Дело техники

Их всего четверо, но и этого достаточно для того, чтобы говорить об атаках на спикера Владимира Литвина и внутренних проблемах коалиции победителей. Речь идет о претензиях на кресло вице-спикера, оставшееся вакантным после того, как Александр Зинченко перешел на работу в Госсекретариат и сдал мандат народного депутата. В общем, снова решается вопрос о власти, но уже в парламенте.
Должность в президиуме ВР должна стать компенсацией для тех героев революции, которые были «обижены» на первом этапе кадровых поощрений. В числе неудовлетворенных, например, оказалась УНП Юрия Костенко, одна из партий-основательниц «Нашей Украины». В связи с этим Юрий Иванович совершил политический демарш, отказавшись вступать в блок «НА-НА» и решив участвовать в парламентской кампании самостоятельно. Это, естественно, резко снижает его шансы на поддержку в сессионном зале со стороны «оранжевых союзников». Конкурентами лидера Украинской народной партии будут Анатолий Матвиенко (представляет блок Тимошенко), лидер «Единой Украины» Богдан Губский и совершено неожиданно – Виктор Мусияка, которого лоббирует фракция Игоря Шарова.

Вкратце напомним процедуру утверждения заместителя спикера, чтобы ни у кого не возникало иллюзий по поводу легкости задуманной операции. Собственно говоря, процедурный момент в деле утверждения «вицика» – самый важный. И, как предполагают многие, ситуация быстро зайдет в тупик именно потому, что все упирается в технический вопрос. Просто в свое время спикер Литвин, ознакомившись с тонкостями регламента, смог провести через зал поправку, согласно которой, для того, чтобы голосование по избранию одного из членов президиума парламента считалось легитимным, бюллетени для голосования должны взять на руки не менее 300 депутатов (раньше было 226). Понятное дело, что обеспечить поддержку 2/3 парламента задача чрезвычайно сложная, особенно в условиях «плавающего» большинства и скрытых противоречий в лагере победителей. Поэтому очередная попытка избрать сменщика Зинченко рискует окончиться ничем: нет такого кандидата, который мог бы «на раз» обеспечить себе такую же поддержку, как и проект конституционной реформы. Это уже стопроцентно ясно, благодаря особой позиции коммунистов и объединенных социал-демократов.

Фракция КПУ. Леонид Грач уже заявил, что фракция коммунистов не будет принимать участие в голосовании по кандидатуре вице-спикера до тех пор, пока все депутаты-совместители не сдадут свои мандаты. Такая позиция – прелюдия к пакетному голосованию, к которому склоняются «комми». Они намерены – как представители оппозиции – претендовать на парочку освободившихся комитетов ВР. Например, по вопросам СМИ или бюджета, которые до сих пор ревностно «охраняют» их прежние руководители – Николай Томенко и Петр Порошенко. А просто тупо «слить» голоса в поддержку креатуры БЮТ или тем более УНП коммунистам не с руки. Сразу пойдут разговоры о соглашательской позиции и противоестественном альянсе КПУ и правых сил. Поэтому «комми» сразу выставили планку торгов – пакет должностей. По словам Леонида Грача, «пока не будут выполнены эти требования, мы не будем принимать участие в голосовании». Депутат также считает, что пакетное голосование позволит достичь баланса во ВРУ и определить обязательства каждой депутатской фракции. Он также подчеркнул, что место вице-спикера ВРУ, вместо сложившего полномочия Александра Зинченко, в любом случае должно оставаться за фракцией СДПУ(о).

СДПУ(о). Фракция, у которой больше всего прав на эту должность, широким жестом отказалась от претензий на кресло заместителя Литвина. Об этом журналистам сообщил лидер фракции Леонид Кравчук, который сказал: «Мы отказываемся от должности вице-спикера». Добавив, что именно поэтому голосование по этому вопросу фракцию «интересует очень мало». Вполне вероятно, что подобные заявления адресованы лично председателю парламента, которому предлагается оценить степень данной услуги: чем меньше человек принимает участие в голосовании, тем выше шансы избежать пакета, в котором сегодня пытаются «растворить» Владимира Михайловича. Выборы зама прямой угрозы для спикера не несут, а вот пакетное голосование чревато полной ротацией президиума. С другой стороны, хитрые эсдеки оставляют люфт для маневра: Кравчук не исключил, что во фракции СДПУ(о) будет объявлено свободное голосование по этому вопросу. Что буквально означает: обращайтесь с предложениями. Поскольку сразу три группы хотят поставить на место Зинченко своего человека, то ряд социал-демократов могут почувствовать себя влиятельными политическими фигурами. Еще один сигнал парламентское представительство СДПУ(о) послало сторонникам пакетного набора: если дележ пойдет по-взрослому, с включением комитетских должностей и оппозиции предложат какие-то комитеты, то СДПУ(о) определится в отношении голосования. «Если все будет как всегда, с нарушениями, мы не будем голосовать», – подчеркнул лидер фракции СДПУ(о). Иными словами, эсдеки готовы «замутить» трехходовую комбинацию: пакетное голосование (поддержка), неучастие в голосовании, частичная поддержка.

Регионы. Фракция «Регионов» пока не проявляет активности по кадровым вопросам. Что, в общем-то, неудивительно: своего представителя на пост вице-спикера у регионалов нет, а поддерживать открыто Анатолия Матвиенко или Юрия Костенко для них нелогично. Скорей всего, фракция будет голосовать в свободном режиме.

Итак, пока можно говорить, что три оппозиционные парламентские группы не имеют внятной точки зрения относительно голосования по сменщику Александра Зинченко. Фактически 135 парламентариев заняли позицию неопределенности, а значит, готовы вести переговоры и активно участвовать в торгах. Влияния на ситуацию они оказать не могут, поскольку 300 голосов может набираться и без них, но зато эти фракции могут помочь какой-то из групп, борющихся за кресло вице-спикера, обрести желаемое. Но ведь есть еще и ряд «мелких» фракций, вроде НДП или «Союза», которые используют все возможности для повышения своей парламентской себестоимости. Вот это уже сложность…

Теперь определим степень поддержки каждого из потенциальных сменщиков бывшего эсдека и экс-вице-спикера Александра Зинченко.

Юрий Костенко. Представляет фракцию УНП. Давно хочет занять кресло вице-спикера, поскольку считает, что достоин гораздо большего. При распределении портфелей в системе новой власти был обделен и никаких преференций от участия в деле «оранжевой революции» не получил. По этой причине находится в лагере «обиженных». Сильно напоминает Степана Гавриша, который обычно отказывался в пользу других сил от самых выгодных должностей. Похоже, что и Юрия Ивановича ожидает схожая политическая судьба: «как фанера над Парижем» называется. Публично никто из союзников не отказывается поддержать кандидатуру Костенко, однако на деле и фракция «Наша Украина», и, тем более, фракция Тимошенко вряд ли обеспечат Юрию Ивановичу необходимое количество голосов. У БЮТ есть свой кандидат, в «Нашей Украине» – тоже (но о его имени можно пока лишь догадываться). Остается СПУ, но социалисты, как обычно, будут играть в сложную игру «шеф появится в последний момент и вставит свои пять копеек». В этом случае лидеру УНП придется договариваться с оппозиционными фракциями, но для этого у него нет ни особого влияния, ни особых средств.

Богдан Губский. Выдвинут «Единой Украиной», которая сегодня активно демонстрирует свою поддержку и свою значимость для «оранжевой коалиции». Претендует на роль недостающего пазла при создании нового большинства. Однако, приобретение новых союзников требует немалых затрат – в данном случае кресла одного из спикерских замов. Кроме того, заявка «на кресло» – это, прежде всего, возможность участия в переговорах. Возможность снятия кандидатуры Губского с вице-спикерской дистанции будет обставлена как большая «жертва», за которую потребуется компенсация. И еще неизвестно, что проще для той же Юлии Тимошенко: торговаться с «единщиками» или договариваться с эсдеками, которые уже поддержали ее самый социальный бюджет.

Анатолий Матвиенко. Креатура блока Юлии Тимошенко. Имеет неплохие перспективы, учитывая активность, с которой все «неудовлетворенные» товарищи стремятся в пропремьерскую коалицию. Кроме того, Юлия Владимировна умеет так обставить дело, что бойкотирование (в случае чего) поддержки некоторыми несогласными товарищами из фракций власти кандидатуры Матвиенко будет представлено как предательство идеалов «оранжевой революции». Опять же Юлия Владимировна известна своим умением вести переговоры с оппозицией – с СДПУ(о), частью регионалов и коммунистов ей, в принципе, не проблема договориться. Так что, похоже, лишь у нее есть более-менее реальная возможность найти в сессионном зале 300 голосов.

Виктор Мусияка. Выдвинут группой «Демократическая Украина» Игоря Шарова, которая до недавнего момента склонялась к поддержке кандидатуры Анатолия Матвиенко, однако после вступления во фракцию экс-вице-спикера Мусияки, изменила свое мнение. У Виктора Лаврентьевича имидж умного, толерантного и профессионального политика, в его пользу говорит и опыт работы вице-спикером. Напомню, что Виктор Лаврентьевич уже занимал эту должность – в 1996-1998 годах. «В этом его преимущество перед другими претендентами», – считает Игорь Шаров, который пообещал, что фракция сделает все для того, чтобы Мусияка стал замом спикера парламента. Для «демократов» Мусияка – это, по большому счету, козырная карта, с помощью которой они надеются придать весомость своей новой группе. И еще одна деталь: Виктор Мусияка – это, по сути, та самая третья сила, поэтому его кандидатура может оказаться «объединяющей» для всех, кто заинтересован заполнить вакантное место в президиуме ВР.

Становится понятным, что кадровая пауза, связанная с выборами заместителя Литвина, когда-то закончится. Но вот чем? Вариант первый: набирается 300 голосов, но при этом включается система «пакет», особо опасная для Владимира Литвина. В эту игру могут сыграть внутренние оппоненты спикера, которых становится все больше – и в лагере власти, и в лагере оппозиции. Вариант маловероятный, но возможный.

Вариант второй. Находится 300 голосов (но без оппозиции), и они голосуют за одну их четырех кандидатур. Большинство не может получить никто, поэтому «повтор» неизбежен. Иными словами, «вице-спикериада» пройдет в несколько туров.

Вариант третий. Необходимой поддержки не наблюдается. Нет ручек – нет и печенья. Все остаются на своих местах…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам