Родина от народников

Вопрос «Что такое Украина?» сродни вопросу «С чего начинается Родина?». Может быть, потому, что как редкая птица долетает до средины Днепра, так и редкий украинец приучен познавать свою родину, так сказать, воочию – путешествуя по ней. Нет, в отпускную кампанию зимой или летом, конечно, многие украинцы уже посещают освоенные отечественные и экзотические заморские курорты. Но вот чтобы по своей стране поездить, так нет. Еще можно выбраться на выходные на скромную «фазенду» под городом или в село к теще, как на казнь или на блины, но чтобы куда дальше – дела не пускают. Как правильно заметил еще Михаил Жванецкий: так, выедешь за город на троллейбусе и, в общем, всегда обратно. А зря.

Украина неизвестная может удивить и даже очень. Своим потрясающим разнообразием, его самым неожиданным проявлением, необычайной связью древней старины с модерновыми новшествами в любом регионе. Это, в принципе, неудивительно. На такой благодатной земле издревле жили люди, а значит, оставляли свои следы. И они сохранились. И необязательно в виде «Здесь был Петя!». Несмотря на продолжительное строительство абстрактного «светлого будущего» не менее абстрактным сообществом «советских людей», в которых стремились превратить украинцев из столичного Киева и маленького села, затерянного на необозримых просторах Галичины и Донбасса, Полтавщины и Волыни, Одесского края и Слобожанщины, Полесья и Буковины, областей Новороссии и Закарпатья. Дать им, как говаривал поэт, «чуття єдиної родини» в своей стране – это, наверняка, и есть та национальная идея, которую ищут, но никак не могут найти политики, стоящие у государственного руля или рвущиеся к нему после обретения Украиной независимости почти 14 лет назад.

Но есть и приятные, а потому удивительные исключения. Первое, что меня, человека более 15 лет изучающего партийную жизнь современной Украины, удивило, – это одна из сторон деятельности Украинской народной партии (УНП) по изучению своей страны, популяризации ее за границей и – это самое главное – у себя дома. Нет, все, конечно, к этому призывают, но только не все делают. А у народников кое-что получается. Потому что они подходят к этому не только возвышенно-мировоззренчески, но приземленно-прагматично. В частности, лидер УНП Юрий Костенко так и заявил однопартийцам и коллегам-политикам: «Украинская история – источник создания миллионов рабочих мест. Популяризируя исторические места Украины, мы помогаем президенту Ющенко реализовать его программу в части создания рабочих мест». Другими словами, туризм, ребята, – это не только «ахи» и «охи» восторженных любителей неизведанной экзотики из-за рубежа. Это еще и тяжелая работа по восстановлению объектов, привлекательных не только для иностранцев, но и для своих сограждан. Замки и дворцы, стоянки первобытных людей и суперсовременные предприятия, мотели и гостиницы, храмы и соборы – все это мощнейшая индустрия. Но только в том случае, если об этих объектах знают, если их посещают и если есть возможность их посетить. Не только с палаткой и ночлегом на природе, но и на собственном авто с последующей ночевкой в отеле с горячей водой, телефоном, телевизором и, не побоюсь этого слова, интернетом, спутниковой связью или еще каким-нибудь привычным для современного сибарита «наворотом». Рассказать, привлечь, обслужить –сложная триединая задача еще и потому, что решать ее нужно одновременно. Нельзя получить отдачу, ничего не сделав для этого. Так можно найти две гривны или получить наследство, но нельзя стать прибыльной туристической державой, не вложив в туризм необходимые средства. И важен такой нюанс: Украина – это все-таки страна с 47-миллионным населением. И если в туризм «пойдут» украинцы – кто работать на конкретных памятниках истории и культуры, реставрировать и обслуживать их, а кто и в качестве так называемого внутреннего инвестора, то есть туриста, то тогда не станет проблемы поиска и средств, и рабочих мест, и, наконец, денежного посетителя извне.

УНП пытается это делать именно в комплексе. И на всех уровнях, где только появляется малейшая возможность. Например, сейчас на общегосударственном уровне народники инициировали создание рекламного фильма об Украине на бюджетные и спонсорские средства с обязательным распространением кинопродукта через наши представительства за рубежом и при помощи МИД. Замглавы бюджетного комитета ВР Валерий Асадчев сообщил журналистам, что сейчас ведутся переговоры по этому проекту, хотя «говорить об окончательных сроках его реализации пока сложно». Он же предложил и в бюджете-2005 предусмотреть 115 млн. гривен на финансирование исторических памятников, среди которых – замки и дворцы в Хотине, Каменце-Подольском, Меджибоже, Збараже, Теребовле, Зарванице, Батурине, центры Чернигова, Львова, Одессы, Черновцов. И в итоге, в виде субвенций местным бюджетам на восстановление этих памятников в бюджете страны предусмотрено выделение 100 млн. грн. Осталась традиционная «малость» – чтобы эти деньги «нашлись», дошли до адресата и были использованы по назначению…

Работает УНП и на областном и даже районном уровнях. Особенно там, где она, можно сказать, у власти после «оранжевой» революции. К примеру, в Ривненской области, где губернатор – член УПН Василий Червоний. К нему можно по-разному относиться, но то, что он заботится о своем городе, а теперь – и области, отрицать нельзя. Именно в Ривном на высшей точке города по инициативе и при всевозможном содействии Червония более чем за 10 лет построен Свято-Покровский собор – самый большой новый храм времен независимости. Сам Червоний – староста церковной общины этого собора. В городе на средства УНП установлены памятники украинским деятелям прошлого. Единственный в мире памятник Симону Петлюре, певцу Волыни и деятелю национально-освободительного движения писателю Уласу Самчуку (в феврале этого года – к 100-летию со дня рождения), первому командующему Украинской повстанческой армии (УПА) Климу Савуру (Дмитрию Клячкивскому). Вот вам и вся разница в подходах: кто-то из особо «національно стурбованих» на могиле Клима Савура призывает «резать жидов и москалей», а кто-то ему памятники устанавливает. И без резни – и себе, и людям…

А сейчас, сев в губернаторское кресло, Червоний планирует превращать свою область в край, привлекательный для туристов. Облгосадминистрация разрабатывает программу восстановления малых городов и сел области, а другие нардепы от УНП, главы Ривненских областной и городской парторганизаций Сергей Олексиюк и Юрий Ширко уже готовят и планируют издать к концу текущего года путеводитель по историческим местам Ривненщины. ОГА уже издала набор открыток с изображением и описанием этих мест.

А показать в этой области есть что. И УНП решила доказать это столичным журналистам, на средства еще одних симпатиков партии – руководителей киевского концерна «Оболонь» организовав для них на выходные автобусную поездку по достопримечательностям Ривненщины. Корец и Острог, Дубно и Дермань, Ривне и урочище «Залив» в Сарненском районе – это было не только увлекательно и интересно, но и в высшей степени поучительно и наглядно. В том плане, что красота действительно требует жертв. В первую очередь, денежных и от власти, если та, конечно, на самом деле, а не только на словах не хочет походить на власть старую. Это была поездка для ознакомления с контрастом. Между прекрасным и отвратительным. Между тем, что нужно делать, и тем, что никогда не должно повториться…

Впрочем, обо всем по порядку. Вряд ли стоит рассказывать, что замки и дворцы князей Острожских и Любомирских, Заславских и Сангушко, Хоткевичей и Блудовых, монастыри и храмы в Остроге, Дубно, Дермани, Корце красивы и живописны. Даже в том виде, в каком они достояли до наших дней. Там – стараниями специалистов-энтузиастов – живет та история Украины, на которой можно строить самый прочный фундамент государственности. При всей неоднозначности и противоречивости деяний указанных вельмож, их клевретов и подданных. И речь идет не только о знаменитой и известной на весь ученый (и не только) мир Острожской академии, где работал славянский первопечатник Иван Федоров. В обычном селе Дермань до сих пор работает гимназия, созданная из школы, которая существует там с 1602 (вы только представьте это!!! – Авт.) года. И здесь же создан музей уже помянутого писателя Уласа Самчука, который, между прочим, был претендентом на Нобелевскую премию в области литературы

А замок с дворцами Острожских–Любомирских в Дубно, которые так и не были никогда взяты врагами до тех пор, пока не угасли эти княжеские роды. Именно в этом замке можно побродить по подземельям, где, как вам известно из повести Николая Гоголя «Тарас Бульба», витает «дух» Андрея, крадущегося на встречу с прекрасной шляхтянкой. Стены за глубоким рвом не смог взять даже неистовый Максим Кривонос в годы освободительной войны 1648-1654 годов. Богатейшими и образованнейшими людьми своего времени, изысканными эстетами были владельцы замка. Умели и строить, и обустраивать свою жизнь. Но до 1986 года там размещалась… воинская часть Советской армии. От нее остался только постамент памятника Ленину там, где раньше разъезжали кареты и разгуливали вельможи, а потом маршировали бедные защитники «социалистической Отчизны», но, так сказать, концептуальные следы ее пребывания видны до сих пор. Казарма, она и есть казарма. Красивейший паркет из ценных пород дерева остался только в воспоминаниях современников той славной поры – сейчас разворован. Чудом уцелевшие зеркала из бального зала – в других музеях. А в одном из залов ревнители советской морали приказали залепить алебастром и закрасить лепнину с изображениями резвящихся нимф и сатиров – сейчас их только восстанавливают. И надо сказать, не зря скрывали от солдат эти сценки. Рассказывают, что одна из нимф свалилась (в прямом смысле слова) на спящего бойца, и он потом всю жизнь расхаживал по Дубно и рассказывал о прежних обитателях замка – князьях и их гостях – то, чего он знать не мог по определению… Впрочем, мог и подучить историю бедолага.

В том же Дубно в монастыре босых кармелиток – местный онкодиспансер, а надвратная часовня снесена за ненадобностью. На восстановление или перенос больницы в другое место нет средств. Круглая башня в замке в Остроге только сейчас как-то консервируется от дальнейшего разрушения – раньше не было средств на эти цели. Там же, в Башне каменной сейчас уже работают девять залов местного краеведческого музея. Но вот на окончательное исследование, к примеру, замкового колодца глубиной 14 метров денег уже нет. А согласно легендам именно из этого колодца могут вести ответвления – подземные ходы к монастырю в Межиричах, где могут быть спрятаны несметные сокровища князей Острожских…

Да что там подземные ходы и мифические сокровища. В центре Ривного, рядом с резиденцией фашистского гауляйтера Эриха Коха, в которой сейчас размещен краеведческий музей, цел-целехонек простаивает его же бетонный бункер. Простаивает, но не является туристическим объектом, ибо отступающие фашисты не взорвали его, как ставку «Вервольф» в Винницкой области, а затопили водой. И пропадает, как говорят в Ривном, «споруда» бесхозная. А могла бы приносить доходы. Если бы у прежних властей были деньги или хотя бы желание отдать бункер на откуп местным оборотистым бизнесменам. А планы «освоить» бункер и желающие сделать это, как сказал нардеп Олексиюк, в Ривном были. И, может быть, сыщутся при новой власти…

И что важно – новая ривненская власть очень наглядно продемонстрировала столичным журналистам, почему же таким привычным был ответ «денег нет» на все запросы о средствах на культуру или восстановление исторических памятников. В Сарненском районе перед взором журналистов предстал такой себе объектик под скромным названием «Будинок мисливця». Расположен он в известном урочище «Залив» площадью около 3 тысяч гектаров, которое искусственно создавалось еще поляками в 1936-1939 годах как часть общей системы оборонных укреплений. Поляки соорудили каналы, залили их водой, чтобы не прошли советские танки. Танки, как мы знаем, прошли. А вместе с ними в эти места пришла и советско-партийная номенклатура. Все дело в том, что «Залив» – это одно из лучших охотничьих угодий Украины, и туда любили приехать и «пострелять» как местные, так и киевские бонзы. Говорят, бывал даже сам Владимир Щербицкий. В средине 80-х годов прошлого века на этой территории был создан заказник «Сомино» – «Залив» вошел в него.

В апреле 1999 года из разных частей Сарненского, Рокитнивского и Дубровицкого заказников был образован областной заповедник, и охота в нем была запрещена. Но, как оказалось, не для всех. «Залив» быстренько исключили из заповедника на том основании, что он, дескать, рукотворный, а не природный, и туда устремилась уже новая украинская номенклатура. Как рассказал журналистам новый глава Сарненской райгосадминистрации Василий Багний, частыми гостями «Залива» были Леонид Кучма, Виктор Медведчук, Виктор Черномырдин, Игорь Бакай. Для именитых визитеров были построены две (!!!) вертолетные площадки, отель, домик президента, вольер для уток, баня и 12 домиков со всем инфраструктурным «ливером» – канализацией, обогревом, котельной и т. д. «Хатынки», между прочим, с телевидением, интернетом, связью, для чего к ним подвели новую линию электропередачи. Даже жаровня для дичи – стационарная, с ручным механическим подъемником. А утки – домашние, чтобы, значит, вельможным охотникам не составляло особого труда завалить пернатую. Для создания же полного ощущения, так сказать, сказки на земле территорию утыкали деревянными скульптурами с изображением русалок, Бабы-Яги, Иванушки-Дурачка и прочих народных персонажей. До конца достроить все домики, правда, не успели.

И Бог бы с ними, с этими любителями сладкой жизни – все равно объект достался области. Но, по словам Багния, когда начали разбираться с тем, кто строил и кто заказывал этот охотничий «рай», а также, сколько это все стоит, не удалось обнаружить ни одного (!!! – Авт.) документа. То есть «рай» есть, а как он там появился, неизвестно. А стоит он, между прочим, по предварительным прикидкам аудиторов, 3-4 миллиона гривен. Районные власти послали соответствующий запрос в Генпрокуратуру и ждут ответа. И параллельно ищут инвесторов. Чтобы организовать тендер, продать недострой и, возможно, на паях с районной властью после заключения специалистов-экологов организовать там развлекательно-туристический комплекс, открытый для всех желающих. Тоже ждут предложений…

К чему это я веду? Да к тому, что, например, на реставрацию любого из упомянутых выше замков, башен или даже в разрухе действующих храмов Ривненщины или любой другой области с лихвой хватило бы и половины затраченных сумм на «высочайшую охоту». Вот вам и ответ на «вечный» вопрос современности «Где деньги, Зин?» Если вспомнить все разговоры о других загородных «будыночках» и резиденциях прежних властителей, то масштаб хищений и использования государственных средств на свои, а не народные нужды впечатляет. Домик, в котором некогда отдыхали «наперсники» Щербицкого, в сравнении с новыми постройками показался подремонтированной на скорую руку гостиницей в захудалом районном центре, куда спьяну завернул высокий гость, но об этом узнали накануне…

…И еще один обнадеживающий нюанс. Как журналисты ни расспрашивали, нардепы-народники и их представители в органах власти в один голос отвечали, что новые хозяева жизни во главе с президентом Ющенко ни разу не были в «Заливе». И уверяли: дело тут не в том, что Виктор Андреевич, мол, не любит охоту. Что же, если так, то надежда есть. Главное в другом – если новый президент поедет по этим местам, то власть не должна забыть и показать ему все увиденные журналистами объекты в том виде, в каком они есть. Не надо ничего подкрашивать, и деньги, может быть, найдутся. Если у новой власти есть совесть, которой, судя по всему, не было у старой. Родина, между прочим, начинается и с совести…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам