Территория У

Что-то непонятное происходит в Узбекистане. Страна зависла между «революцией» и общественными беспорядками. В какую сторону качнется маятник весов и удастся ли погасить пожар, начавшийся в Андижане, пока сказать трудно. Но начало конфликта и цепь последовавших событий позволяют предположить, что происходящее в Узбекистане «по почерку» отличается от старта цветных революций в Грузии, Украине и Киргизии…

Как все начиналось? Обострение социально-политической ситуации в республике было спровоцировано «тюремным мятежом»: ночью к зданию городской тюрьмы подъехало более 15 автомашин с вооруженными людьми, которые расстреляли охрану и выпустили на свободу около 4 тысяч зеков. Предполагается, что главной целью налета было освобождение 23 обвиняемых в разжигании экстремистских настроений – в начале года над ними в Фергане начался судебный процесс. Все они принадлежат к радикальной исламской организации «Акромия» – представители этого движения призывали к захвату власти и превращению Узбекистана в исламское государство. Кто освободил заложников, до сих пор неизвестно. Считается, что родственники подозреваемых экстремистов. Однако версия эта спорная, потому что сразу после штурма тюрьмы перестрелки начались и на улицах города, постепенно охватывая все большее и большее пространство. Есть убитые и раненые как со стороны «освободителей», так и со стороны правоохранительных органов. Горят дома, театры, магазины. К утру пламенем восстания был охвачен уже весь Андижан: митингующие захватили правительственные здания. Центр второго по величине города в республике находится под контролем тысяч демонстрантов. Звучат призывы к отставке правительства и президента Узбекистана Ислама Каримова, а один из лидеров восставших требует вмешательства России и лично президента Путина в ситуацию в Узбекистане. По информации, которая поступала еще утром с сайта «Фергана.Ру», на улицы и площади вышло более пятидесяти тысяч человек. Однако уже днем сайт прекратил свою работу.

Точно так же было заблокировано вещание российских и зарубежных каналов – страна оказалась в информационном вакууме. В Андижан прибыл Ислам Каримов и другие руководящие лица – для переговоров с мятежниками. Но пока способом «переговоров» был избран силовой сценарий: после экстренного совещания силовиков республики на улицах мятежного города появились БТРы, стрелявшие в мирных граждан. В результате есть убитые и раненные (около сорока человек). В свою очередь, повстанцы захватили 10 заложников из числа милиционеров, чтобы прикрываться ими как живым щитом и требовать выполнения своих условий. Правда, лидеры мятежа уверяют, что в их руках находятся не солдаты, вынужденные выполнять приказ, а снайперы, получившие команду «всех уничтожить». Руководство Узбекистана никак не комментирует обстановку: похоже, единого плана локализации ситуации пока не выработано. Каримов оказался перед дилеммой: если применить силу против «мирных демонстрантов», есть риск всколыхнуть мощную волну народного протеста, которая просто сметет власть.

С другой стороны, переговоры с восставшими могут закончиться требованиями отставки президента и угрозами » распространения» мятежа по всему Узбекистану. Поэтому действовать необходимо решительно и быстро: как показывает опыт соседней Киргизии (которая, кстати, закрыла свою границу) любое промедление чревато углублением конфликта. Времени у Каримова если и есть в запасе, то немного, только до тех пор, пока восставшие не выдвинули из своих рядов явного лидера. Как только он появится, спонтанный мятеж превратится в организованную акцию протеста, и Ислам Каримов не устоит.

В настоящее время, по словам очевидцев, на улицах Андижана царит хаос, раздаются выстрелы. Сотрудники служб безопасности города стреляют в воздух, пытаясь отогнать тысячи людей, столпившихся у входа в здание местной администрации. Это означает, что и повстанцы пока не имеют четкого плана действий и сформулированных требований. И все же, несмотря на спонтанность происходящего сейчас в Узбекистане, совсем уж неожиданным «экстремистский пожар» считать нельзя. Вполне очевидно, что внутриполитическая ситуация в республике связана с ее недавним геополитическим шагом. На этой неделе Узбекистан вышел из состава ГУУАМ: спонсором и «вдохновителем» этой организации является США. ГУУАМ считается противовесом СНГ и в конечном счете – попыткой создания альтернативы той империи, которую пытается сохранить и контролировать Россия во главе с президентом Путиным. Америке не выгодно доминирование России, ей нужна иная опора на территории бывшего Союза и роль этой опоры призван как раз выполнять ГУУАМ, окрепший после «цветных» революций в Грузии и Украине. Решение руководства Узбекистана выйти из состава «антироссийского союза», очевидно, было продиктовано «тюльпановой» революцией в соседней Киргизии: у президента Каримова была возможность вблизи оценить, как произошел развал Киргизии, устранение Акаева, и он этот политический намек понял.

Самое интересное состоит в том, что Узбекистан – та стана, которая долго и кропотливо выстраивала отношения с Вашингтоном, пытаясь стать главным другом США среди центрально-азиатских государств и его форпостом в этой части экс-Союза. Но, видимо, события в Киргизии натолкнули Каримова на мысль, что у Америки нет никакой заинтересованности в его сохранении на посту президента Узбекистана, и американская политика экспорта «цветных» революций коснется и его республики. Поэтому Каримов пошел ва-банк и публично покинул проамериканский ГУУАМ. Вполне вероятно, что нынешние волнения в его «вотчине» могут быть «местью» за недавний демарш. Технология организации мятежа позволяет это предположить: исламская радикальная организация «Аромия», скорее всего, лишь прикрытие, ширма настоящих организаторов беспорядков в Узбекистане, призванных подорвать стабильность и заставить Каримова сделать необдуманные шаги. Все-таки сформированной оппозиции руководству Узбекистана в республике нет, этнической, клановой подоплеки тоже не наблюдается.

Как мы уже говорили, силовое подавление мятежа станет поводом для «подъема» за свободу и демократию в Узбекистане мировой общественности. Да и мирных граждан можно легко «завести», обыграв ситуацию «президент стреляет в свой народ». Но, возможно, создание очага напряженности в Узбекистане, создание очень быстрое и профессиональное, призвано заставить Каримова добровольно сдать власть – во имя спокойствия и мира в республике. Или же, в крайнем случае, подумать, как строить свои отношения со стратегическими партнерами, с кем дружить, с кем воевать? Это прямой и очень понятный политический сигнал для руководства республики.

Впрочем, можно предположить и то, что «захват» Узбекистана, вышедшего из-под американского патроната (ГУУАМ) был на руку России, которой необходимо продемонстрировать свое влияние в восточно-центральном регионе бывшего Союза, особенно после того, как РФ «проиграла» Киргизию: единственное, что смог сделать Путин, так это предоставить политическое убежище экс-президенту Аскару Акаеву. Неслучайно же, один из лидеров инсургентов, имя которого не называется, призвал вмешаться в ситуацию «руководство России и лично Владимира Владимировича Путина». «Мы просим Россию выступить посредником на наших переговорах с властью. Мы не хотим массового кровопролития и жертв», – заявил он. Действительно, РФ имеет значительные возможности для урегулирования очередного конфликта на постсоветском пространстве: у нее есть подобный опыт с Таджикистаном, например. Кроме того, «экстремистская окраска» происходящего с Узбекистане вполне может быть использована как повод для борьбы с исламским терроризмом, и Москва поможет Каримову «организовать отпор» тем, кто призывает свергнуть власть в стране и превратить Узбекистан в мусульманское государство. Так что нельзя сбрасывать со счетов предположение, что конфликт в республике был организован ее руководством – именно с целью привлечь на свою сторону Россию и укрепить таким образом власть Каримова.

И, наконец, самая экзотическая, собственно экстремистская версия. Нельзя исключать, что страна, отказавшаяся от патроната США, и не успевшая заручиться поддержкой России, могла стать зоной пристального внимания со стороны радикальных сил ислама. Однако эксперты утверждают, что позиции «Акромии» в республике не так уж сильны, а сама организация не является многочисленной. По большому счету, это одиозная община, стараниями спецслужб Узбекистана и политтехнологами России превращаемая в грозного террористического «монстра». Поэтому внутренняя подоплека конфликта в Андижане очевидна, это, скорее, «прививка» против очередной «революции тюльпанов»…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам