Донецк: первый удар?

Все началось с утреннего сообщения, распространенного рядом информационных агентств, о том, что «сегодня к 10:00 председатель Донецкого областного совета Борис Колесников приглашен в Генеральную прокуратуру Украины для дачи показаний». Ничто не предвещало беды, если не учитывать острот циников о том, чем закончилась прошлая история с такой завязкой. Тем более что, помимо него, также были приглашены экс-губернаторы Донецкой, Харьковской и Луганской областей, а также председатель Луганского облсовета Виктор Тихонов и сопредседатель фракции «Регионы Украины» Раиса Богатырева.
В связи со списком участников процесса было сделано предположение, что в ходе допросов будут обсуждаться вопросы, связанные с событиями, происходившими в Северодонецке в ноябре 2004 года. Любопытно, что, согласно сообщению агентства «ЛИГА», в пресс-службе ГПУ эту информацию не подтвердили, но и не опровергли. Как сообщалось, руководитель пресс-службы ГПУ Вячеслав Астапов отметил, что решение о проведении допроса принимает следователь, и пресс-службе ГПУ об этом не сообщают.

Уже после полудня сайт «ForUm» со ссылкой на пресс-секретаря главы донецкого облсовета Елену Бондаренко сообщил о том, что Колесников задержан в Генпрокуратуре. По ее словам, «после 3,5 часов ожидания советнику Колесникова по правовым вопросам позвонил следователь, который ведет это дело, и сказал, что Колесников задержан. Колесникову требуется адвокат».

После того, как дело приняло такой оборот, около 20 народных депутатов от фракции «Регионы Украины» выехали в Генеральную прокуратуру для того, чтобы получить информацию о том, что же все-таки стало поводом для ареста Бориса Колесникова, о чем сообщил все тот же «ForUm» со ссылкой на народного депутата Виталия Хомутынника.

Дальше сообщения понеслись, словно с полей. Сначала пресс-секретарь Колесникова Елена Бондаренко, сообщила, что он задержан на 72 часа в Министерстве внутренних дел, якобы по статье, которая отличается от статьи по сепаратизму и федерализму.

Далее пошли комментарии. Первым оказался лидер Партии регионов, экс-премьер-министр и экс-кандидат в президенты Украины Виктор Янукович, который, прибыв к зданию Генпрокуратуры с соратниками, назвал арест Колесникова политическим заказом. «Сегодня общество не верит в то, что в Украине господствует закон», – отметил Янукович.

Уже после встречи со Святославом Пискуном Янукович сделал еще ряд заявлений, подчеркнув, что разговор этот носил официальный характер и происходил в присутствии депутатов. «Колесникова вызвали в Генпрокуратуру в связи с вопросом по сепаратизму, а сейчас идет разговор о том, что это новое уголовное дело – это политический заказ, и мы будем дальше выяснять все обстоятельства и делать все для того, чтобы его освободили из-под стражи, потому что это человек, который не представляет никакой опасности для общества», – сказал Янукович.

Также он сообщил, что сейчас он сотоварищи будет обращаться в МВД и в суд. «Мы будем делать так, как этого требует закон, хотя сегодня мы видим, что закон в государстве не работает, – подчеркнул экс-премьер. – Сегодня общество запугано и фактически не верит, что в стране господствует закон… Если сегодня в стране нельзя говорить правду и за правду люди должны отвечать… и такими способами работает власть, тогда надо ответить нам, что это за государство?».

Кроме того, Янукович напомнил, что тоже «был на том съезде в Северодонецке и высказывал свою точку зрения по поводу будущего Украины», его не вызывали по этому делу, хотя он публично заявляет о своем отношении к этому вопросу. «И я сейчас хочу сказать, что будущее Украины – в возможностях регионов себя реализовать, а это – тема федеральная. Эта система не работает на разъединение, а наоборот – объединяет людей вокруг той разнообразной культуры, которая есть в каждом регионе, и экономические возможности которых сейчас не используются. Так почему мы не должны об этом сейчас говорить?!», – спросил Янукович.

При этом он сам ответил в том ключе, что «все эти вопросы решает украинский народ, которому… принадлежит власть в государстве. И если этот вопрос как-то и надо решать, то выносить на всенародный референдум; и таких вопросов в государстве накопилось очень много». «Достаточно ли будет мужества у власти или нет пойти на принятие закона о референдуме – это покажет время. Но необходимость в этом уже перезрела. Напряжение в обществе увеличивается, а вопрос не решается», – заключил Янукович.

Следующим заявление сделал председатель политической партии «Держава», бывший Генеральный прокурор Украины Геннадий Васильев. Его текст был опубликован опять-таки на сайте «ForUm». В нем экс-прокурор также утверждает, что «задержание Генпрокуратурой председателя Донецкого облсовета Бориса Колесникова, обвинения в сепаратизме, выдвинутые против ряда народных депутатов Украины и бывших губернаторов Харьковской, Луганской областей – это политическое преследование». В качестве аргументов он привел тот факт, что «первые признаки проявления сепаратизма были зафиксированы на Западе Украины, где после второго тура выборов президента в ноябре прошлого года сессии местных Советов в нарушение требований Конституции создавали свои исполнительные органы, волевым порядком переподчиняли себе подразделения МВД и СБУ, отказывались подчиняться представителям центральных органов власти. Тем не менее, таким фактам должная правовая оценка не дается, уголовные дела по этим фактам не расследуются, что подтверждает политический характер подобных обвинений».

Все это позволило Васильеву также сделать вывод о том, что «идет откровенная зачистка оппонентов действующей власти под парламентские выборы 2006 года».

В завершение он указывает: «Партия «Держава» тоже, как и обвиняемые лица, выступает за федеративное устройство Украины. В связи с этим я официально заявляю, что как лидер партии не считаю для себя приличным прятаться за спины единомышленников и готов разделить участь каждого, кто преследуется за эту идею».

При этом Васильев уточнил, что он не против, чтобы подобное заявление расценивалось «как вызов Генеральной прокуратуре в ответ на ее противоправные действия».

Еще одно мнение выразил один из тех, кого собиралась допрашивать Генпрокуратура, бывший глава Харьковской облгосадминистрации, лидер партии «Новая демократия» Евгений Кушнарев. По его мнению, санкцию на задержание Бориса Колесникова давала высшая власть. «Я никогда не поверю, что Генпрокуратура сама решала этот вопрос без санкции высшей власти», — сказал он агентству «Интерфакс-Украина» в среду.

По мнению Кушнарева, задержание людей, которые «не голосовали за лозунги оранжевой революции» является одним из методов «давления и запугивания оппозиции». Однако, по его мнению, это может привести к сплочению оппозиции. «Но я думаю, что власть получит совершенно обратный эффект, такие действия только сплачивают оппозицию, мы это знаем по примерам из прошлого, когда попытки расправиться с лидерами оппозиции только делали их в глазах людей героями», — сказал он.

В половине пятого пресс-служба народного депутата, члена фракции «Регионы Украины» и вовсе озадачила наблюдателей заявлением о том, что задержание председателя Донецкого облсовета не связано с событиями, происходившими в Северодонецке в ноябре 2004 года. Впрочем, это заявление подтверждало информацию, опубликованную ранее Еленой Бондаренко. По словам же депутата Шкири, Колесникова задержали сотрудники МВД по какому-то другому делу. По какому именно, депутаты-«регионалы» до сих пор пытаются выяснить в Генеральной прокуратуре. При этом Шкиря также поведал, что генпрокурор якобы не знал о действиях правоохранительных органов, о чем он сообщил им лично.

Вслед за Генпрокуратурой об отсутствии информации по этому вопросу заявил и департамент по связям с общественностью МВД, который сообщил, что не располагает информацией о том, был ли задержан Борис Колесников органами милиции.

Вместе с тем, один из его адвокатов Андрей Федур (которого, по его словам, защищать интересы Колесникова попросили его родственники) сообщил, что он якобы находится в городском управлении МВД. При этом он заявил: «Само задержание является незаконным, поэтому первое, что я буду сейчас делать – это опротестовывать само задержание. Первое, что сейчас необходимо, – это протокол задержания». «Я уже проходил это много раз и вижу, что это та же самая ситуация», – сказал Федур, и подчеркнул, что именно поэтому ему необходим протокол его задержания, который ему по закону должны были вручить. «Я познакомлюсь с этим протоколом, и я почти уверен, что у меня будут все основания обращаться в суд и опротестовывать это задержание», – заключил Федур и отказался предоставлять какую-либо другую информацию.

Между тем, свое мнение по происходящему уже успел высказать российский политолог, президент Института национальной стратегии Станислав Белковский. В своем комментарии «APN» он заявил: «Борис Колесников – это ключевой партнер Рината Ахметова, куратор всех его политических и медиа-проектов и одна из центральных фигур донецкой политической элиты. Поэтому арест Колесникова – это, безусловно, прямой и серьезный удар не только по Ринату Ахметову, но и по Донецкому региону как политическому субъекту». По его мнению, этим арестом новая украинская власть стремится нейтрализовать человека, который мог сыграть ключевую роль в подготовке оппозиции к парламентским выборам 2006 года.

Вместе с тем, по мнению политолога, окружение Виктора Ющенко показывает, что не собирается договариваться с теми, кто на президентских выборах поддерживал Виктора Януковича.

«Кроме того, я не исключаю, что в аресте Колесникова могли быть заинтересованы конкуренты Рината Ахметова, контролирующие часть экономики Донецкого региона. Безусловно, дело против Колесникова будет политическим по сути, хотя власть попытается представить арестованного обычным уголовным преступником. Насколько мне известно, Колесников был вызван на допрос в Генеральную прокуратуру Украины по делу о сепаратизме, однако задержан почему-то по обвинению в вымогательстве», – сказал Белковский.

В аресте Колесникова политолог увидел две тенденции: «Тенденция первая – опасаясь поражения «Нашей Украины» на выборах-2006, окружение Виктора Ющенко постарается сделать все возможное для уничтожения политической субъектности региональных элит востока и юга страны. На достижение этой же цели будет направлена и территориальная реформа, предполагающая ликвидацию ныне существующих областей и замену их на 76-78 административных округов, главы которых будут назначаться из Киева. Тенденция вторая – команда Ющенко готова опираться на крупных бизнесменов «кучмисткого» призыва в борьбе со сверхкрупными. Например, на Индустриальный союз Донбасса в противостоянии с Ринатом Ахметовым, группу «Приват» в войне с зятем Кучмы Виктором Пинчуком и т.д.».

Наконец, по мнению Белковского, скандал с Колесниковым будет иметь определенное мобилизующее воздействие на существующие политико-экономические элиты регионов востока и юга Украины. «Теперь этим элитам ясно, что договориться с Киевом о сохранении статус-кво «позднекучмистского» периода не удастся ни при каких обстоятельствах», – сказал Белковский.

Обратим внимание на тот факт, что обвинение в вымогательстве впервые появилось именно в размышлениях российского политолога. Впоследствии его подтвердил Андрей Федур, заявивший, что никаких обвинений Колесникову не выдвинуто, однако он задержан как подозреваемый в совершении преступления, предусмотренного ст. 189 ч.4 Криминального Кодекса Украины («Вымогательство, которое причинило ущерб в особо крупных размерах, или совершенное организованной группой, или с причинением тяжелых телесных повреждений» – карается лишением свободы на срок от 7 до 12 лет с конфискацией имущества – ред.).

Также окончательно стало известно место пребывания опального чиновника. Это изолятор временного содержания УМВД Украины в Киеве по адресу Косогорского, 7. Именно туда заходил адвокат Андрей Федур, и туда же чуть позже вошла группа народных депутатов от фракции «Регионы Украины».

Впрочем, не одни они. Как сообщил «ForUm», среди вошедших был также народный депутат, зампредседателя СДПУ(о) Нестор Шуфрич, который в интервью журналистам подчеркнул, что они приехали для того, чтобы посмотреть, в каком состоянии находится Борис Колесников. «Мы готовы ручаться за него. Требуем его немедленного освобождения!», – отметил депутат. Также, по словам Шуфрича, «они (в смысле органы правопорядка – авт.) еще сами не определились, что придумать, чтобы его задержать: сепаратизм, вымогательство или хищение».

Еще одной версией, появившейся в последний момент, стало то, что задержание Колесникова связано с обращением в 2003 году бывшего руководителя фонда «Золотой скиф» Константина Воробьева с жалобой на Колесникова в Генпрокуратуру, в которой он сообщал о якобы высказанных Колесниковым угрозах его безопасности. Однако бывший руководитель благотворительного фонда Константин Воробьев не смог ни подтвердить, ни опровергнуть информацию, о чем сообщил «Остров».

Согласно последним сообщениям, сейчас с Борисом Колесниковым работает его адвокат. Вместе с тем народный депутат Татьяна Бахтеева в интервью журналистам сообщила, что она 12 лет является лечащим врачом Колесникова, и у нее есть некоторые опасения по поводу состояния его здоровья и возможных проблем с обострением хронических заболеваний.

В то же время, как сообщает агентство «Интерфакс-Украина», возле дома Колесникова в центре Донецка стоят два автомобиля и 14 сотрудников «Беркута». Правоохранители отказываются что-либо комментировать журналистам. Однако очевидцы сообщили, что ранее в здание входили люди в камуфляже и черных масках. В то же время, в правоохранительных органах не подтверждают информацию об обыске в доме Колесникова.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам