Нацбанк уполномочен заявить

Обвал доллара сегодня поясняли официальные лица, ответственные за экономический блок. Стельмах рассказывал, что доллар теоретически должен еще подешеветь, а практически слишком много гривен было потрачено на закупки валюты по заниженному курсу. Терехин продолжал настаивать, что оптимальная цена «зеленого» – около 5 грн. Оппозиция обвинила Нацбанк в финансовой дестабилизации. А банкиры пытаются спрогнозировать дальнейшее развитие ситуации…

Еще вчера было понятно, что финансовый блок правительства и верхушка Центробанка будут в парламенте. Председатель Верховной Рады Владимир Литвин вызвал финансистов на ковер, поясняя это тем, что в вопросе с укреплением курса гривны роль законодательного органа свелась к миссии пассивного наблюдателя.

Впрочем, даже после заслушивания информации министра финансов и председателя Национального банка Литвин остался недоволен и обратился к ним с просьбой предоставить парламенту «исчерпывающую информацию» относительно курсовой политики. Он также заявил о необходимости пересмотреть законодательство и закрепить за Верховной Радой «рычаги контроля и влияния» за денежно-кредитной политикой НБУ. В том плане, что раз Нацбанк уже стал непредсказуемым, то кто-то должен иметь полномочия вовремя нажимать на тормоза.

Выступление главы Нацбанка, которое должно было ответить на все вопросы, наоборот их породило в неограниченном количестве. В частности,
Владимир Стельмах сообщил, что с начала текущего года денежная эмиссия в Украине составила 10 млрд. грн. Основная сумма – 8 млрд. 900 млн. грн эмиссии была потрачена для закупки валюты по завышенному курсу (!). Получается странная штука: НБУ печатал гривны и закупал на них доллары по «нерентабельному» курсу. Но как только он перестал выходить на рынок, доллар упал ввиду отсутствия спроса. Кроме того, глава НБУ сказал, что денежная масса по состоянию на 1 апреля составляла 53 млрд. грн, а по состоянию на 20 апреля – уже 63 млрд. 114 млн. грн. И снова Нацбанком было выделено 3 млрд. 100 млн. грн. на закупку валюты. В дополнение к этому еще были выпущены депозитные сертификаты на 4 млрд. грн. Эти деньги были пущены на закупку валюты для пополнения национального резерва по слишком высоким ценам. «У нас гипертрофировалась эмиссия из продуктивной в инфляционную. Заниженный курс отрицательно влияет на инвестиции», – сказал Стельмах, вызвав тихий ропот в зале: известно, что капиталы, напротив, предпочитают идти туда, где они больше стоят.

И вообще, почти кокетливо заметил главный банкир страны, курс доллара мог бы достигнуть даже 1,3 грн (!), поскольку национальная валюта очень занижена. Курс валюты, по разным подсчетам, мог быть и 4 гривны, и 2,60-2,50. Хотя наиболее оптимальный курс – 4,8 грн за доллар. Но пойти на сильное укрепление означало бы сворачивать денежную массу.
Стельмах также напомнил, что излагал намерения масштабно укрепить валюту когда его утверждали главой Нацбанка 17 декабря и второй раз, когда рассматривали бюджет. Но многие не обратили внимания на его риторику, посчитав ее традиционным обещанием выполнять конституционную обязанность Нацбанка по поддержанию национальной денежной единицы.
Кроме того, мало кому пришло в голову всерьез воспринять тот факт, что в бюджете курс доллар заложен на уровне 5,10 грн. При его реальном (на тот момент) соотношении с гривней – 5,36.

Дальше глава Нацбанка и вовсе «сорвал» смех в зале, заявив, что 10 копеечное укрепление гривны, осуществленное Нацбанком, положительно повлияет на экономику и даже приведет к сокращению безработицы. Дело в том, что при нынешней курсовой политике экспортеры окончательно теряют любой намек на прибыли. Но поскольку они вынуждены исполнять и дальше подписанные ранее контракты (рассчитанные по курсу 5,30 грн), им грозят явные убытки. А убытки еще никому не приносили пользы и не спасали от безработицы. Напротив, специалисты не исключают, что в скором времени приток валюты в страну, который обеспечивали экспортеры, резко сократиться, и предложение доллара уменьшиться. Что соответственно повлияет на его цену (в сторону увеличения).

На помощь Владимиру Стельмаху Кабинет министров откомандировал к депутатам министров экономики и финансов. Экономическая команда правительства разошлась в оценках. Виктор Пинзеник с парламентской трибуны поддержал курс на подорожание гривны, а Сергей Терехин в кулуарах критиковал, а на публике отмолчался.

Пинзеник пытался защитить Стельмаха, говоря, что ежедневные поступления на украинский рынок трехсот миллионов долларов заставляют НБУ выкупать эту массу валюты. Сделать это можно только за счет выпуска новой гривны, что опасно для экономики. Правда, представители экспортного лобби с ним не согласились, заявив, что подобная ситуация с курсом гривны может привести к миллиардным убыткам экспортеров, а это уменьшит доходы госбюджета. Что не менее опасно для экономики, чем выкуп валюты Нацбанком по завышенной цене.

Со своей стороны Стельмах попытался подсластить «пилюлю», заметив, что у правительства остаются механизмы для стимулирования отечественного производителя и, в частности, путем квотирования изменения таможенных тарифов и акцизов, а не только курсом. Примечательно, что здесь произошло некое замещение понятий. Сначала Сергей Терехин поучал Нацбанк, как ему определяться с курсообразованием, потом Владимр Стельмах стал подсказывать правительству, как ему подогнать экономическую политику под выставленный курс гривны.

Что же касается кулуарных комментариев, то они продолжают крутиться вокруг двух версий. Первая – что за счет сниженного доллара попытаются «подавить» цены и удержать инфляцию ввиду масштабных социальных выплат. В связи с этим интересен комментарий казначея банка «НРБ-Украина» Дмитрия Золотько, что решение о быстрой ревальвации гривны было принято еще в первой декаде апреля. А поводом послужил рост цен на нефтепродукты. «Единственным реальным аргументом для понижения цен нефтетрейдерами могло стать падение курса доллара и НБУ его обеспечил, – считает Дмитрий Золотько. Вторая – что кому-то надо затовариться долларами по заниженной стоимости. Причем, эти «кто-то» не экспортеры из восточных регионов (финансовая опора новой оппозиции). Напротив, те ребята в новых условиях стремительно идут ко дну. А весьма осведомленные банки. Более того, один из аналитиков даже пошутил: «Не забывайте, что НБУ не только «старший» по валютному регулированию, но и банк, и его первым лицам присуща логика банкира – скупить валюту подешевле и заложить в «закрома» своих резервов…».

В связи явной непредсказуемостью дальнейшего поведения игроков валютного рынка почти никто не решается давать однозначных прогнозов относительно светлого будущего доллара. Все признают, что курсообразование в стране регулируется вручную, в результате чего НБУ в состоянии обеспечить любой курс доллара в широком диапазоне.

При этом эксперты допускают в качестве побочного продукта укрепления гривны вероятность кризиса ликвидности у многих банков. Он может быть вызван резким оттоком вкладов в иностранной валюте при огромном росте спроса на валютные кредиты. При этом и собственные длинные валютные позиции большинство банков ликвидировало. Необходимо также отметить, что рефинансирования в иностранной валюте НБУ не производит, что может усугубить проблемы.

Интересно, что и Юлия Тимошенко уже не столь оптимистично оценивает долларовый спад. «Национальный банк работает и все вопросы к Нацбанку», – сказала она журналистам на вопрос относительно ситуации с гривной.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам