Бывший "папа"

Куда уходят бывшие президенты после того, как закончен (прерван) срок их каденции? В каждом случае по-разному. Одни становятся Нобелевскими лауреатами (как, например, экс-президент США Джимми Картер), другие по примеру первого «советского» президента Михаила Горбачева возглавляют фонды и ездят по всему миру с лекциями, третьи просто сходят с политической арены, как это сделал Борис Ельцин, передавший власть преемнику Путину. Впрочем, судьбы «бывших» сильных мира сего бывают и не столь безоблачными.
Достаточно вспомнить Гаагский трибунал над Слободаном Милошевичем, или тюремную камеру для двух южнокорейских президентов – Чон Ду Хвана и Ро Дэ У. Что касается Украины, то для нее выбран некий промежуточный вариант. Лидеры с приставкой «экс» не уходят из политики насовсем и не переходят в категорию «общественных деятелей», потому что это звание не пользуется популярностью. Возможно, сказывается отсутствие опыта перехода из одного состояния (президентство) в другое (рядовой гражданин), имеющегося у лидеров европейских держав, которые по истечению срока полномочий относительно спокойно расстаются с должностью и занимаются либо бизнесом, либо общественной работой, либо мемуарным творчеством. В Украине с этим сложнее – учитывая менталитет и особое отношение к власти. Для нас президент – нечто среднее между всемогущим человеком и членом семьи. Не случайно же глав государств принято называть «по-родственному», то «папой», то «дедушкой» – именно так за глаза называли подчиненные и Бориса Ельцина, и Леонида Кучму.

Теперь он «папа» только для самых близких людей, но это его вряд ли устраивает. Трудно не быть Богом… Все его бросили, в Фонде остались только самые преданные люди. Даже Алена Громницкая теперь работает в одной симпатичной медиа-структуре, связанной с Николаем Княжицким. Сотрудники пресс-службы Кучмы «пристроились» кто где: промоутерами на новых телеканалах, пресс-секретарями у новых партийных лидеров. Эпоха Кучмы прошла. Теперь экс-президент официально работает главой Фонда «Украина». Но чувствуется, что этот вид деятельности «не греет» Леонида Даниловича. Помощь сельским библиотекам и детским домам не тот фронт, где он хотел бы развернуться. Вернуться на «Южмаш» тоже невозможно: как признался Леонид Кучма в одном из недавних интервью, хоть КБ «Южное» и было лучшим временем в его жизни, но и сам он, и завод уже «не те».

Можно было бы, по примеру западных коллег, поездить по миру, делясь опытом, если бы этот опыт не был в большинстве своем негативным. Коллеги из стран, которые находятся не к востоку, а к западу от Украины, могут не понять… И потом, европейское направление плотно занято новым руководством Украины: каждую неделю Виктор Андреевич и его соратники куда-то выезжают для презентации страны. Неудивительно, что Леонид Данилович подумывает о своем возвращении в большую политику. Благотворительная деятельность для него мелковата, а бизнес-деятельность он уже «перерос». Тем более, есть вполне логичный повод: парламентские выборы и опыт предшественника Леонида Кравчука. Первый президент, подписавший Беловежские соглашения и «добывший» в 1991-м для Украины независимость, в 1998 году прошел в парламент по списку объединенных социал-демократов и вот уже два созыва ВР остается влиятельной политической фигурой в украинском политикуме. Он куда больше своей формальной должности – лидер фракции СДПУ(о). Естественно, и второй бывший президент тоже не хочет приобрести репутацию политического маргинала. Есть несколько способов не кануть в политическую безвестность.

Первый. Создать так называемый «президентский клуб». Идея хорошая, но сложность реализации состоит в том, что бывших глав государств мало. Всего два. То есть на полноценное собрание никак не тянет, ведь даже «соображают» на троих.

Второй. Создать собственную партию, а еще лучше – возглавить уже раскрученную политическую силу. Сложность сценария состоит в том, что время для такого проекта упущено: за год до начала парламентской кампании прекращается регистрация желающих получить депутатский мандат. Уступить Кучме лидерство в уже «работающей» партийной структуре тоже вряд ли кто захочет. Да и нет подходящей по масштабам политической силы. Если вспомнить все проекты Виктора Пинчука, то на ум приходит разве что НЛО…

Третий. Влиться в список одной из проходных партий. Номером пятым. Или шестым. Неважно. Важно найти лидера, который согласится включить в список бывшего президента и врага №1 «оранжевой команды». Выбор электоральных партнеров у Кучмы, прямо скажем, невелик. Сам он за время президентства не приобрел партийного билета, а друзей, у которых есть собственные электоральные объединения проходного типа, растерял. Новых тоже не приобрел: все-таки акции протеста, завершившиеся победой Виктора Ющенко, начинались с акций «Украина без Кучмы». Так что получить место в одном из списков партий, имеющих отношение к новой властной команде, экс-«папе» не светит.

К проигравшим выборы-2004 экс-президенту тоже «соваться» не стоит. Могут не понять. И так Виктор Янукович не раз намекал на заговор с участием Леонида Даниловича, в результате которого Виктор Федорович оказался аутсайдером. А ведь все так хорошо начиналось… И закончиться могло бы хорошо, не прояви в ответственный момент Леонид Данилович слабость. Так что «регионалов» можно смело вычеркивать из списка, если таковой в уме и составляет бывший хозяин здания на Банковой, 11. Как и эсдеков: скорей всего, их сотрудничество с Кучмой ограничится крупной суммой пожертвований в фонд «Украина». Опять же, плыть в одной лодке с Леонидом Макаровичем Леониду Даниловичу не с руки – два бывших президента и оба социал-демократы?! Есть и еще один нюанс: не факт, что лидером СДПУ(о) останется Виктор Медведчук, экс-глава президентской администрации. Уже идут разговоры о кадровой рокировке в партии накануне выборов, поэтому, даже если бывший шеф обратится за помощью к бывшему руководителю своей канцелярии, тот формально ничем не сможет помочь.

Кто остается? Только Владимир Литвин – спикер парламента и лидер проходной Народной партии. Недаром же уже пошли разговоры о том, что Кучма может быть включен в список НПУ: все-таки между экс-президентом и экс-главой АП сохранились уважительные отношения. И хотя близкими их не назовешь, но Владимир Михайлович всегда будет помнить, что сделал для него в свое время Леонид Данилович. Поэтому, отвечая на вопрос, не включит ли Народная партия Кучму в свой список, председатель ВР ответил многозначительно: «Тут нужно над ним подумать». Хотя и высказал мнение, что экс-президенту не нужно баллотироваться в парламент. Действительно, поиск Леонидом Кучмой политической «крыши» говорит о неустойчивом положении экс-президента. В любой момент над его головой могут сгуститься тучи: пока только отобрали госдачу и ограничили количество прислуги, но ведь могут пойти и дальше. Особенно в разгар избирательной кампании-2006, когда понадобятся примеры «ужасов прошлого режима».

На этой теме будут играть все – и новая власть, и новая оппозиция, а «режим», понятное дело, олицетворяет Леонид Кучма. Даже если и существуют некие договоренности по поводу неприкосновенности экс-главы государства, они могут не сработать. Как с реприватизацией. Виктор Андреевич будет демонстрировать толерантность, а Юлия Тимошенко или тот же Александр Мороз требовать суда над Кучмой. К слову, спикер Литвин косвенно подтвердил, что бывшему президенту есть чего опасаться: «То, что у нас происходит в стране, я не могу слова подобрать… Хотя, все понимают, что это, мягко говоря, демонстрация неуважения к законам теми, кто должен как раз показывать пример». «Цель понятна – попугать всю страну и заставить всех стоять в стойле. Но я думаю, что всему приходит конец. И любому терпению приходит конец», – добавил он. Таким образом, Леонид Кучма должен окончательно утвердиться во мнении, что депутатский мандат для него – единственная гарантия неприкосновенности на ближайшие четыре года и последний шанс остаться в политике.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам