Ничьи цветы на асфальте жизни

«Одни лишь дети, маленькие беспризорные дети находятся без призора», – эта ироническая фразочка блистательного Остапа Ильфа и Петрова звучит до удивления серьезно. Дети бывают разными: капризными, озорными, болезненными, шустрыми, розово-крепенькими, спокойными… Но они не бывают ничьими. Их не приносит аист, не подкладывает в форточку кукушка, не плодит на свет брюссельская или цветная капуста… Между тем, в Украине, с ее стабильным «процессом старения нации», сейчас более 400 детских домов, где не рождается, но растет и воспитывается чужая, отвергнутая и ничейная ребятня.

…По зеленому летне-пыльному тротуару пгт Ворзель мирно прогуливаются мамы с веселыми и довольными малышами. Через дорогу – старенькое одноэтажное здание с табличкой «Киевский городской дом ребенка им. М.М. Городецкого», где слово «мама» слышится не так уж и часто. Сейчас здесь 146 детей от 3 месяцев до 4 лет, 311 человек коллектива и своя маленькая радость среди бесконечных забот: все 5 корпусов гордо поблескивают новыми, хорошо утепленными окнами. 11 июня сего года Международный благотворительный фонд «Доля дитини» в рамках своей акции «Тепло в душі» провел в Ворзеле пресс-конференцию, на которой Киевский Клуб Львов официально и торжественно вручил детдому чек на 10 000 долларов, чтобы тепло было не только в душе. Сами деньги, конечно, были перечислены раньше, так что ремонтные работы в корпусах уже практически завершены. Пресс-конференция же была одновременно итоговой точкой в добром деле, попыткой привлечь внимание равнодушного общества – наше с вами внимание! – к судьбам детей. И, по словам гендиректора фонда «Доля дитини» Дарьи Ревиной, «одним из шагов на пути к возрождению традиций меценатства в Украине (еще не совсем развитых)». Или, надо сказать, шаг хоть и не широкий, но довольно уверенный, особенно если учесть, что он не единственный в этом направлении. Владимир Шепетин, народный депутат Украины и основатель фонда, сделал акцент на том, что это «не первая акция, цель которой – прийти и поделиться тем, что есть у тебя».

Радует и то, что поделиться хотят не просто отдельные люди или полумифические учреждения с неопределенными целями, а такие вполне реальные и серьезные организации, как Киевский Клуб Львов – один из 40 000 в 190 странах мира. Его вице-президент Пол Ниланд сказал о деле клуба так: «Каждый год мы проводим благотворительные концерты, балы, аукционы, собираем взносы и пожертвования. Чтобы помогать. Когда к нам обратился этот детский дом, мы поняли – тут нужна наша помощь. Фотографии здания и окон убедили всех членов клуба, так что вопрос о деньгах был решен единогласно. Сейчас все мы счастливы, что у нас была и есть возможность оказать поддержку тем, кто в этом нуждается».

Такие мажорные слова заронили в сердце зерно надежды, которое тут же пустило побеги уверенности, что «і у вас, і в нас все буде гаразд!». Однако уверенность эта была с оттенком опять-таки бендеровского «Заграница нам поможет!» (камень в огород государства). Ведь дом ребенка им. Городецкого, к сожалению, не один в Украине и не последний, построенный 70 лет назад и требующий меценатской (или хоть чьей-нибудь!) поддержки. И этот совместный шаг благотворительности на сегодня – капля в море. Большая, увесистая, но все-таки капля, радужный блеск которой только скрасил общую картину. Картина же в сплетении двух проблем – детских домов и детской брошенной бездомности – предстала во всей своей реальности уже после конференции.

Обычный человек с мамой-папой-телевизором и счастливым детством, оказавшись первый раз в детдоме, чувствует боль. И во второй – боль. И в третий, пятый, восьмой… Причина не столько в плачевном состоянии зданий (дом ребенка им. Городецкого, например, уже сверкает новыми окнами), сколько в плачевном уровне человеческой моральности. Небольшая, местная статистика, которую сообщила Вера Федорова, заместитель главврача учреждения Городецкого, пугает: «За 70 лет существования дом принял больше 10 тысяч детей. Сейчас у нас их около 150, из которых всего 47 детей – неизлечимо больны (35 – болезнью Дауна). Остальные – полностью здоровы, просто мамы от них отказались. Да, юридически ни права, ни закона, позволяющего такой отказ, нет. Но нет и силы, запрещающей матери бросить ребенка где угодно. К нам привозят подкидышей, найденных в трубах теплоснабжения, на лестничных клетках, просто на улице. Могу сказать, что 90% детей усыновляются, не берут только больных. Причем где-то 80% от общего числа усыновляют иностранцы – из США, Франции, Италии… Со многими мы поддерживаем связь, получаем письма и фотографии, так что есть уверенность того, что дети в семьях счастливы».

Счастливы дети, нашедшие уголок в чьем-то сердце, счастливы и биологические мамаши, избавившиеся от бремени… И волки сыты, и овцы целы? А нация все «стареет, вымирает»… В тот же день, 14 июня, в дом ребенка им. Городецкого привезли девочку Юлю, двенадцатидневное создание с крепким здоровьем и удивительно взрослым лицом, которое даже не подозревало, что мама «забыла» свою частичку в роддоме. Теперь Юлечке надо лишь надеяться на свою счастливую звезду и тех иностранцев, которые захотят поделиться любовью с украинским ребенком. Девочка требовательно агукала в комнате с новыми окнами, которые не пропустят холод и ветер, привлекая внимание няни. И, слава Богу, что ей пока есть за кого ухватиться ручонками.

…Вот две строчки из стихотворения Ольги Тихоновой, старшего воспитателя в детдоме Городецкого, врезались в память намертво: «Господь дає життя і теплий дім, спитаєте, чи всім? – так, всім!”

Дети – цветы жизни. Банально? Да, как и любая истина. Почему же некоторые не могут уяснить, что эти цветы – не одуванчики на асфальте, которым хватает дождика благотворительности и солнечной ласки работников детдомов, рассеянной на 100-200 детей…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам