Газ: реальность и проекты

Для кого праздник, а для кого политические будни. Именно так можно охарактеризовать итоги визита в Москву Виктора Ющенко, который не только посмотрел парад на Красной площади в компании почти 60 глав государств, но и успел переговорить со своим туркменским коллегой Сапармуратом Ниязовым. После беседы было подготовлено совместное обращение к президенту России Владимиру Путину по поводу создания газового консорциума в новом формате, против чего активно выступает «Газпром». И так находящийся в конфликте с Туркменбаши…

Суть обращения заключается в том, что Ющенко и Ниязов предлагают Путину поддержать идею Туркменистана и России относительно согласованных действий трех стран, гарантирующих обеспечение каждой из стран-участниц природным газом с учетом его поставок на рынке стран и дать соответствующие указания для реализации этих договоренностей. Вообще-то с предложением пригласить Туркмению в украино-российский (и немного – немецкий) консорциум Виктор Ющенко, выступил в ходе своего недавнего визита в Ашгабад, во время которого планировалось заключить 25-летний контракт, предусматривающий увеличение поставок туркменского газа в разы. Контракт только наметили, но не формализовали. Зато ответ российской стороны на наши инициативы был прогнозируемо жестким. Глава «Газпрома» Алексей Миллер назвал идею международного консорциума для транспорта газа новых месторождений из Туркмении в Европу через Казахстан, РФ и Украину «фантомом» и усомнился в способности Ашгабада удвоить добычу.

Аналитики тут же обнародовали неофициальную информацию «Газпрома», согласно которой заявления Туркмении о готовности увеличить добычу газа с 2009 года в течение нескольких лет до 120 миллиардов кубометров и более (сейчас – порядка 55 миллиардов) не подтверждаются уровнем запасов. Позиция Миллера ясна: система трубопроводов «Газпрома» пока остается единственным (помимо маломощного газопровода в Иран) способом экспорта газа из Туркмении, а РФ и Украина – основными покупателями. Поэтому заинтересованность (противоположная по сути) всех упомянутых действующих лиц в своих доходах очевидна.

Власти Туркмении желают зарабатывать на газе побольше, не увеличивая его добычу. Поэтому они периодически пытаются добиться повышения цен от россиян, прекращая его поставки через их трубопроводы. Это является причиной перманентной ссоры, в которой «Газпром» и его туркменские коллеги пребывают с прошлого года.

«Газпром» тоже себе на уме: он как четвертый по величине поставщик газа в Европу рассчитывает увеличить объемы продаж за счет туркменского сырья, чтобы не тратиться на разработку своих арктических месторождений.

Украина хочет газа побольше и подешевле, причем из разных источников, чтобы не зависеть от эксклюзивных поставщиков. Для реализации данной стратегии периодически возникают смелые проекты, граничащие с прожектами. Так в ходе недавних переговоров в Киеве Алексея Миллера и главы «Нафтогаза Украины» Алексея Ивченко, камнем преткновения которых остались поставки туркменского газа в Украину и его реэкспорт в Европу, была задета болезненная для россиян тема строительства нового газопровода с территории Туркменистана в Европу в обход России. Речь идет о прокладке трубы по дну Каспийского моря через Азербайджан, Грузию и Черное море в Украину. Проект отдает некой фантастичностью: две морские трубы плюс вопрос существования газовых ресурсов для ее наполнения (если верить, что Туркменистан уже продал почти весь свой газ «Газпрому» на 25 лет вперед).

Впрочем, говорить о реальности начертанных планов не решаются даже их идеологи. Да и причина строительства «воздушных замков» сугубо коммерческая – отсутствие «Нафтогаза» в числе акционеров и бенефициаров компании «RosUkrEnergo». Именно у этой фирмы (на паритетных началах принадлежащей «Газпромбанку» и «Raffaisen Investment») «Нафтогаз» обязался с 2007 года закупать 60-70 млрд. кубометров газа. «RosUkrEnergo», в свою очередь, будет получать его от «Газэкспорта», имеющего контракты с Туркменистаном и Узбекистаном. Кроме того, совместное предприятие получило право осуществлять реэкспорт части газа (сейчас около 5 млрд. кубометров) в Европу, а также обязанности инвестировать в развитие газотранспортной системы в Узбекистане и, возможно, Казахстане.

Еще одним фактором, подогревающим фантазии, является желание наших чиновников склонить Москву к участию в строительстве нового газопровода Александров Гай (Казахстан) – Новопсков (Россия) от границ Казахстана к ответвлению на уже реализующийся проект МГК – газопровод Богородчаны – Ужгород. Но поскольку этот проект должен быть реализован в рамках международного консорциума, Россия не будет полностью контролировать новый трубопровод. И Москва пока воздерживается от ответа по существу. Очевидно, что «Газпром» готовится к ответным ударам.

Во-первых, переходу на рыночные цены, которые, по самым скромным подсчетам, составили бы от $80 до $100 за 1 тысячу кубометров. В ходе визита главы «Нафтогаз Украины» Алексея Ивченко в Москву, предшествовавшего поездке Миллера в Киев, украинская сторона заявила о готовности перейти на рыночные цены при условии повышения тарифных пошлин. Но в дальнейшем этот вопрос не обсуждался, и окончательная цена так и не была названа.

Во-вторых, «Газпром» придумал еще одну «зацепку», чтобы не обсуждать судьбу газотранспортного консорциума. Это так называемые революционные счета: якобы с октября 2004 года по нынешний март 7,6 млрд. кубометров газа, находившегося в местных газохранилищах, исчезло. Украина утверждает, что газ стоимостью $3,5 млрд. страну не покидал. Но «Газпром» не собирается этому верить. А проверить физическое наличие газа, как и его отсутствие, проблематично.

Как бы там ни было, но в отличие от гипотетических планов включения Туркменистана в состав нового консорциума, повышение цены на газ, реализуемый населению Украины, является жестокой реальностью. И дело тут не в геополитике. Предвыборные страсти просто заморозили популистский размер стоимости голубого топлива: в Украине розничные цены для населения значительно ниже таковых в России, несмотря на то, что себестоимость производства газа в России значительно ниже, чем в Украине. Поэтому роста цен не избежать вне зависимости от степени взаимопонимания по газотранспортным вопросам. Насколько больше мы будем платить пока неизвестно, но розничная цена на газ для населения в Украине в настоящее время составляет $30-35 за 1 тыс. кубометров, в то время как в России – $50-55 за тысячу кубометров. Вопросы есть?

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам