа (по неопытности или по другим причинам) сказал главе «Газпрома», дескать «забирайте свой газ и уносите!». Еще до выводов двусторонней рабочей группы, которая согласовывает возможность взаиморасчетов за топливо, и могла вести переговоры до третьего пришествия.

Россияне шутку не поняли и не приняли. Нам был просто резко урезан объем газа, поставляемого в качестве уплаты за транзит. В результате Украина оказалась перед выбором: попытаться покрыть дефицит газа за счет увеличения туркменских поставок. Что, впрочем, маловероятно, поскольку Туркмения не сможет резко увеличить добычу, а если и сможет, Россия просто не пропустит дополнительные объемы туркменского газа по своим трубопроводам. Либо докупить у «Газпрома», но, как сказал Миллер, «по ценам, соответствующим европейскому уровню». На практике это означает, что мы оказались на распутье между призрачным туркменским газом по $60 за тысячу кубометров и вполне реальным российским по сотне. Прямо по Жванецкому: вчера были раки по 3, но мелкие, а сегодня большие, но по 5… А нам как $100, так и $60 – одинаково дорого.

В общем, мы попали. Крепким хозяйственникам из Минтопа и нервным дипломатам из «Нефтегаза», судя по всему, не хватило элементарной выдержки. Хотя российские газовики предъявляют претензии украинским коллегам в несанкционированном отборе газа из транзитных трубопроводов и подземных хранилищ, находящихся на территории Украины, не первый год. И даже не второй. В свое время вице-премьер Украины Юлия Тимошенко объявила, что долги за газ перед Россией составляют $2,8 млрд. И основная сумма возникла из-за несанкционированного отбора газа.

Тогда Украина и Россия долго торговались, как рассчитываться «за кражу» либо товарами, либо долговыми обязательствами, либо акциями предприятий. Российская сторона настаивала на погашении долга предприятиями. В принципе и сейчас они, возможно, имели ввиду какой-то объект (уж не «Укртелеком» ли?), который хотели получить в обмен на отказ от кредиторских претензий. Разница в том, что пять лет назад Юлия Тимошенко смогла выиграть в переговорной шахматной партии. А нынешние переговорщики оказались профнепригодными.

Какой же выход? Как по мне, единственный путь – это уволить нынешних переговорщиков, назначить новых и предложить Москве начать отношения с чистого листа. Не уверен, что этот способ гарантирует стопроцентное достижение позитива, но попробовать можно. Тем более, учитывая необходимость свалить на кого-то грядущее повышение цены за газ. Всегда удобно объяснять неудачи ошибками, допущенными уже наказанными чиновниками. Не исключаю, что, учитывая зашкаливающий рейтинг доверия населения к Юлии Владимировне, она могла бы на время взять управление «Нефтегазом» вообще и переговорный процесс в частности в свои руки. Тем более, что энергетическая сфера ей хорошо знакома.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам