Временное отступление

Борьба с последствиями бензинового кризиса напоминает мой любимый анекдот. На остров попадают американец, француз и украинец. Туземцы предлагают им три варианта, чтобы уехать: заплатить «бабки», поучаствовать в экзотическом секс-мероприятии или съесть мешок лука. Американец заплатил и уехал, француз предпочел эротику. А украинец сначала ел лук, потом пытался развлечься, наконец, вздохнул и заплатил деньги. Так и мы. Началось все с того, что Минэкономики установило, мягко говоря, необъективный предел цен. А закончилось фискальными послаблениями для импортеров…

Отматывая назад дни и события, можно с уверенностью сказать, что основным виновником случившегося является Минэкономики. Если бы бюрократы из «доисторической» структуры ценового контроля объективнее высчитывали бы уровень цены и процент рентабельности производителей, то до бензинового голода не дошло бы. Только после начала кризиса стало очевидно, что цены на нефтепродукты удержать на сильно заниженном (силами «спецов» из Минэкономики) уровне не удастся, и даже при масштабной интервенции на рынок импортного сырья они будут расти. В глазах обывателя это может выглядеть как проигрыш правительства российским нефтетрейдерам. И чтобы сохранить лицо, власти нужно честно сказать народу, где были допущены ошибки, кто просчитался и кого за это накажут. Впрочем, на месте Сергея Анатольевича я бы воспользовался случаем и ушел бы в отставку. Тем более, что перемещаться ему недалеко – из Кабмина в Верховную Раду (депутатский мандат министр предусмотрительно не сдал).

Отдельный урок получила Тимошенко. Его смысл в том, что безоговорочно доверять чиновникам вообще и Терехину в частности не стоит. Именно они поставили премьера в такие условия, что ей ничего не оставалось, как адресно «наехать» на Россию, тем самым еще больше усложнив и так непростые отношения Кабмина с Кремлем. Кто первый сказал, что нефтетрейдеры «брешут» и зазор для снижения цены реален, мы не знаем. Но вскоре сможем угадать по кадровым перестановкам в правительственном аппарате. На месте Юлии Владимировны мы бы такой «подставы» не простили: за «базар» нужно отвечать.

Вообще, к путаности и непродуманности решений привело наличие во власти двух фракций, одна из которых выступала за переговоры с россиянами, а другая – за силовое давление на них. Поэтому сначала Кабмин на месяц ввел 15-процентное ограничение рентабельности НПЗ и такое же – торговой наценки на стоимость нефтепродуктов в рознице. Потом Минэкономики своим приказом от 14 апреля установило граничный уровень оптово-отпускных цен на дизельное топливо и бензин, которые реализуются на внутреннем рынке: дизтопливо – 2932 грн./т, бензин А-95 – 3528 грн./т, А-92 – 3481 грн./т, А-76 (80) – 3455 грн./т. Вот тут-то поднялась настоящая буря.

Компании выразили обеспокоенность действиями правительства Украины, которое ввело регулирование цен, не согласовав при этом свои шаги с нефтепереработчиками. И в этом были правы: в Украине отсутствует правовая база, которая позволяла бы правительству издавать приказы о принудительном ограничении цен.

Это дало кратковременный ценовой эффект. Однако после недолгой стабилизации в Украине стала ощущаться острая нехватка бензина А-95 и А-92 на АЗС в регионах, а с 13 мая — и в Киеве. Часть заправок в столице закрыты, на остальных отсутствуют бензины указанных марок, многие АЗС торгуют по безналичному расчету, а фактически — по ценам, выше предельных.

Минэкономики, обозрев рукотворный кризис, пошло на попятную и с 12 мая повысило предельные уровни оптово-отпускных цен. Дизтопливо подросло на 3,6% — до 3039 грн. за тонну, бензин А-95 — на 7%, до 3776 грн. за тонну, а с учетом предельного уровня торговой надбавки 13% розничные цены на эти нефтепродукты составят: дизтопливо — на 8,7%, до 2,99 грн. за литр, бензин А-95 — до 3,20 грн. за литр. Кроме того, повысили предельную оптово-отпускную цену на бензин А-92 с 3481 грн. до 3528 грн. за тонну, а розничную — с 2,95 грн. за литр до 2,99 грн. за литр, то есть на 1,4%. В то же время цены на бензин марки А-76 (80) сохранены: оптово-отпускная цена — 3455 грн. за тонну, розничная — 2,85 грн. за литр.

Не преминули воспользоваться бензиновой паникой и экспортеры. Как обычно водится в таких ситуациях, они быстренько пролоббировали в Верховной Раде снижение акциза и отмену ввозной пошлины на высокооктановые виды бензина и на дизельное топливо. За принятие законопроекта «О внесении изменений в некоторые законы Украины» во втором чтении проголосовали 310 напуганных кризисом парламентариев. Фактически они постановили вернуться к той системе налогообложения, которая была раньше. Т.е. ставка акцизного сбора на бензины А-92Ек, А-80Ек, А-98Ек, А-92Ек, АИ-93Ек, А-95Ек, А-72, А-76, А-80, А-98, А-90, А-91, А-92, АИ-93, А-95, А-96 – на уровне 60 евро за 1 тыс. кг (ранее ставка акциза на эти бензины составляла 20% оборота с цены реализации без НДС, но не менее 60 евро за одну тонну). Ставка акцизного сбора на дизельное топливо – 30 евро за 1 тыс. кг (ранее – 10% оборота с цены реализации, но не менее 30 евро за тонну). Парламент также решил установить нулевую ввозную пошлину на бензины А-92Ек, АИ-93Ек, А-95Ек, А-90, А-91, А-92, АИ-93, А-95, А-96 (до этого 15 или 40 евро за 1000 кг) и на дизельное топливо (1,5 евро за 1000 кг).

Таким образом, был отменен комплект фискальных новаций, инициированных тем же Минэкономики. Вопрос, чем их компенсировать в бюджете (а сумма тянет на 380 млн. грн. потерь), обошли стыдливым молчанием. Депутаты намекают, что законопроект можно считать краткосрочной акцией по решению нефтяного кризиса. Тем, кто втиснется в «льготное окошко», здорово повезет в финансовом плане.

Вместе с тем, пошлина – приятная деталь деловой жизни импортеров, но не решение проблемы: объемы импорта нефтепродуктов весьма ограничены. Завозят в основном А-98, поскольку в Украине он не выпускается (отечественные технические мощности на западную бензиновую элиту не рассчитаны). Импортировать же дизтопливо при условии недогрузки мощностей на отечественных нефтеперерабатывающих заводах — все равно, что кушать в ресторане, когда дома полный холодильник.

К тому же не факт, что снижение налогов в условиях ограничения отпускных цен на нефтепродукты соблазнит импортеров увеличивать поставки. Фискальные расходы у них все равно большие, поэтому стоимость литовского, к примеру, бензина марки А-95 меньше 3,55-3,60 грн. за литр не получается. В связи с вышесказанным рассматривается возможность смешивать дорогой импортный бензин с низкосортным украинским, получая в результате более дешевый «компот», о качестве которого мы умолчим.

В общем, все идет к тому, что ценовые барьеры придется снимать. Премьер-министр подчеркнула, что правительство сделает все необходимое для того, что стабилизировать ситуацию на рынке нефтепродуктов. Глава Кабинета министров Украины Юлия Тимошенко твердо пообещала сделать все для стабилизации ситуации. Судя по ее высказыванием регулировать рынок в скором времени будет баланс спроса и предложения, а не расчеты чиновников…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам