Энергетический передел

Почти месяц продолжаются споры вокруг ООО «Луганское энергетическое объединение». Новой поворот в конфликте компании и регулятора может появиться благодаря российскому интересу к «ЛЭО». Российская инвестиционная компания «Ренессанс Капитал» и ряд ее промышленных партнеров на днях подготовили письмо-обращение к Кабинету министров Украины. Потенциальные инвесторы «ЛЭО», по их словам, готовы сотрудничать с украинским правительством, но для этого наши государственные мужи должны поддержать – нет, не энергокомпанию, а инвестора…

Свои предложения господа инвесторы скромно оформили в двух страницах. И ничего не понятного в их пожеланиях нет – элементарная забота о себе, любимом. Что, в принципе, не предосудительно. И даже объяснимо. Но допустимо ли – вопрос уже к украинскому правительству.

От него россияне требуют немногого: отрегулировать хозяйственную деятельность, реструктуризировать долги «ЛЭО» и обеспечить полное и справедливое решение любых претензий «ЛЭО» со стороны государства или регулируемых им компаний. Нет сомнений – требования насущные и актуальные. Но что взамен предлагают россияне? Инвестиции? При выполнении этих требований вкладывать деньги в предприятие не без выгоды сможет даже средней руки украинский бизнесмен, и уж тем более – крупная компания. Учитывая это, а также события последних дней, можно сделать некие весьма интересные выводы. Но сначала – немного истории.

В начале месяца на открытом заседании Нацкомиссии регулирования электроэнергетики регуляторы применили невиданные по своей жесткости финансовые санкции к ООО «Луганское энергетическое объединение», являющееся лицензиатом на передачу и поставку электроэнергии по регулируемому тарифу.

По словам специалистов, ход разбирательства комиссии с «ЛЭО» напоминал «разборки» хозяина и подчиненного. НКРЭ, взяв на себя роль «первой скрипки», засыпало энергокомпанию обвинениями. «Обвиняемых» же никто из комиссионеров, откровенно говоря, даже не старался услышать, потому позиция луганчан по многим пунктам обвинений вообще озвучена не была.

История вокруг ООО «Луганское энергетическое объединение», к которому Национальной комиссией регулирования электроэнергетики были применены санкции уже названные экспертами драконовскими, беспрецедентными и т.д., выглядит следующим образом.

НКРЭ решило наложить на ЛЭО штраф (85 тыс. грн.), пересмотреть тарифы на средства, которые, по мнению комиссии, были потрачены неэффективным и нецелевым образом и установить на апрель специальный алгоритм отчисления средств, в результате чего деньги будут отправляться на счет ГП «Энергорынок» и распределяться им между генерирующими компаниями. Не исключалось и введение внешнего управляющего. По мнению экспертов, эта процедура не была задействована исключительно потому, что законом не выписаны права и функции такого лица и, соответственно, отсутствует юридическая база его деятельности и процедуры назначения.

Интересно, что даже председатель НКРЭ Кальченко считает, что решения Комиссии оставляют «ЛЭО» средства только на выплату зарплаты и налогов: из каких средств должна финансироваться текущая деятельность – не знает никто.

НКРЭ же базирует свою позицию на двух «несокрушимых истинах»: неудовлетворительные расчеты компании с оптовым рынком электроэнергии в январе-феврале 2005 года, а также нецелевое и неэффективное расходование средств.

Представители «ЛЭО», в свою очередь, обращают внимание на то, что они рассчитались с «Энергорынком» на 80,65% в январе и на 82% в феврале текущего года, что лучше, чем за аналогичный период 2004 года, по итогам которого «ЛЭО» рассчиталось с оптовым рынком на 90,5% (по итогам 2003 года – лишь на 77%). Просто зимой, и так было всегда, уровень проплат падает и компенсируется позднее за счет летних месяцев. Луганские энергетики также напоминают, что буквально в прошлом году произошла смена менеджмента на предприятии, после чего появилась отчетливая динамика к росту проплат. Можно было ожидать, что к концу текущего года «ЛЭО» выйдет на уровень 100%-ных расчетов с ГП «Энергорынок».

Одной из причин бед луганских энергетиков специалисты считают то, что в 2002 году они отказались подписать типовой договор купли-продажи электричества с «Энергорынком» на предложенных им условиях. Договор был подписан «ЛЭО» только в январе 2004 года и то с протоколом о разногласиях. «Энергорынок», опираясь на поддержку НКРЭ, до сих пор пытается доказать свою правоту и принудить «ЛЭО» принять его условия. Фактически проблема заключается в том, что «ЛЭО» желает, чтобы в договоре была предусмотрена возможность направления текущих средств на погашение старых долгов перед ГП, а «Энергорынок» настаивает на том, что деньги должны направляться только на текущие долги. Желание ГП понятно – оно вынуждено платить налоги за реально не полученные деньги. Но можно понять и «ЛЭО». Это единственная полностью частная компания, не защищенная от банкротства 25%-ным государственным пакетом.

Поскольку же «Энергорынок», защищая свои интересы, будет вынужден потребовать через суд взыскания старых долгов, банкротство представляется неизбежным, так как подписав договор на условиях ГП, «ЛЭО» лишается возможности производить необходимый маневр средствами. Однако, апрельское решение НКРЭ фактически приводит к тому же результату. Трудно не заподозрить в наличии намерений целенаправленно уничтожить компанию, тем более, что шеф НКРЭ господин Кальченко совсем еще недавно «рулил» «ГП «Энергорынок» и сейчас эти структуры выступают против «ЛЭО» единым фронтом. Кроме того, в январе-феврале 2005 года, показатели оплаты электричества были значительно хуже, чем у «ЛЭО» сразу у нескольких «облэнерго» («Черновцыоблэнерго» – 50,3% «Закарпатьеоблэнерго» – 65%, «Донецкоблэнерго» – 65,5%, «Николаевоблэнерго» – 69,6%). К ним, однако, комиссия санкции не применила и вроде пока не собирается.

Впрочем, у экспертов складывается впечатления, что НКРЭ действует в рамках отдельного правового поля и гражданские суды для комиссии – не указ. Гораздо важнее для регуляторов интересы отдельно монопольного торговца «Энергорынка». Чем вызваны повышенные симпатии НКРЭ к «Энергорынку», остается загадкой. Может быть, дело в магических словах «государственное предприятие»? Но на рынке электричества действует много других компаний, как со 100-процентной госсобственностью, так и с контрольным пакетом акций в руках государства.

Но почти все компании согласились с условием «Энергорынка» относить платежи за электричество в счет текущей оплаты. Что касается «Луганского энергетического объединения», то оно себе этого позволить не может. По одной простой причине: если, предположим, суд удовлетворит иск «Энергорынка» к «ЛЭО» на 409 млн. грн. (задолженность компании на начало 2005 года), это будет означать исчезновение компании как поставщика электричества по регулируемому тарифу в Луганской области.

Разногласия, внесенные луганчанами в договор с «Энергорынком», позволяют снять остроту проблемы. Поскольку в этом случае текущие расчеты компании с рынком классифицируются в отчетности как погашение старых долгов. Таким образом, исковые требования госпредприятия к «ЛЭО» на момент их удовлетворения в судах имеют шансы оказаться частично погашенными.

Однако «Энергорынок» с позицией Луганска не согласен. И даже не просто не согласен – как видим, компанию просто «давят». Поначалу, наивные, мы предполагали, что речь идет о государственной политике, заботе правительства об отрасли. Но неслучайный интерес к «Луганскому энергетическому объединению» компании «Ренессанс капитал», а также причастность к этому вопросу структур Виктора Пинчука, который, по данным из заслуживающих уважения источников, тоже «прикладывал руку» к этому вопросу, дают повод утверждать, что все претензии НКРЭ являются чистой воды лоббированием интересов восточного соседа. Стало быть, «ЛЭО» готовят для россиян. А мы-то думали…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам