Отбирай и властвуй

Взаимоотношения «Укрнефти» и НАК «Нефтегаз Украины» всегда напоминали сложный семейный конфликт. Последние 7 лет «Укрнефть» помимо своей воли оказалась кредитором «Нефтегаза Украины»: на сегодняшний день прямая задолженность превышает 200 млн. грн., а с учетом штрафных санкций — и того больше. Тем не менее любые попытки «Укрнефти» найти финансово благоразумный выход из положения наталкиваются на противодействие со стороны должника. Так случилось и в конце марта, когда руководство «Нефтегаза Украины» направило премьер-министру письмо, в котором обвинило «Укрнефть» в нарушении существующего в стране газового баланса. Хотя она всего лишь выставила свой газ на аукцион…

Замкнутый круг

«Укрнефти» явно не повезло. Хотя формально это крупнейшая нефтедобывающая компания Украины, чья доля составляет около 75% общеукраинской добычи нефти и газового конденсата, но в плане отстаивания собственных интересов она оказалась загнанной в глухой угол. Еще в 1998 году постановлением Кабмина 2/3 всей добываемой нефти «Укрнефть» должна была поставлять для удовлетворения нужд АПК, а весь газ — продавать НАК для удовлетворения нужд населения. Со временем продавать нефть позволили на аукционе (постановление КМУ №599 от 2000 года), однако система распределения газа осталось прежней. В результате ежегодная добыча около 3,35 млрд. м3 газа (17,7% общей потребности Украины) приносит компании не прибыль (которая теоретически могла бы превысить 0,5 млрд. грн.), а проблемы. «Укрнефть» продает газ НАК по минимальным ценам — около $30 за 1 тыс. м3. В то время как коммерческая реализация ресурса позволила бы выручить сегодня минимум $60 за 1 тыс. м3.

При этом, как мы уже сказали, «Нефтегаз» многие годы должен «Укрнефти» колоссальные деньги. А налоги на оформленную и неоплаченную продажу фискальные органы насчитывают исправно. И платить их приходится «Укрнефти». Это делает газодобывающий бизнес компании непривлекательным. Более того, долги за газ негативно влияют на котировки акций «Укрнефти», не позволяя ей находить более выгодные финансовые ресурсы. В то же время с фондовыми «флажками» «Нефтегаза» все о’кей, и ему гораздо легче приманивать инвесторов. В том числе и тех, кто «побрезговал» ценными бумагами «Укрнефти». Получается замкнутый круг. Не случайно руководство «Укрнефти» не торопится строить новые газовые скважины: в финансовом плане они ничего не дают, кроме дополнительных расходов.


Национальное бедствие

В последнее время в газовом балансе страны наметились глобальные проблемы, которые, подобно авитаминозу, усиливаются весной. О них во всеуслышание заявил новый председатель правления НАК «Нефтегаз Украины» Алексей Ивченко. По его словам, газовый баланс Украины состоит из 20,1 млрд. кубометров, добываемых в Украине, 36 млрд. кубометров туркменского газа плюс 23 млрд. кубометров, получаемых нами в качестве оплаты транзита российского газа в Европу. «И именно с этим объемом существует проблема», — заявил Ивченко.

По словам главы правления компании, прежнее правительство и руководство «Нефтегаза» решили выплатить реструктуризированную вроде бы на 10 лет накопленную задолженность за российский газ вдвое быстрее. Поэтому НАК согласилась на протяжении пяти лет в счет ее погашения отдавать ежегодно 5 млрд. кубометров газа, получаемого от россиян за газо-транзитные услуги, плюс $250 млн. «Но на самом деле такие условия невыгодны, потому что российская сторона поставляет газ по цене $50 за 1 тыс. кубометров, а покупать нам дополнительно и за деньги придется газ, который значительно дороже», — сказал новый руководитель «Нефтегаза».

Кроме того, возникли проблемы вокруг цены и условий поставок туркменского газа в Украину в этом году, подписанных Юрием Бойко и вроде бы подтвержденных во время официального визита украинской делегации в Туркмению. «Я принял «Нефтегаз Украины» с дефицитом газового баланса до конца года в 8 млрд. кубометров», — заявил Ивченко. В общем, проблема налицо. Осталось найти виновного.


Без вины виноватые

4 марта «Укрнефть» провела на Украинской аграрной бирже, с которой компания и связанные с ней структуры начали сотрудничать еще в июле прошлого года, первые газовые торги. На них были выставлены 152 млн. м3 ресурса (из 557 млн. м3 газа компании, находящихся в подземных газовых хранилищах). Стартовая цена ресурсов составляла 392,8 грн. за 1 тыс. м3. По итогам аукциона были проданы все лоты по средневзвешенной цене 346 грн. за 1 тыс. м3 (или $65). Их покупателями оказались несколько коммерческих структур, собиравшихся продать энергоресурсы промышленным предприятиям. То есть речь шла о сделке внутри Украины.

Этот факт имеет значение, поскольку спустя 10 дней руководство «Нефтегаза» заявило, что запасы газа собственной добычи для потребностей населения на сегодняшний день исчерпаны. НАК должен компенсировать дефицит газа за счет импортных, более дорогих ресурсов, что принесет компании более 150 млн. грн. убытков. Поэтому нужно отменить торги и провести юридическую экспертизу правомерности действий «Укрнефти». Таким образом, логика предельно проста: прав добытчик или нет — потом разберемся, но аукцион в любом случае недействителен.

В свою очередь, в компании «Укрнефть» удивились: выставленный на торги объем газа не изменил бы погоды в обеспечении населения энергоресурсами, так как продавали излишки, образовавшиеся в результате роста его добычи, и к тому же внутреннему покупателю, а не на экспорт. Отмена аукциона означает, что «Укрнефть» лишается возможности не только получать деньги, но и заплатить в бюджет налоги. К тому же покупатели газа (в частности «Итера») начинают судебные разбирательства с ней по поводу сорванных контрактов.

В чем же подоплека такого поведения «Нефтегаза»? Она очень проста. Помимо того что на «Укрнефть» всегда можно показать пальцем как на виновника газового дефицита, у этой компании нет иного выхода, кроме как сдавать газ в газотранспортную систему «Нефтегаза». Не рассчитывая при этом на прибыль…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам