От ареста до пиара

Повторный арест «закарпатского инфарктника» экс-губернатора области Ивана Ризака не обошелся без шума и сенсаций. С резонансом, пожалуй, все ясно: для эсдеков задержание их товарища лишний повод пропиариться в качестве гонимой и преследуемой оппозиции. А вот с мотивами появилось нечто новенькое: оказывается, кроме доведения до самоубийства ректора Ужгородского университета, на Ризака могут «повесить» избиение нынешнего министра здравоохранения и злоупотребление финансовыми ресурсами. Последняя веревочка напрямую ведет к центральному партийному штабу и лично лидеру СДПУ(о)…

Ивана Ризака задержали 13 мая в 20.00, во время вечерней прогулки, которую ему прописали врачи после инфаркта. Ему предъявлены обвинения по ст. 120 – доведение до самоубийства и по ч. 3 ст. 365 – злоупотребление служебным положением. Об этом журналистам сказал прокурор Закарпатья Юрий Бенс. Нынешний арест как клон похож на февральский: и время действия (пятница вечер), и ситуация идентичны. Прогуливающегося экс-губернатора брали на глазах горожан в центре Ужгорода вооруженные автоматами работники милиции. Правда, препроводить его в СИЗО не удалось, поскольку у арестованного на нервной почве тут же поднялось давление, и он был доставлен в Ужгородскую городскую больницу в сопровождении усиленного отряда «Беркута», который его охраняет.

Условия содержания больного далеки от комфорта венской больницы (палата для ветеранов, площадью в 5 кв. метров и с решеткой), но зато система безопасности как у американского президента. Примчавшийся в больницу Нестор Шуфрич насчитал «по разным углам» уже до сотни охранников. Не факт, что их действительно столько (напомним, что во время революции на Майдане Нестора Ивановича стукнул несдержанный «оранжист», и у него долго болела голова), но милиции в больницу набилось больше, чем надо.

Не заставили себя ждать и депутаты. Кроме Шуфрича, Ризака проведали Михаил Добкин с Игорем Шурмой, прихватившие с собой опытного адвоката и врачей частной клиники «Борис». В этой клинике Ризак проходил лечение во время инфаркта, случившегося с ним при первом задержании, в феврале. Тогда Иван Михайлович был отпущен под подписку о невыезде.

Шуфрич уже вошел в роль «сестры милосердия», расписывая, как беднягу Ризака, который с 1996 года болеет диабетом, сознательную часть политической жизни страдает гипертоническим кризом, а год назад перенес инфаркт, мучают менты. А жене и брату не дают даже через двери перекинуться парой слов с задержанным. В это же время специалист по гигиене питания Шурма поведал прессе, что взял несколько банок с лекарством, которое Ризаку вводят через капельницу, для проведения экспертизы. «Я, как врач, уверен, что нельзя человеку с высоким артериальным давлением вводить в организм столько жидкости, поэтому я могу предположить, что делаются попытки сделать невозможным пребывание Ризака в суде”, – сказал Игорь Михайлович, намекая на попытку «черных врачей» уморить коллегу по партии еще до решения суда о его содержании под стражей.

Возможно, кому-то стиль изложения хроники событий покажется чересчур циничным. Мало приятного лежать в пятиметровой палате для ветеранов, под дулами автоматов и с агрессивным милашкой Шуфричем под дверями. Гораздо приятнее лечиться в каком-нибудь частном заведении с евроремонтом, евроврачами и еврооплатой. Тем не менее, при личном сочувствии к больному экс-губернатору трудно отделаться от ощущения, что соратникам по партии его болезненное состоянии в сочетании с арестом политически выгодно. И как информационный повод наехать на власть, и как возможность напомнить о себе. В общем, два в одном. Тот же Шурма не преминул заметить, что Ризак мог пострадать из-за пресс-конференции, на которой он (Шурма) огласил «факты финансовых злоупотреблений фирм и предприятий, которые ассоциируются с секретарем СНБО», подтвердив этим высказыванием истину: всегда удобно быть поводом политических репрессий, но не жертвой.

Что же касается жертвы, то проблемы Ивана Ризака во многом заключаются в нем самом. По словам министра внутренних дел Юрия Луценко, задержанный проходит фигурантом по делу о доведении до самоубийства бывшего ректора Ужгородского национального университета Владимира Сливки. Кроме этого, министр транспорта и связи Евгений Червоненко заявил, что экс-губернатор был задержан за то, что в ходе избирательной президентской кампании дал команду избивать народных депутатов, в частности, нынешнего министра здравоохранения Украины Николая Полищука.

Третьей причиной ареста, по всей видимости, является давление на местных хозяйственников с целью перечисления денежных средств на счета благотворительного фонда «Развитие Закарпатья». По версии замминистра внутренних дел Геннадия Москаля, который сам поработал губернатором Закарпатья, речь идет о 5 млн. то ли долларов, то ли гривен, якобы выбитых из предпринимателей руководством фонда «Развитие Закарпатья» при непосредственной помощи Ивана Михайловича.

Очевидно, что эти деньги шли не только на строительство памятников и реконструкцию дорог, но и на партийные нужды эсдеков. Поэтому при благоприятном раскладе показания Ризака (если он согласится сотрудничать со следствием) могут превратиться в крючок, которым подцепят более крупную рыбу. Угадайте с трех раз, какую. Неслучайно есть версия, что Ризака столь тщательно изолируют от соратников в силу его ценности как свидетеля. Ведь примерно в то же время, как председатель правления Украинского кредитного банка Юрий Лях с восьмой попытки перерезал себе горло канцелярским ножом, ходили слухи о неудавшейся суицидальной попытке экс-губернатора вскрыть себе вены. Кто гарантирует, что в нынешней ситуации нечто подобное не повторится? Тем более что «самозарезанием» покончил жизнь и ректор местного национального университета Владимир Сливка, в доведении до самоубийства которого подозревается Ризак.

Если говорить об этой прошлогодней трагедии, то нельзя не согласиться с гигиенистом Шурмой: прежде, чем расследовать доведение до самоубийства, не мешало бы проверить факты следствия и установить, не было ли в данном случае убийства. Причин для подобного предположения много.

С момента смерти Сливки прошел ровно год. Профессор, депутат Закарпатского облсовета, ректор Ужгородского национального университета скоропостижно скончался 24 мая 2004-го. Смерть наступила вследствие «многочисленных ножевых порезов рук, живота и ножевого проникновения в сердце». Дело по факту гибели ректора прокуратура Закарпатской области возбудила только в декабре 2004 года. Сразу после смерти Сливки ректором университета вместо него был избран Василий Русин, который позднее стал доверенным лицом Виктора Януковича на президентских выборах, а совсем недавно писал слезные письма Виктору Ющенко с просьбой оградить его от давления. Впрочем, письма не помогли, Русин таки подал в отставку. Близкие к научным кругам Закарпатья лица подтверждают, что на преподавателей университета в преддверие голосования за новую кандидатуру ректора после смерти Владимира Сливки осуществлялось давление. Причем оно было столь сильным, что у Русина просто не осталось конкурентов, и выбирать преподавателям было не из кого.

Однако слабой нервной системой Сливка не страдал и бороться за власть с другими профессорами ему было не впервой. В памяти общественности сохранился конец 2002 года, когда новоиспеченный губернатор Иван Ризак хотел видеть ректором университета своего родного брата Василия Ризака. И давил конкурента «по-взрослому». Вместе с тем, вражда скоро закончилась, и Ризак на людях положительно высказывался о ректоре университета, подчеркивая, что он был научным руководителем в написании диссертации и его лично, и его брата, а четверо детей из семьи Ризаков получили образование в Ужгородском университете. То, что Сливка был внепартийным и не поддавался ни на какие партийные приманки эсдеков, конечно, создавало ему проблемы, но не «летальные». Он переживал от «наездов» в прессе, но умудрялся лавировать, отводя от себя неприятности: например, в разгар «напряженки» месяц находился на больничном. Да и в отличие от официальной версии, по которой Владимир Юльевич помер после «научного саммита» университетского значения, когда его хотели отстранить от власти, сотрудники университета рассказывают другие факты. В частности, что в 8.30 24 мая Сливка вычитал последний номер студенческой газеты и вместе с редактором этой газеты ушел домой с намерением вернуться после обеда и провести совещание с сотрудниками. Но вместо этого раненого ректора нашла его жена – он лежал, изрезанный ножом и полураздетый в ванной без воды. По дороге в больницу он умер.

В Ужгороде перешептываются, что накануне смерти Сливку посетили некие бритоголовые «отморозки» в кожаных куртках, а причина его гибели имеет экономические корни. Более того, по неподтвержденным данным, генерал Москаль знает, о каких бритоголовых речь. Причем помог установить их личности руководитель крупнейшего ОПГ в Закарпатье Владимир Паульо по кличке «Чалый» (тоже, кстати, сердечник) – президент футбольного клуба «Закарпатье». Но это пока только слухи.

Поскольку мы не знаем подробностей, то не можем утверждать или наоборот отрицать связь между гибелью ректора и финансовыми делами окружения Ризака. В таком случае тем более вероятно, что Иван Михайлович будет доверителен в общении с представителями компетентных органов, чем повысит свою ценность как свидетеля. А это означает, что выпускать его за пределы охраняемой «палатной» территории не рискнут, позволив эсдекам поднять шум, более пиар-квалифицированный, чем это сделали донецкие после задержания Бориса Колесникова. Парламентский спикер Владимир Литвин допускает, что в связи с арестом Ризака фракции СДПУ(о) и «Регионы Украины» будут завтра блокировать работу Верховной Рады. А осведомленные источники утверждают, что эсдеки набирают пикетчиков и рисуют плакаты «Свободу Ивану Ризаку – политическому узнику оранжевых!».

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам