Трудности потенциального члена

В принципе, нормальному законопослушному гражданину все равно, какая власть сделает его жизнь счастливой. Но хочется при этом избежать массового ненужного профессионального травматизма. Предупреждать надо, что так, мол, и так – до сегодняшнего дня вашей общей профессией, дорогие сограждане, было выживание, а с завтрашнего утра, прямо с шести часов, с первыми лучами солнца вы просыпаетесь в новой стране. И не надо никаких инфарктов счастья по этому поводу – все идет по плану. Да оно и вправду обидно: проснулся внезапно в раю земном, а счастливая окружающая действительность своим неожиданным появлением отправляет тебя в рай Божий.

Объясню, о чем это я. 21 апреля сего года неожиданную возможность задохнуться от нахлынувшего счастья получили, без преувеличения, миллионы украинцев. Они проснулись, а с их страной говорят как с членом. Потенциальным. НАТО. В Вильнюсе. А ночью, перед этим светлым событием родные Нацбанк и правительство в Киеве решили дожать сограждан и резко укрепили национальную валюту. Аж на 14 копеек при обмене гривен на доллары. И можно было бы, конечно, забросать небо чепчиками. Но вот беда: неизвестно, что делать с этим членством. И уж, тем более, с крепкой валютой, когда ее стало меньше, а вот цены на все удержались на старом – нахально повышенном – уровне. Хочешь – не хочешь, а складывается такое впечатление, что в твоих карманах кто-то пошарил…

Но обо всем по порядку. 21 апреля в столицы братской Литвы прошло заседание Комиссии Украина – НАТО (КУН) на уровне министров иностранных дел. И на этом славном мероприятии решили-таки, что Украина уже созрела для разговора о вступлении в НАТО. Генеральный секретарь этой организации Яап де Хооп Схеффер сообщил, что Украина и НАТО начинают интенсифицированный диалог, что является первой стадией подготовки страны к членству в Альянсе. «Мы сделали это вместе – НАТО и Украина: мы трансформировали наши отношения», – заявил счастливый генсек. Он также заявил о готовности НАТО оказать всяческую поддержку Украине в плане имплементации реформ: «Мы будем работать вместе по имплементации». То есть по трансформации всего в Украине, что необходимо для этого самого членства. При этом генсек отметил роль нового украинского руководства, «которое продемонстрировало поддержку демократических ценностей и сделало прозрачными евроатлантические стремления». Он напомнил, что еще в феврале 2005 года, на саммите НАТО президент Украины Виктор Ющенко заявил о готовности своей страны присоединиться к Плану о предоставлении членства в Альянсе (MAP).

Г-н де Хооп Схеффер, правда, сам не комментировал свои прежние заявления о том, что в Вильнюсе и речи быть не может о каком-либо вступлении Украины в НАТО. Остался он верен себе и после того, как не менее счастливый министр иностранных дел Украины Борис Тарасюк, отвечая на вопрос журналистов о том, сколько времени займет полная имплементация провозглашенных реформ, высказал мнение, что для этого понадобится 3 года (до 2008 года). В свою очередь, отвечая на вопрос о том, значит ли, что после этого срока Украина может говорить о членстве в НАТО, генсек Альянса загадочно сказал: «Я не знаю. Что-то произошло в Украине».

А что в ней произошло? Да ничего, если не считать упомянутого укрепления нацвалюты, которое, кроме облегчения кошельков граждан члена, рискует еще и напрочь убить украинский экспорт украинских же товаров, прикончить так называемого отечественного производителя и открыть доступ в страну более дешевых импортных товаров.

Почему я связываю воедино эти два события? Да потому, что схема тут проста, как Божий день. С одной стороны, правительство уже объявило, что оно снижает пошлины на импорт, а значит, скоро страна задохнется от дешевизны всего – от «ножек Буша» до трусов и тампаксов. Все импортное действительно будет более дешевым, ибо затраты на его производство меньше, чем на производство украинских аналогов – вспомните хотя бы цены на энергоносители в Украине. С другой – какой смысл развивать экспорт, вывозить украинские товары за бугор и возвращать в страну свободно конвертируемую валюту, если за нее здесь можно получить меньше гривен? Нет смысла. Лучше вывозить и «красивые деньги» оставлять там. Это и будут делать. Тем более что норму об обязательной продаже валюты в Украине тоже отменили.

В итоге, кто-то, кто что-то вывозил из страны по-крупному, так и будет вывозить, оставляя валютную выручку за рубежом. А всякая отечественная «мелочь пузатая», производящая свои товары, постепенно отомрет, не выдержав конкуренции с импортом. Строго по-сталински получается, только применительно к родной экономике. Иосиф Виссарионович говаривал, что нет человека – нет проблемы. А в нашем варианте все модифицировали: нет украинской экономики – не надо ее и трансформировать. Конечно, можно все делать медленно, лечить больную экономику, трансформировать ее, снижать сырьевые и энергозатраты, повышать стимулирующей политикой ее эффективность производства и т. д. и т. п. Но зачем, когда можно в одночасье грохнуть?!

А к чему такая губительная спешка? Да потому, что мы, в смысле Украина, очень быстро хотим интегрироваться и в НАТО, и в ЕС. Вступить в ВТО и приобрести статус страны с рыночной экономикой. А там, куда мы срочно хотим, одновременно и практически на одинаковом слэнге говорят: больше либерализации – откройтесь для наших товаров, иначе мы не можем признать вас «разделяющими принципы и постулаты рынка и свободной конкуренции». И никуда не пустим. И их там, в Брюсселе или Вашингтоне, обвинять в чем-то антиукраинском не стоит: у них такие критерии, и они требуют соответствия им и от других, кто к ним просится. Они так живут и любой ценой отстаивают свои экономические интересы. И открыть довольно большой украинский рынок для своих товаров – это тоже их интерес. О том же, чтобы не убить свою экономику, даже не дав ей возможности реформироваться, должны думать в Киеве. Но у нас тут у кое-кого чешется все от нетерпения стать членами. НАТО и ЕС, разумеется. Не зря же правительство и НБУ объяснили предпринятые меры по обдиранию сограждан «мировыми рыночными тенденциями».

Но главное – никакой тебе транспарентности при проведении терапии счастья с элементами шока. Наоборот – все очень похоже на очередные интриги внутри представителей власти с целю опорочить друг друга, сделать виноватым кого-то, а не себя, и при этом неплохо заработать «на карман». В день валютно-натовского счастья президент Ющенко был в Румынии. Вместе, надо понимать, с госсекретарем Александром Зинченко. Секретарь СНБОУ Петр Порошенко налаживал связи с Россией в Москве, а «в лавке», дома осталась премьер Юлия Тимошенко. А значит, кто будет виноват, если народ «счастья своего» не поймет? Вы правильно догадались…

Кроме того, как тут отделаться от подозрений (обвинений?) в том, что тот, кто провернул дело с «укреплением» валюты, знал об этом. Планировал резкое падение курса и попытался при помощи верных банков или других структур скупить валюту по заниженному курсу и немножко приподнялся в финансовом смысле? Ведь при желании даже бомжа, который за сэкономленные десять гривен прикупил два дешевых доллара, можно выдать за креатуру любого политика, причастного к снижению курса «зеленого». А о банках и говорить не приходится – все они кому-то принадлежат и на кого-то ориентируются. Такова украинская жизнь в будущем члене НАТО. Если такие обвинения появятся в чей-то адрес, то автоматически станет понятно, кто уже не мил при «мадридском дворе» на Банковой…

Однако можно было бы действительно не обращать внимания на внутривластные интриги, не информкиллерствовать, доводя себя до экстаза, и не раскачивать лодку, если бы не еще один нетранспарентный нюанс. Оказывается, чтобы приблизить счастливый момент членства хоть где-нибудь, президент Ющенко своим указом вернул в военную доктрину Украины вступление в НАТО и ЕС как высшую стратегическую цель всех действий и телодвижений власти. Но заявил об этом не сам президент, обнародовав упомянутый указ в полном соответствии с лозунгом открытости власти, а все тот же интегратор Тарасюк. И сделал он это не в Киеве, а в том же Вильнюсе. Перед г-ном де Хооп Схеффером и другой честной компанией из НАТО. Министр также напомнил, что летом 2004 года бывший тогда президентом Леонид Кучма исключил цели членства Украины в ЕС и НАТО из военной доктрины, а вот Ющенко взял да и вернул все взад. Чтобы, значит, никто не сомневался: Украина намерена отойти от декларативности в отношениях с Альянсом и Евросоюзом. Одно забыл упомянуть глава украинского МИД: президент Кучма обнародовал свой запрещающий европейское членство указ публично – якобы в ответ на нежелание украинцев интегрироваться в НАТО. А вот президент Ющенко сделал обратный шаг тайно, и узнали о нем из уст министра. И никто не обратил внимания на то, что уровень недоверия украинцев к НАТО существенно не снизился. Как это понимать? Может, никакого указа-то и нет, а министр таким образом стимулирует европейскую решительность своего всенародно избранного шефа? Я лично от комментариев воздержусь. По причине, как мне кажется, их бессмысленности…

…А между тем, интеграция Украины в мир продолжается. В тот же день, 21 апреля, Верховная Рада согласилась послать на Голанские высоты украинское подразделение материально-технического обеспечения ВС Украины в количестве до 200 человек на замену аналогичного канадского подразделения. Принять участие в силах ООН по наблюдению за разъединением израильских и сирийских войск. И при этом не принимать участия в боевых действиях. Основными функциями контингента будут обслуживание Штаба сил ООН, ремонт и обслуживание боевой, транспортной и специальной инженерной техники, обеспечение функционирования лагерей дислокации сил ООН по наблюдению за разъединением. Кроме того, украинский миротворческий контингент будет заниматься медицинским обеспечением и переводом персонала и груза сил ООН. Это якобы поможет украинским солдатам получить необходимый опыт и использовать его потом при реформировании украинской же армии и переводе ее на профессиональную основу. То есть с той же целью, с которой в Ираке уже пребывает другой миротворческий контингент из Украины, 18 членов которого уже никогда не смогут помочь украинской армии. Они убиты. Погибли за мир. Но для Ирака, а не своей родины.

Благородная смерть, конечно. Но меня больше волнует другой вопрос: чем отличаются слезы украинской матери от слез матери канадской, если к ним, не дай Бог, приходит страшный груз? Только тем, что канадские солдаты покидают «горячую точку» на Голанских высотах, а украинцы туда отправляются…

И еще: я, как гражданин Украины, – не против ее интеграции в любую структуру, которая сделает мою жизнь и жизнь соотечественников более счастливой. И весь вопрос – в цене этой интеграции…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам