Мамой клянусь

Дикий аул. Где-то глубоко в горах Кавказа. Школа. Урок географии. Учительница рассказывает детям о том, что Земля круглая. Старательный Гоги ее поправляет: «Не круглая, Тамара Зурабовна, а шарообразная». «Докажи, если такой умный». «Мамой клянусь!» Никогда не думал, что этот бородатый анекдот обретет свое новое прочтение в современных политических условиях. Ведь отныне у каждого достойного человека в Украине появилась своя мама в лице 150 народных депутатов. Согласно закону, принятому сегодня Верховной Радой, именно такое количество избранников необходимо для того, чтобы взять на поруки лицо, содержащееся в следственном изоляторе.

Киев. Столица постреволюционной демократической Украины. Верховная Рада. Очередное пленарное заседание. Новая оппозиция совершает то, что не удалось в самые тяжелые времена преследования Юлии Тимошенко с помощью Лукьяновского СИЗО сделать оппозиции старой, которая сегодня является новой властью. Несколько дней блокирования трибуны, удивленные взгляды ПАСЕ на то, что происходит в стране, двусмысленные намеки Джорджа Буша-младшего в ходе ежегодного саммита США–ЕС, и вот 244 депутата из 406 зарегистрированных с третьего раза таки дожали этот во всех смыслах необычный законопроект (достаточно лишь сказать, что ни в одной из цивилизованных стран подобный подход не практикуется), который был зарегистрирован 23 мая Владимиром Зайцем и Леонидом Кравчуком в связи с задержанием экс-губернатора Закарпатья Ивана Ризака.

При этом на наших глазах распался так и не успевший оформиться сенсационный протестный тандем из фракций СДПУ(о) и УНП, которые поутру заявили об отказе принимать участие в голосованиях до того, как все совместители не сложат свои депутатские полномочия. Объединенные эсдеки решили сделать исключение и за Закон о внесении изменений и дополнений к Уголовно-процессуальному кодексу Украины (относительно предупредительной меры в виде поруки не менее чем 150 народных депутатов) под №7540 проголосовали немногочисленно, но единогласно. Впрочем, с другой стороны, нужно учесть, что они, если верить депутату Шурме, намеревались не голосовать лишь правительственные проекты. «Народовцы» же Костенко свое обещание выполнили в полном объеме. Вместе с ними голосование уже безо всяких особых принципов проигнорировали также фракции «Нашей Украины» и СПУ. Но это не помогло. В поддержку проекта выступили даже БЮТ и ПППУ, которые в первый раз (16 июня) голосовали против.

Уже практически превратившийся из законопроекта в Закон документ вводит новую меру пресечения – поруки не менее чем 150 народных депутатов, подписи которых заверены в установленном порядке. Ходатайствуя за лицо, содержащееся в СИЗО, народные депутаты ручаются за надлежащее поведение и своевременную явку подозреваемого, обвиняемого, подсудимого в орган дознания, к следователю и в суд. При этом народные депутаты предупреждаются о том, что когда подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, в отношении которого избрана данная мера пресечения, уклоняется от следствия и суда, то на каждого из них может быть наложено денежное взыскание в размере 3400 грн.

Не будем сейчас рассуждать о том, насколько это существенная сумма для слуг народа. Посчитаем лишь, что в случае, если кто-то нарушит условия порук, в государственном бюджете в одночасье окажется 510000 грн. В масштабах государства деньги, конечно, не ахти какие, но в условиях острого дефицита нашему министру экономики порой и не такие мысли в голову приходят. В этой связи, может быть, неспроста первый заместитель председателя Верховной Рады Адам Мартынюк перед голосованием напомнил депутатам, что с идеей освобождения на поруки депутатов выступил министр внутренних дел Юрий Луценко. Признаться, мне не удалось найти какие-либо следы подобной интеллектуальной деятельности Юрия Витальевича, но не доверять словам первого вице-спикера тоже как-то не с руки. Тем более что он упомянул об этом дважды.

С другой стороны, не стоит торопиться. Во-первых, законопроект должен подписать президент. А он этого, по мнению все того же Адама Ивановича, делать не будет. Об этом он заявил сегодня на пресс-конференции. Здесь же он во второй раз назвал инициатором решения Юрия Луценко. Так, по словам Мартынюка, этот законопроект «ничего не улучшает, хотя его идея принадлежит министру внутренних дел». Более того, по мнению первого вице-спикера, подобным образом депутаты сами унизили свой статус, ибо в Уголовно-процессуальном кодексе уже существует норма о том, что любые два гражданина могут взять подследственного на поруки. «Сейчас, в сущности, унизили народных депутатов – два гражданина могут, а два депутата не могут. Нужно 150 народных депутатов», – веско заметил Мартынюк, с легкостью отбив у меня мысль, авторство которой так хотелось приписать себе.

Во-вторых, и об этом также упомянул Адам Иванович, на сегодняшний день в Верховной Раде нет 150 народных депутатов, которые могут подписаться под заявлением о взятии кого-либо на поруки. «Одно дело голосовать за закон, не имея непосредственного участника этого процесса, а другое, когда дело доходит до конкретных персоналий, которые находятся «в местах не столь отдаленных», – подчеркнул он.

Попробуем проверить слова вице-спикера путем устного счета с помощью калькулятора. В связи с тем, что думать, будто все проголосовавшие сегодня депутаты согласятся подписаться за поруки того же Ивана Ризака нельзя, то вычисления будут исключительно условными. Итак, практически нет сомнений, что подписи друг другу с удовольствием поставят ребята из «регионов» и объединенные эсдеки. У них особые взаимоотношения: мы вам – за Ризака, вы нам – за Колесникова. Итого 70. БЮТ, «Нашу Украину», СПУ, ПППУ и УНП в данной ситуации, по-видимому, можно отметать сразу. Маловероятно, что в авантюру захотят ввязываться НПУ Литвина и «Единая Украина» Губского, которым незачем ломать установившиеся с новой властью контакты. Таким образом, число оставшихся, если не считать внефракционных и КПУ, достигает 31 депутата. Это притом, что «Деминициативы» Гавриша стоят сегодня на грани исчезновения. Итого получается 101 депутат в лучшем случае, чего явно недостаточно для осуществления действий, предусмотренных новым законодательством. Однако все же не стоит списывать со счетов КПУ и людей, которые сейчас не входят ни в одну фракцию. О том, почему последние выбрали такую судьбу, мы уже писали, а действия коммунистов все время вызывают у наблюдателей определенные подозрения.

Однако самая большая проблема кроется совсем в иных сферах. Она не имеет ничего общего с подсчетами, политическими предпочтениями и ситуацией вокруг так называемых репрессий, с которых, собственно, все и началось. Главная опасность заключается в том, что подобная система в результате может привести к еще большему симбиозу политических и преступных кругов, чем тот, что мы имеем сегодня. Ведь возможности, в том числе и финансовые, договориться с таким количеством нардепов имеют далеко не рядовые Васи Пупкины. А для ребят посерьезнее подобный вариант избежания ответственности может стать одним из наиболее вероятных. Таким образом, появляется спрос, на который, согласно рыночной теории, неизбежно появляется и предложение.

И если президентское вето, которое практически неизбежно, рано или поздно будет преодолено, то в ближайшем будущем мы имеем возможность столкнуться с целым рядом людей совершенно разных национальностей, доказательством честности и открытости которых станет исключительно «мама», сублимированная в собирательном образе из 150 «сердобольных» народных депутатов. Большего уже может не понадобиться.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам