Эта неугодная "Пора"

На сегодняшний день в Украине зарегистрировано 126 партий. 11 из них получили свидетельства в конце марта. В их числе так и не оказалась партия «Пора», организованная активистами бывшей гражданской кампании, которую некоторые склонны считать авангардом «оранжевой революции». А это, согласно украинскому законодательству, делает невозможным ее участие в парламентских выборах 2006 года, ибо для этого она должна была зарегистрироваться ровно за год до выборов, то есть до 26 марта этого года.

Сегодня министр юстиции Роман Зварыч в очередной раз попытался объяснить сложившуюся ситуацию. То ли от отчаяния, то ли из-за раздражения от обвинений в политической подоплеке своих действий, получилось у него это весьма жестко. В частности, он заявил, что уже почти готов обратиться в Генпрокуратуру в связи с массовыми фальсификациями подписей в поддержку «Поры» при подаче заявления на ее регистрацию в качестве политпартии.

Зварыч поведал, что причина, которая не позволила Минюсту зарегистрировать партию с самого начала, заключается в подписях, собранных в поддержку нового образования. По его словам, меньше трети из 1053 предоставленных подписей оказались настоящими, а в остальных случаях часто указывались несуществующие дома и улицы, и даже населенные пункты. Однако, продолжил Зварыч, проверка была продолжена. По поручению президента.

При этом, по его словам, это было не продолжением, а фактически дополнительной проверкой, поскольку «Поре», как самому активному участнику «оранжевой революции», были предоставлены определенные льготы. Прецедент сам по себе любопытный и многообещающий, а потому неудивительно, что министр высказал опасения относительно других политических объединений, которым Минюст в будущем откажет в регистрации. В таком случае они просто начнут подавать в суд, и, видимо, будут иметь на это полное право.

Впрочем, результаты дополнительной проверки также оказались неутешительными. Было договорено, что Минюст проверит 2000 подписных листов, и если подлинность двух третей будет доказана, то «Пору» зарегистрируют (факт подобной договоренности в интервью «Украинской правде» от 5 апреля подтвердил один из активистов «Поры» и лидеров несуществующей партии Влад Каськив). При этом представители «Поры» сами выбрали листы и отправили их на проверку в районное управление юстиции, также при проверке присутствовали их представители. Однако в результате из 1314 проверенных подписей только 797 оказались настоящими. «А это всего лишь 60 процентов», – заключил Роман Михайлович. «Фальшивые» подписи, по его информации, как и в первый раз, часто отсылают на несуществующие адреса или же в местные органы власти.

Вместе с тем он добавил, что ему непонятны причины лоббирования интересов «Поры». «Я призываю кого-либо дать мне какие-нибудь правовые аргументы, почему мы должны зарегистрировать эту партию», – подчеркнул министр, добавив, видимо, имея в виду себя: «Этот министр юстиции не будет принимать решение, руководствуясь революционной целесообразностью». И, учитывая все выше сказанное, он обратился к журналистам и ко всем гражданам Украины с просьбой помочь советом, как ему быть в ситуации с «Порой».

Остается надеяться, что до референдума дело не дойдет.

Вообще же сегодня этой истории исполняется 4 месяца. 12 января 2005 года состоялся учредительный съезд политической партии «Пора», после чего были поданы документы на регистрацию партии в Минюст. В то же время в конце месяца в гостинице «Русь» прошло торжественное закрытие гражданской кампании с одноименным названием.

16 февраля Министерство юстиции отказало в регистрации партии первый раз, признав, что записанные в документах полномочия местных организаций партии не отвечают действующему законодательству, а также выдвинув претензии к некоторым подписным листам. В частности, тогда из всех подписных списков были проверены 1053 подписей граждан, из них только 338 человек подтвердили, что подписывали такое письмо, а 352 отрицали, что это их подпись.

В то же время, как позже рассказал один из активистов Ярослав Погарский, в этот день министр юстиции позвонил ему по телефону. «Вел он себя достаточно вызывающе, давал советы, как нам надо действовать», – вспомнил он, – «при этом сообщил, что документы партии «Пора» – единственные, которые лежат на его собственном столе».

22 февраля представители «Поры» повторно подали документы в Минюст. И на этот раз ожидание затянулось, что дало им повод обвинить Зварыча в сознательном затягивании процесса в угоду неким политическим силам, а также намекнуть Роману Михайловичу на попадание в пресловутый «черный список».

Дело в том, что как рассказал 23 марта упомянутый уже Ярослав Погарский, согласно законодательству, Минюст должен был дать свой ответ на повторно представленные документы самое позднее 22 марта, однако он так не поступил.

24 марта, когда состоялся первый съезд незарегистрированной партии, ее представители официально в очередной раз заявили, что Министерство юстиции Украины нарушает законодательство, затягивая процесс.

На этот раз они уже были не одни. В поддержку создаваемой структуры выступили министр по делам молодежи и спорта Юрий Павленко и Тарас Стецькив. Они заявили, что Минюст задерживает регистрацию с тем, чтобы не дать ребятам поучаствовать в выборах 2006 года и что выгодно это все «старому поколению политиков» (определение Павленко). При этом министр с гордостью заявил: «Я не хочу, чтобы повторилась история начала 90-х, когда молодые люди, завоевавшие независимость, были выброшены из политической жизни Украины». Любопытно, что до и после этого нечто подобное буквально слово в слово неоднократно повторял один из лидеров «Поры» Влад Каськив.

В свою очередь, президент Национальной телекомпании Украины Тарас Стецькив заявил, что не понимает, почему так происходит, что «Партию «Народный союз «Наша Украина» зарегистрировали через две недели, а «Пору», которая подала документы в Минюст еще в начале февраля, до сих пор не зарегистрировали». По мнению Стецькива, «такие шаги не подобают ни Минюсту, ни непосредственно министру юстиции Роману Зварычу». При этом он предположил, что «Пору» не регистрируют из-за того, что видят в ней прямого конкурента». Выход же Стецькив увидел в судебном разбирательстве.

В общем, сложилась парадоксальная ситуация. Минюст по просьбе президента и в интересах жаждущих партийности «пористов» создал прецедент, согласившись повторно рассмотреть их документы. В ответ же он получил обвинения в саботаже и угрозы попасть в «черный список» (мол, все равно есть за что).

Правда, такая забота некоторых победителей о будущем «Поры» может объясняться весьма просто. И Стецькив (по признанию Влада Каськива в уже упоминавшемся интервью), и Павленко (как сообщил мне в свое время лидер «черной» «Поры» Михаил Свистович) входили в некий то ли оперативный штаб, то ли координационный совет, который согласовывал действия представителей «желтой» «Поры» с действиями революционирующей оппозиции.

Но нет худа без добра. В ходе этих перипетий он получил ожидаемую поддержку в лице… «Поры». Той, что «черная». Напомним, что до революции, в ее ходе и некоторое время после нее существовало две организации с одинаковым названием, условно разделенные по цветовому признаку, – на «черных» и «желтых». Первые изначально не скрывали, что выступают против появления каких-либо политических объединений с таким названием и даже призывали Романа Зварыча не регистрировать такую партию. А вскоре после повторной подачи заявки на регистрацию 22 их областных координатора заявили о несогласии с созданием политической партии и выразили свой протест против использования бренда «Поры» в чьих-либо корыстных целях.

Однако предположить, что Зварыч, занимая деструктивную позицию по отношению к партийным «пористам», пошел на поводу у «черных», согласитесь, несерьезно. Говорить же о боязни неких властных кругов перед обновлением элиты можно лишь опосредованно. Круги эти, по сути, боятся не обновления, а распорошивания голосов на парламентских выборах 2006 года. Не секрет, что электоральное поле «Поры» не то что соприкасается с полем новосозданного «Народного Союза «Наша Украина», оно напрямую находится в нем. Этакий политический анклав, с которым, как и с географическим, проблем не оберешься. Собственно, об этом и говорят Стецькив, Павленко, Каськив, размышляя о смене элит. Просто делают это аккуратно, дипломатично. Ссориться ведь с новой властью, к завоеванию и становлению которой ты имеешь непосредственно отношение, тоже негоже.

Можно, конечно, в обмен на регистрацию заключить некое коалиционное соглашение, предписывающее «Поре» идти на выборы исключительно в блоке со своими старшими товарищами (найти какую-нибудь юридическую лазейку для регистрации партии задним числом, откровенно говоря, дело техники). Сегодняшнее выступление Зварыча, неожиданно поднявшего уже подзабытую тему, косвенно это подтверждает. Но тогда, во-первых, появляются дополнительные проблемы с формированием избирательных списков, которые, как известно, не резиновые, с учетом добавившейся силы. Во-вторых, закаленному в политических баталиях старшему поколению политиков может быть тяжело поверить в то, что соответствующие договоренности будут соблюдены. Что поделаешь, не принято это в политике. А ведь молодость (даже политическая), как известно, склонна к максимализму и нонконформизму. Наконец, в-третьих, у всех перед глазами уже есть опыт одного провластного мегаблока, который при первом удобном случае распался на множество частей и частичек, а потом и вовсе превратился в хаотическую массу.

Наконец, можно предположить, что виной всему действительно несерьезный подход организаторов партии, которые не удосужились соблюсти все предусмотренные законом нормы. С другой стороны, поверить, что у «Поры» со сбором каких-то двух тысяч подписей в 16 областях оказалось больше проблем, чем у какой-нибудь уже зарегистрированной Демократической партии венгров Украины или какой-нибудь «Украины соборной», тоже как-то тяжело.

А пока же в адрес «Поры» поступил первый сигнал со стороны новой оппозиции. 7 апреля народный депутат, председатель Союза молодежи регионов Украины Виталий Хомутынник заявил, что отказ Минюста регистрировать политическую партию «Пора» является «показательным примером сегодняшней политической свободы». В связи с этим молодой «регионал» предложил свой выход из ситуации – «если «Пора» примет решение о переходе в оппозицию к действующей власти, Союз молодежи регионов Украины готов к сотрудничеству с ней».

Пока что такая перспектива выглядит в лучшем случае фантастически, однако еще не вечер и чем черт не шутит. Особенно, когда речь идет об украинской политике.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам