Привычка ездить в Москву

Через 100 дней новой власти были не только подведены кадровые и прочие итоги, но и был сформирован список людей, которые вписываются в предвыборную концепцию Ющенко «бандитам –тюрьмы». Первый пример с главой Донецкого областного совета Борисом Колесниковым четко показал, что на амнистию рассчитывать не стоит. Показательные расследования деяний ряда высших чиновников эпохи Кучмы должны стать, во-первых, подтверждением принципиальности команды, пришедшей к власти, а во-вторых, призваны отвлечь внимание трудящихся от таких насущных проблем, как подорожание бензина, исчезновение из широкой продовольственной сети доступной отечественной курятины, «кидалова» с долларовыми запасами.

Как-то уже неудобно спрашивать, почему не дешевеет мясо, когда власть доказывает причастность бывших адептов «режима» к массовым фальсификациям во время президентских выборов. То есть буквально восстанавливает справедливость и заботится о соблюдении конституционных прав и свобод голосующих граждан. Потому что так уж устроены большинство тех, кто стоял на майданах, что первым делом они спрашивают, почему в их родном урюпинском исполкоме сидит тот же г-н Петренко, что и год, два года назад. Дескать, за что боролись? Власть вынуждена отвечать резонансными делами и громкими расследованиями. От «черной папки» Юрия Луценко, в которой были, по словам министра, собраны факты самых масштабных экономических преступлений против Украины, через три месяца власть перешла к составлению списка «украинских Ходорковских».

Первым в него попал олигарх, экс-председатель НАК «Нефтегаз Украины», бывший руководитель Комитета по водным ресурсам, отставной шеф Государственного управления делами Игорь Бакай. Согласно данным компетентных органов, Игорь Михайлович, будучи при власти, скупил на корню почти всю мало-мальски ценную недвижимость, начиная от элитных санаториев на крымском побережье и заканчивая центральной гостиницей столицы – отелем «Днепр». О масштабах воровства не нафтегазовом рынке, хозяином которого долгое время был г-н Бакай, и говорить не приходится: они оцениваются специалистами в сотни миллионов долларов. В год. Каждому. Неудивительно, что Игорь Бакай продумал пути отступления куда раньше, чем новая власть решила призвать его к ответу.

На тот момент, когда против Бакая было возбуждено несколько уголовных дел, выяснилось, что он давно уже не гражданин Украины и судить его по украинским законам будет крайне затруднительно. Как, впрочем, и найти: Игорь Михайлович, и в лучшие времена не стремившийся к публичной политике, сегодня «лег на дно». Хотя, в общем-то, известно, что и он сам, и его капиталы давно работают на алюминиевую империю российского магната Олега Дерипаски. Кроме того, за Игоря Михайловича «заступился» посол России в Украине Виктор Черномырдин, что само по себе свидетельствует о значимости фигуры украинского олигарха для российской политики и экономики. По словам посла, Бакай уже несколько месяцев является гражданином России и живет в Москве.

Надо полагать, что всем остальным с адвокатами повезет куда меньше, чем бывшему украинскому шефу НАК. Итак, кто же эти «остальные»? МВД Украины готовит обращение к коллегам в России об установлении местонахождения и гражданства Сергея Кивалова, Николая Билоконя, Владимира Щербаня и Руслана Боделана. Такой запрос готовит украинское отделение Интерпола, и он может быть направлен в любой момент. Что инкриминируется «четверке»? Наученные горьким опытом первого ареста, правоохранители уже не рискуют никого обвинять даже в фальсификациях итогов выборов и прочих неконституционных вещах – чтобы избежать разговоров о политических репрессиях и избирательном правосудии.

Как минимум трое потенциальных «клиентов» Интерпола проходят по статьям «злоупотребление служебным положением» или «нецелевое использовании бюджетных средств». Так, например, на бывшего главу ЦИК Сергея Кивалова заведено дело по отчуждению части имущества Одесской юракадемии, которую он до сих пор возглавляет. Экс-мэр Одессы Боделан подозревается в злоупотреблении властью или служебным положением. Его обвиняют в том, что он преднамеренно в интересах третьих лиц, вопреки требованиям решения исполкома Одесского горсовета, заключил договор с ООО «Белая акация» о передаче во временное пользование земельных участков коммунальной собственности для установления специальных конструкций рекламы.

Бывшего сумского губернатора Владимира Щербаня подозревают в нецелевом использовании бюджетных средств, препятствовании законной деятельности акционерных обществ Сумской области, превышении полномочий, которое выражалось в требовании передачи прав на имущество и акций акционерных обществ бесплатно или по заниженным ценам. На сегодняшний день Владимир Щербань объявлен в розыск. F местонахождение бывшего министра внутренних дел Билоконя тоже никто не знает. Но, тем не менее, подразумевается, что и они нашли убежище в России. Зато доподлинно известно, что как минимум двум потенциальным «жертвам» украинского правосудия оказала содействие Москва: Игорь Бакай, как мы уже сказали, вложил свои средства в алюминиевую промышленность России, а Руслан Боделан находится на лечении в Москве в военном госпитале имени Вишневского с диагнозом «нарушение артериального давления». Это означает, что:

а) взяв под опеку украинских «беглецов», Кремль признает политический, предвыборных характер открытых против них дел;
б) Москва, несмотря на все визиты украинского руководства и заверения о прочности украино-российских отношений, открыто демонстрирует свое отношение к новой «оранжевой» власти.

За первые 100 дней ни Ющенко, ни его команда (может, за исключением Юлии Тимошенко, которую в Москву не пускают) ничем не дали понять России, что готовы стать ее партнерами или даже просто хорошими соседями. Не на словах, а на деле. Кроме того, Россию не могут не настораживать те авансы, которые Виктору Андреевичу регулярно выдает Запад, и те заявления, которые не менее регулярно делают представители украинского политбомонда (о реприватизции, о сроках договора по ЧМФ). Поэтому нескрываемое содействие лицам, которых новая украинская власть преследует за политические и экономические «преступления прошлого», и есть реакция официального Кремля на первые месяцы президентства Виктора Ющенко. Ведь Москва предоставила политическое убежище тем лицам, которые сегодня находятся в конфликте с «оранжевой» командой. Очень ненавязчивые аналогии: спасаясь от «режима Кучмы», просили убежища в США (майор Николай Мельниченко, депутат Александр Ельяшкевич), бегущие от «режима Ющенко» пытаются заручиться поддержкой России. Проще говоря, спасая украинских «политзаключенных», Москва показывает всему миру, что Украина просто поменяла один «режим» на другой, и все заверения в демократических преобразованиях – чистой воды блеф.

Кроме того, Кремль и президент России Владимир Путин показывают, что далеко еще не утрачено их влияние на процессы, происходящие сейчас на постсоветском пространстве. Именно Москва остается тем центром СНГ, куда не только едут «представляться» будущие президенты, а спасаться – президенты бывшие. А теперь еще и преследуемые по политическим мотивам украинские олигархи и экс-министры…

При такой постановке вопроса выходит, что Россия – это та страна, где сила закона и просто сила «перевешивают» все завоевания «оранжевой» демократии в соседней державе, а вовсе никакой не «заповедник тоталитаризма» и «опасная для прессы зона». Опять же, для ВВП, думающего уже о своем преемнике на следующих президентских выборах, чрезвычайно важно показать, каковы бывают последствия у цветных революций – хаос, преследования, реприватизация, разрыв многолетних государственных связей, – и выработать у своих же избирателей идиосинкразию на схему подобной смены власти. Это что касается самой России и имиджа ее президента. А что же касается Украины, то официальный Кремль послал ей четкие сигналы по поводу «перспектив углубления и расширения двухсторонних отношений», дав понять, что способен не просто давать гарантии, но и помнить обиды.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам