Конституционный киллер (обновлено)

Премьер Юлия Тимошенко обвинила лидера социалистов Александра Мороза в шизофрении. По ее словам, у Сан Саныча раздвоение личности: с одной стороны, СПУ находится при власти (социалисты занимают должности министров образования, сельского хозяйства, внутренних дел, главы Фонда государственного имущества), а с другой – в оппозиции. Имеется в виду «мясной бунт», организованный социалистами под стенами Кабмина с использованием свиней и юных бычков. Соцпартия протестовала против правительственной политики, которая приведет к возрастанию поступлений импортных бычков и свиней. Естественно, замороженных.

Но дело не в мясе. Юлию Владимировну, как всегда, бросили на очередную «дыру». Теперь, похоже, именно ей отведена роль конституционного «киллера». Соответствующий «заказ» был сформулирован государственным секретарем Александром Зинченко, который заявил, что «у президента должны оставаться те полномочия, которые выписаны в действующей Конституции». Александр Алексеевич высказывался на данную деликатную тему достаточно осторожно. По его словам, конституционный проект является «несовершенным», однако это «вовсе не означает, что буду изменены документы, которые должны вступить в силу». Имеется в виду проект №4180, принятый парламентом 8 декабря 2004 года в комплекте с внесением изменений в закон о выборах президента.

Тимошенко выразилась более категорично. «Реформа приведет к хаосу в стране, нарушит краеугольный камень разделения властей» — заявила премьер в интервью одному еженедельнику. Понимаю, что главе правительства некогда «въезжать» в различные конституционные тонкости, но, наверное, ее помощникам стоило бы объяснить Юлии Владимировне, что такое принцип разделения властей. Впрочем, это уже не важно. Главное – премьер после почти двухмесячного молчания высказался против вступления в силу конституционного законопроекта. И это уже симптом. Не трудно было предугадать, что последует мгновенная и адекватная реакция Александра Мороза. И она последовала. Лидер СПУ заявил, что социалисты не позволят разным политическим силам оттянуть срок реализации конституционной реформы. Напомним, что в соответствии с компромиссным пакетным решением от 8 декабря, изменения в Основной закон вступят в силу либо 1 сентября нынешнего года (если будет принят новый вариант закона о местном самоуправлении), либо 1 января 2006 года.

Мороз также среагировал на заявление Тимошенко о наличии представления в Конституционный суд по поводу неправомерности реформы Основного закона, под которым, по данным Юлии Владимировны, стоят подписи 61 депутата. Сан Саныч мягко и ненавязчиво намекнул, что если даже будет принято такое негативное решение КС, то это приведет к серьезным политическим последствиям. Например, под сомнение будут поставлены результаты президентских выборов 2004 года, поскольку конституционные изменения были приняты в пакете с дополнениями к избирательному закону.

В общем, слова за слово и обозначился четкий конституционный конфликт, в котором активными сторонами выступают премьер Юлия Тимошенко и лидер социалистов Александр Мороз. Конечно, всем было понятно, что когда-нибудь начнется антиконституционное движение. Для новой власти изменение властной системы – это мощный удар в спину. Вопрос был только в том, кто «наедет» на Сан Саныча. Изначально на эту роль наиболее подходила Юлия Владимировна. Во-первых, лишь ее парламентская группировка в гордом одиночестве проголосовала против компромиссного конституционного пакета от 8 декабря. Свыше 400 депутатов «за», а Юлия Владимировна с товарищами – «против». Во-вторых, именно для Тимошенко в настоящее время наиболее выгодна реализация реформы, поскольку в случае ее реализации Юлия Владимировна получит почти всю полноту власти в стране. Если, конечно, сумеет удержаться на должности премьера. До последнего времени шансы на то, что Тимошенко останется главой правительства и после 1 января 2006 года были относительно велики. И вдруг Юлия Владимировна в открытую «наезжает» на Мороза. Почему?

Возможны следующие версии, объясняющие такую антиконституционную активность премьер-министра.

Вариант первый: Юлия Владимировна почувствовала острое желание групп товарищей «слить» ее до сентября месяца. Имеется в виду организовать ее отставку с должности главы правительства. Все эти запреты на загранкомандировки, критика президента деятельности экономического блока правительства – очень и очень явные симптомы. В Украине уже выработалась устойчивая технология смещения глав правительств. Сначала критика работы экономического блока. Затем публичная демонстрация единства президента и премьера. Спустя некоторое время глава государства начинает критиковать уже главу правительства за отдельные недоработки. Потом начинается сам процесс «сливания» и аналитики лишь соревнуются в прогнозах: когда именно произойдет отставка Кабмина? Тимошенко – девушка прагматичная. Она понимает, что сегодня лучше синица в руках (премьерское кресло), чем журавль (глава правительства с расширенным объемом полномочий после конституционной реформы) в небе. Поскольку никто в окружении президента не заинтересован в публичном конфликте с Морозом, то на эту роль выбрали Юлию Владимировну. Таким образом, убиваются сразу два зайца: а) нейтрализуются на время повышенные политические амбиции Тимошенко; б) денонсируется конституционная реформа, которая застряла в самом чувствительном месте новой власти как комсомольский значок у крокодила (имеется в виду старый садистский стишок: «долго кряхтел крокодил-старичок…). Получается, что не от хорошей жизни Юлия Владимировна «бросилась» на социалистов. Возможно, мы с вами наблюдаем промежуточный финиш интриги, связанной с Виктором Медведчуком и Виктором Януковичем. Ведь ни для кого ни секрет, что наиболее эффективным менеджером новой оппозиции может стать…именно Тимошенко.


Вариант второй:
Юлия Владимировна, как всегда, разыгрывает многоходовку. Конфликт с Морозом неизбежно приведет к тому, что встанет вопрос об отзыве представителей СПУ с должностей в Кабинете министров. Сан Саныч после 1 сентября 2005 года должен будет сделать выбор: или он остается во власти, или же должен официально выйти из коалиции «Сила народа». По сути, речь идет о выталкивании социалистов в оппозицию на почве конституционной реформы. В соответствии с законами кризисного менеджмента, чем больше конфликтов, тем больше средств для установления контроля над ситуацией. Большие «конституционные разборки» приведут к отвлечению внимания на Александра Мороза. Какое повышение цен? Какая инфляция? Вы посмотрите, что творится! Товарищ не понимает ценностей оранжевой революции!

Через несколько ходов станет ясно, что конфликт переместился в плоскость президент – лидер социалистов. Тимошенко не причем. Сан Саныч оказывается в одном политическом поле с объединенными социал-демократами, коммунистами и партией регионов. Естественно, Юлия Владимировна становится как никогда более нужна пропрезидентской партии. А потом КС принимает неожиданное решение… Которое приводит к удивительным последствиям.

Вариант третий. Его озвучил первый вице-спикер Адам Мартынюк. Мудрый Адам Иванович считает, что Юлия Владимировна мыслит на перспективу. Она хочет стать президентом. Настоящим главой государства, а не марионеткой с урезанными полномочиями. Причем не в 2014 году, а гораздо раньше. Например, уже в 2009-м. Более того, Александр Мороз уже намекнул на юридическую возможность признания третьего тура президентских выборов недействительным. Если Конституционный суд отменит «пакет» от 8 декабря, то, как следствие, окажется, что третий тур прошел, скажем так, не совсем законно. Естественно, переиграть все полностью не удастся, однако… Попытка, как говорится, не пытка. Есть варианты.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам