"Каневская коалиция"

Есть два основных варианта предвыборного сосуществования: «консолидация мелочи» и «вынужденное слияние». Сразу оговоримся, что речь идет о парламентской избирательной кампании. Первый вариант предполагает объединение мелких, практически полудохлых партий вокруг относительно крупной электоральной кормушки. Допустим, субъект политических отношений Х решил для солидности замутить некий предвыборный блочок. Набрал туда всякой партмелочи: штук тридцать. Отдельное спасибо Минюсту. Регистрирует все, что хоть отдаленно напоминает партию. Их (партий) уже полторы сотни.
Только «Пору» не регистрируют. Вероятно, опасаются, что она может работать на одну женщину, которая как бы не согласна с решением Президента по поводу урегулирования бензинового кризиса. Скорее всего, врут. Во время выборов любая партийная мелочь оказывается востребованной. Стандартная политическая массовка собирается, как правило, один раз. Для торжественного подписания в соответствующей обстановке какого-нибудь меморандума о сотрудничестве до электорального гроба. Приводить конкретные примеры не имеет смысла.

Второй вариант предвыборного сосуществования возник относительно недавно. Во время парламентских выборов 2002 года. Это когда в один коалиционный союз с единым избирательным списком загоняют всех, кто хоть гипотетически может претендовать на попадание в парламент, плюс «полезная нагрузка»: какой-нибудь действующий на тот момент времени премьер, глава администрации президента и так далее. Так возникла полулегендарная «ТУНДРА» — «Трудовая Украина», Народные Демократы, Регионы и Аграрии. Последние очень хотели в список Виктора Ющенко, но всего два холостых выстрела в голову заставили их изменить свое мнение. У каждой из двух вышеописанных форм есть свои преимущества и недостатки.

Вариант «консолидация мелочи» относительно дешев, не требует особых организационных усилий, но малоэффективен. Если сложить много нулей с числом, чуть отличающимся от абсолютно малой величины, то четыре проходных процента никак не вырисовываются. Зато данная технология способствует психологической релаксации. Какой-нибудь лидер Всеукраинской партии Ценителей Натуральных Тушканчиков подойдет к лидеру блока, расплескивая теплую водку из фужера для шампанского, и с соплями на глазах примется уверять его, что все население Жмеринки — «за».

Благодаря совковому менталитету абсолютного большинства представителей старой, а также новой власти такое беззастенчивое вранье срабатывает. После третьего или четвертого подхода к телу лидер начинает верить в свою значимость. Вера начинает таять, когда приносят счета, но не умирает вплоть до оглашения официальных результатов голосования. А вдруг? В общем, ничего интересного.

Второй вариант более циничен и сложен в исполнении. Некоторые особо впечатлительные политологи сравнивают его с «пауками в банке», «братской могилой» и прочими малоприятными вещами. Как показывает опыт создания блока «ТУНДРА», для его формирования пришлось долго обрабатывать некоторых особо упорных народных демократов, выдавать авансы в виде Кременчугского НПЗ, привлекать внешнего менеджера в лице Владимира Литвина. Зато было интересно. То включают одного кандидата в проходную часть списка, то исключают. Товарищи по блоку рады сделать своим боевым коллегам какую-нибудь пакость. Не прекращались разговоры о том, что кто-то готов покинуть ряды коалиции, поскольку не может больше терпеть.

А предвыборные поездки по регионам лидеров «ТУНДРЫ» превращаются в игру «Угадай, чего они хотят». Одни говорят одно, другие — другое, третьи пьют. Работают несколько избирательных штабов, каждый из которых уличает своих коллег в некомпетентности. Чуть ли не президенту Леониду Кучме приходилось разруливать возникающие на ровном месте трудности.

Все это мы к тому, что недавно Президент Виктор Ющенко уже как бы торжественно-пафосно объявил о начале создания единого предвыборного блока в формате президент—спикер—премьер. Прослеживается интересная закономерность: чем сильнее противоречия между окружением главы государства и премьером, тем крепче уверенность в том, что на выборы Ющенко, Тимошенко и Литвин пойдут одной командой. В данном случае невольной жертвой такой консолидации стал спикер. Его, по большому счету, никто особо не спрашивал по поводу целесообразности вхождения в единый блок. Владимир Михайлович осторожно и умело выстраивал многоходовую комбинацию: заявления о репрессиях в отношении членов Народной партии — намеки о невыполнении некоторыми товарищами по коалиции своих предвыборных обещаний — поднятие ценности акций НПУ перед вступлением в блок. А тут Виктор Андреевич, чтобы подчеркнуть политическую близость с Юлией Владимировной после случайного публичного конфликта, в третий раз объявил о создании «тройки». Поскольку данное заявление было сделано в ритуальном месте, то все… Деваться некуда. Теперь они в одной электоральной лодке.

И незаметно для себя превратились в «каневскую тройку». Думаю, это название теперь прочно к ним приклеится. С «полноценной четверкой» не вышло. Лидер социалистов Александр Мороз проявил вопиющее непонимание текущего момента, отсутствие гибкости в вопросе проведения никому не нужной конституционной реформы и чрезмерную неудовлетворенность в кадровом вопросе. Поэтому на нем старшие товарищи, олицетворяющие сегодня законодательную и исполнительную власть в стране, поставили жирный крест. Никто о Сан Саныче не вспоминает. Никто его не ждет. И никто, кстати, пока не трогает представителей СПУ во власти.

Социалисты пользуются случаем и горячо одобряют создание «каневской тройки». Теперь все видят, у кого именно вся полнота власти. А социалисты как бы не при делах. Они отдельно идут. На грани конструктивной оппозиционности. Однако если какой-нибудь нехороший оппортунист посягнет на конституционную реформу, то взовьются кострами синие ночи, и пионеры (они же — дети рабочих) восстановят статус-кво, то есть попранную справедливость.

Первый вывод, который можно сделать на основе образования «каневского триумвирата», достаточно банален. Это форма вынужденного сосуществования трех разных политических группировок. Все, естественно, делается для блага Украины, так как отпускать Тимошенко на свободу с рейтингом, на пять процентов превышающим главный рейтинг страны — мягко говоря, недальновидно. Как и ссориться с ней, поскольку теперь многие уверены: «Юльке не дают работать и хотят согнать с кресла премьера». Максимальную пользу из полупубличного конфликта с Президентом извлекла именно она. Естественно, ее рыночная электоральная ценность растет буквально на глазах.

Виктор Андреевич, как мы уже говорили, трижды анонсировал создание «триумвирата» в формате «Сила народа» минус социалисты и Анатолий Кинах. Следовательно, есть основания утверждать, что это, наверное, и есть основной архетип поведения власти на грядущих президентских выборах. Возможны следующие варианты эволюции «каневской тройки».

Вариант первый: сосуществование. Поскольку Виктор Ющенко согласился возглавить избирательный список коалиции, то даже намеки на самостоятельное участие в кампании Юлии Тимошенко и Владимира Литвина будут расценены как демарш против главы государства. И следовательно, меняется ориентация указанных политиков — с пропрезидентской на оппозиционную. Если не хочешь быть в блоке власти, то, по образному выражению главы государства, «иди бить в барабаны и дудеть в дудки с объединенными социал-демократами». В настоящее время ни Тимошенко, ни Литвину не выгодно бить горшки с Президентом. Смысла никакого нет. Режим сосуществования может продлиться до декабря, то есть до начала активной фазы избирательной кампании со всеми вытекающими последствиями. А до этого времени будет решаться главный вопрос, волнующий всех без исключения участников «каневской тройки»: как делить места в едином избирательном списке — поровну или по справедливости?

Можно предположить, что окончательное решение проблемы «разделить на троих» будет оттягиваться до последнего момента. Уже и списки надо нести на регистрацию в Центризбирком, а партнеры все никак не могут решить, кого на какое место поставить и в какой пропорции распределить места. 25% Владимиру Литвину, 25% Юлии Тимошенко и 50% — держателю «банка», то есть Виктору Ющенко? А почему Владимиру Михайловичу 25%? Он и на 15% не наработал. Конечно, возможен моментальный консенсус. Но он, к сожалению, связан с непрозрачными договоренностями в рамках «каневской тройки». Если Виктор Андреевич гарантирует Юлии Владимировне место премьер-министра после выборов, а Литвину — должность спикера, то вопрос о квотах решается быстро и безболезненно. С Тимошенко, например, подписывается следующее соглашение: «Президент Виктор Ющенко силой своего морального авторитета, а также используя право направлять в Верховную Раду представление о назначении на должность премьер-министра, обязывается способствовать утверждению Тимошенко на должности главы правительства в сроки, предусмотренные действующим законодательством. В случае нарушения взятых на себя обязательств за Юлией Владимировной остается право опубликовать данный документ в средствах массовой информации. Если после избрания нового состава парламента вступят в силу изменения в Конституцию (проект №4180), то обязуюсь обеспечить позитивное голосование за кандидатуру Тимошенко фракции партии «Народный союз «Наша Украина». По умолчанию предполагается, что о существовании данного документа ничего не должно быть известно ни вице-премьеру Роману Безсмертному, ни секретарю Совета национальной безопасности и обороны Петру Порошенко. Аналогичный по сути контракт подписывается с Литвином, и можно смело в бой.

Но если трезво рассудить, то контрактный сценарий разрешения списочных противоречий маловероятен. Во всяком случае, дело до документирования обязательств сторон вряд ли дойдет. Это кандидат Ющенко мог подписывать обязательства с Александром Морозом и Юлией Тимошенко. А в контексте парламентской предвыборной кампании само существование подобного контракта будет расценено как «сговор с целью захвата власти в стране».

Вынужденное предвыборное сосуществование должно, по идее, сопровождаться вялотекущими конфликтами с периодическими обострениями. Ахиллесова пята нынешней блоковой модели — концентрация в одном блоке законодательной и исполнительной власти под непосредственным патронатом Президента. Нет внешнего «разводящего». Основные игроки уже втянуты в избирательный процесс. И конечно же, вероятность распада коалиции будет сохраняться до последнего момента.

Вариант второй: официальный. Создаваемая «каневская тройка» является содружеством политиков, осознавших свою роль и место в новейшей истории Украины. И Ющенко, и Тимошенко, и спикер поднялись выше конъюнктурных интересов, поскольку во главу угла необходимо ставить высшие, то есть государственные интересы. Не важно, кто сколько мест получит в избирательном списке. Это мелкие, ничего не значащие вопросы. Власть едина и монолитна. Она склонна еще раз попросить у народа мандат доверия. Именно поэтому Виктор Ющенко возглавил список. Чтобы подали друг другу руки Тимошенко и Порошенко, Литвин и многие, многие другие. В одном списке «каневской коалиции» нашлось место для политиков, представляющих интересы запада и востока, северо-запада и юго-запада. Преодолен раскол страны, спровоцированный во время президентской кампании российскими политтехнологами. Майдан объединил этих людей. И Майдан приведет их к победе. «Разом нас…» и дальше по тексту. Как-то очень пафосно получается. Не совсем естественно. Но это проблема умных аналитиков, работающих на партию «НАС НУ очень много». Их задача все красиво уложить в одном списке и продать эту прелесть на электоральном рынке.

Как всегда, смущает непосредственное участие главы государства в будущей избирательной кампании. Да, Конституция не запрещает Виктору Андреевичу заниматься выборами. Это его право. Однако гораздо комфортнее находиться мысленно рядом с основными участниками блока власти. Патронировать их на расстоянии. Давать дельные советы. Консолидировать с помощью проведения взвешенной кадровой политики. А так присутствие Ющенко в списке многих напрягает. Попадание в перечень как бы символизирует близость к чуду. Приобщение к лику кандидатов по версии Президента станет предметом политического вожделения.

Рискну предположить, что в список будут рваться многие члены Кабинета министров, губернаторы, работники Секретариата Президента и другие озабоченные близостью с главой государства люди. Аргумент железный: надо демонстрировать единство власти и народа. «Я тоже хочу испытать чувство глубокого доверия избирателей в момент выборов». Само собой разумеется, что все чиновники пообещают сдать мандаты после победоносного окончания кампании. Или же повременить со сдачей. Мало ли как все обернется. А так есть хоть какие-то перспективы на будущее. Можно посидеть в парламенте и подождать очередной волны кадровых назначений. Благо среди новых «оранжевых» кабминовцев не очень популярно излишне быстро складывать с себя полномочия. Они предпочитают дожидаться решения суда по данному вопросу. Вся эта предполагаемая возня может несколько подпортить имидж коалиции «НАС НУ очень много».

Тем не менее Президент принял решение участвовать в выборах и пока от него не отказался. Впереди сложные переговоры с партнерами по «тройке». Во время президентской избирательной кампании, а также в постреволюционный период, когда высокопоставленные правительственные чиновники публично выясняли между собой отношения, Виктор Ющенко стал более жестким. Поэтому легких переговоров не предвидится. Тем более, что именно он, а не политики, которые как бы лидируют в рейтингах популярности, получил мандат доверия от народа.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам