Умеренные политические силы

Чем сильнее экономические потрясения, тем больше спрос на умеренных политиков. Еще два раза по сто (дней), и страна может не выдержать. Неудовольствие от действий правительства сменится желанием поменять премьера. Например, на первого вице-премьера. В свою очередь, Юлия Владимировна обещает Кинаху скорую отставку, счет идет буквально на дни… Поводов — более чем достаточно, начиная от разных взглядов на способы урегулирования нефтекризиса и заканчивая бюджетным саботажем промышленной фракции.

Собственно говоря, Анатолий Кинах и во время «оранжевой» революции, и потом, уже войдя в состав кабинета Тимошенко, был чужим среди своих. А теперь дистанция между ним и новой властью все больше увеличивается, несмотря на то, что первый вице является самым «опытным» бойцом в КМ, чиновником высокой пробы. Просто в новом правительстве больше революционеров, чем профессионалов, поэтому Анатолию Кирилловичу сложно применить на практике свои знания и опыт. Они с Тимошенко очень разные. А впереди — выборы. Куда пойдет Партия промышленников и предпринимателей? Явно не в блок НСНУ, который сегодня делят на троих. Кстати, не факт, что там окажется и сама Юлия Владимировна, пытающаяся произвести выгодный бартерный обмен своих квот на пост премьера после 2006 года. Но в любом случае, пути у них разные: Юлия Владимировна попытается усилить свои партийные позиции за счет электората, впечатленного социальными инициативами народного правительства, а Анатолию Кирилловичу придется искать поддержки у предпринимателей, представителей малого и среднего бизнеса, которые больше всех пострадали от кабминовских новаций, в виде укрепления гривни, к примеру.

Так что ПППУ будет позиционироваться как умеренная политическая сила, ратующая за экономическую и общественную стабильность: на революционном имидже Анатолию Кинаху «выезжать» не с руки. Не его это амплуа: он политик серьезный и сдержанный. Да и потом, помимо него будет предостаточно желающих использовать повторно символы и технологии «оранжевого» Майдана. Необходимо придумать что-то особенное — и к тебе потянутся люди. С бюллетенями. Вот в этом и вся проблема. Причем не только партии Кинаха, но и большинства политических сил, причисляющих себя к умеренным. Перефразируя классика, «все центристские партии похожи одна на другую, каждая оппозиционная партия несчастлива по-своему». У большинства структур центристского типа схожие проблемы — они делают ставку не столько на лидера, сколько на брэнд и административные подходы к партийному строительству: чем ближе к власти, тем мощнее и многочисленнее твоя организация. Зато по мере удаления от управленческих рычагов любовно выстроенное партийное здание рассыпается как карточный домик. Еще одна распространенная привычка партийных деятелей — ставка на массовость: вроде, чем больше партий и общественных организаций, тем эффективнее конструкция. Не мытьем, так катаньем, не умением, так числом. Примерно так строились НДП, блок «За ЕдУ», коалиция в поддержку Виктора Януковича и сама Партия регионов. Опять же, не стоит забывать и о помехах в виде возможных изменений в избирательном законодательстве, предполагающих повышение проходного барьера. Не все центристы смогут преодолеть повышенную планку. С другой стороны, при 3% проходимости им придется «отбиваться» от маргинальных партий и виртуальных проектов, способных нанести урон даже самым устойчивым брэндам.

Но все это можно было бы пережить, если бы не главное «препятствие»: ниша умеренных центристов слишком узка. Конкурс на одно место, как в хороший институт, — один к десяти. Или больше. Поэтому Партии промышленников и ее конкурентам по центристскому лагерю придется буквально отвоевывать себе место под солнцем. Обольщаться насчет рейтингов не стоит, лучше быть готовым к тому, что конкуренция будет неслабой и той же промышленной партии предстоит выдержать соперничество как минимум с десятком раскрученных политсил, начиная от СДПУ(о), Партии регионов Украины, «Союза» и заканчивая «трудовиками», народными демократами, «заедистами». А возможно, эту группу пополнит и Народная партия спикера Владимира Литвина, если ее лидера не устроят условия похода единым фронтом… Да и любимый брэнд Анатолия Кирилловича «Третья сила» уже приватизирован молодым и энергичным политиком Василием Гаврилюком. Единственное, на что может рассчитывать ПППУ, — так это на поддержку среднего бизнеса и промышленного лобби, для которого Анатолий Кириллович сегодня многое делает в правительстве. Один список реприватизации чего стоит…

Откровенно говоря, в этом тоже причина его «недоразумений» с Юлией Тимошенко, для которой принципиально важно ослабить влияние первого вице-премьера и его политической силы на средний класс и бизнес. Тимошенко понимает, что социальный бюджет социальным бюджетом, но те, ради кого это делается — пенсионеры, ветераны, — все равно в большинстве своем пойдут голосовать за коммунистов и социалистов. Необходимы резервы, и укрепляющийся средний класс, украинские яппи, является именно таким «запасником» дополнительных электоральных ресурсов. Все-таки «помаранчеву» революцию справедливо называли буржуазной, а не социальной — делали-то ее действительно новые украинские буржуа… Поэтому конфликт между первыми лицами Кабмина имеет не только экономический, но и предвыборный контекст: Юлия Владимировна хочет распространить свое влияние на новый электоральный сегмент, а Анатолий Кириллович — закрепиться на завоеванных ранее позициях. Но это не столько противостояние двух правительственных персоналий, сколько отражение предвыборной ситуации: после революций спокойствие и размеренность ценятся особенно высоко.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам