Между прошлым и будущим

Где находится сейчас Аскар Акаев и каков его конституционный статус, так и неясно. Кроме того, непонятно, кто осуществляет власть в тюльпановой Киргизии: и.о. президента Курманбек Бакиев или новый, избранный в марте парламент страны, в котором три четверти мест получили сторонники и родственники Акаева. Все должно решиться 26 июля – в этот день в стране пройдут новые президентские выборы.

Правда, против их проведения уже выступили представители ОБСЕ, которые пытаются контролировать ситуацию в Киргизии. По мнению европейских наблюдателей, провести выборы через три месяца просто нереально: слишком мало времени остается на решение спорных вопросов таким образом, чтобы новую власть Киргизии могли признать легитимной в мире. Как можно выбирать нового главу государства, если прежний президент считает себя законно избранным и временно отсутствует в стране? Оппозиция поставлена перед правовой дилеммой: либо не обращать внимания на юридические помехи в виде «неотставки Акаева», либо добиваться переговоров с ним и просить подписать указ о добровольной передаче власти.

Напомним, что с помощью решения Конституционного суда оппозиция отправила президента Киргизии в отставку, мотивируя этот шаг бегством Акаева из страны. «Нам пока достоверно неизвестно, где он находится, но он уже покинул территорию нашей страны, и Конституционный суд дал квалификацию, что он уже не президент нашей страны», – заявила на пресс-конференции Роза Отунбаева, назначенная министром иностранных дел республики. В общем, нет президента – нет и проблемы.

Однако, она все же есть: Акаев не собирается так просто сдаваться, своего увольнения он не признал и обратился к народу очень современным способом – по электронной почте. Его заявление передало центральное информационное агентство «Кабар». Если коротко, то его содержание выглядит так: «Слухи о моей отставке сильно преувеличены». Отставник расценивает события в Киргизии как государственный переворот и заявляет, что сдавать пост не собирается. И пока события развиваются в пользу бывшей власти: толпы мародеров все прибывают в Бишкек, от которого скоро не останется и камня на камне. Новое правительство пока не в состоянии мирно урегулировать ситуацию, но, с другой стороны, у новой власти нет возможности и действовать силой. Так, в столице не был введен комендантский час, никто не знает, как навести порядок на улицах, которые пустеют с наступлением темноты. Иными словами, оппозиция, которая организовала акции народного протеста и способствовала прибытию воинственно настроенных людей из регионов в Бишкек, теперь не в состоянии вернуть их обратно.

Корреспонденты киргизского агентства «Фергана.Ru» провели опрос оппозиционеров, задавая им вопрос, собираются ли те домой. Почти все митингующие ответили, что они никуда не уедут. По их словам, они собираются заходить в квартиры к горожанам и уверены, что их «приютят». Более того, по сообщениям агентств, с юга на Бишкек надвигаются новые толпы селян. Это означает, что «революция тюльпанов» не окончена и противостояние будет продолжаться. Координатор силовых структур Киргизии в новом правительстве Феликс Кулов также считает, что «революция в Киргизии по-настоящему еще не началась». Такое заявление он сделал в интервью французской «Liberation». По его словам, «произошедшее в Киргизии напоминает ситуацию, когда мать оставляет своих детей на попечение более энергичного старшего брата». Кулов отметил, что, в отличие от украинской и грузинской, слабая и разрозненная киргизская оппозиция не была готова взять власть в свои руки. По мнению оппозиционного лидера, ситуация, сложившаяся в Киргизии после переворота, далеко не ясна, однако возврата к прошлому быть уже не может. Похоже, что затягивание и искусственное поддержание революционного огня выгодно тем представителям протестных сил, которые намерены временную власть превратить в постоянное место работы уже в июле, когда намечено проведение президентских выборов. Без народной поддержки, без голоса улицы добиться убедительной победы невозможно – это показали выборы и в Грузии, и в Украине.

Кстати, многие эксперты признавали, что основным отличием «тюльпановой революции» от акций в Тбилиси и Киеве является ее стремительность. Если в Грузии или в Украине для победы оппозиции и установления новых демократий народу потребовалось около двух месяцев (палатки, костры на площади, многонедельные митинги протеста, оккупация властных зданий), то в Киргизии события развивались молниеносно. Но теперь выясняется, что быстрых и легких побед не бывает, и осталось много вопросов: легитимность новой власти, законность отставки президента Акаева, приостановление мародерства, эффективность действий правоохранительных структур. Все-таки число «жертв» революции уже достигло почти 300 человек: именно столько поступило в лечебные учреждения Киргизии, почти 150 госпитализировано. Это и неудивительно, учитывая, что творится на улицах столицы Киргизии последнюю неделю.

На этот раз на улицы вышли сотрудники милиции, которые отстреливаются от мародеров. Пока в воздух. «В некоторых случаях нам приходится применять оружие, но пока наши сотрудники стреляют в воздух, чтобы отпугнуть их», – сообщил «Интерфаксу» источник в МВД Киргизии. По его словам, мародеры и группы бесчинствующих молодых людей пытаются врываться в магазины, кафе и рестораны в разных районах Бишкека. Так, с трудом удалось отбить ЦУМ, который охраняли около 300 дружинников и 10 милиционеров. Около 2000 человек, в основном молодежь 16-17 лет, с палками и бутылками пошли на штурм оцепления. Отступить толпу заставила только стрельба в воздух. Люди с криками направилась в другой район, благо на пути было много более мелких магазинов. Источник в МВД не подтвердил и не опроверг сообщения о том, что толпа ворвалась в здание Дома правительства, где заседает Координационный совет, и учинила там погром. Очевидцы сообщают, что около Дома правительства шел митинг, участники которого ждали прибытия к ним представителей новых властей страны. Захват был спровоцирован выступлениями пьяных ораторов, недовольных тем, что и.о. президента не выходит к митингующим. Участники митинга, смяв дружинников, охранявших здание, ворвались в него.

Мы уже писали о том, что «небархатность» акций протеста в Киргизии является одним из принципиальных отличий от «оранжевой» или «розовой» революций, произошедших в последний год на постсоветском пространстве. Но есть и еще один аспект: от того, насколько эффективно и мирно пройдет урегулирование горячей ситуации, зависит не просто успех киргизской «революции тюльпанов» – в противном случае ее признают переворотом с кровавыми последствиями. Суть в том, что тот из лидеров оппозиции, который сумеет взять под контроль ситуацию и ввести революционный процесс в русло легитимности, и будет иметь больше шансов занять пост президента Киргизии. Пока на этот политический успех рассчитывают координатор силовых структур и бывший политический узник Феликс Кулов, а также нынешний и.о. президента Бакиев, поднявший, собственно, «тюльпановое восстание».

Понятно, что лидер оппозиции вовсе не стремится передать полноту власти Кулову, который хоть и является фигурой политически известной и авторитетной, но все же не приложил руку к организации процесса по смещению старой акаевской власти. Поэтому Бакиев предпринял попытку поставить на все силовые министерства своих людей, прекрасно понимая, что нынешнюю ситуацию в Киргизии невозможно контролировать без реальной опоры на силовиков. Но пока силовики остаются под патронатом Кулова, который уже распорядился выдать милиционерам табельное оружие. Чем активней и действенней будет вести себя главный силовой контролер, тем выше будет его авторитет среди избирателей, которые после недели мародерства особо будут ценить порядок и стабильность, предложенные одним из кандидатов в президенты. Его вероятный соперник на выборах 26 июля 2005 года Курманбек Бакиев выбрал другую тактику: он обвинил в организации беспорядков на улицах Бишкека и в южных регионах бывшего президента Акаева и его окружение.

«Акаевские люди специально организовывали провокации, чтобы дискредитировать народно-освободительное движение», – заявил и. о. президента. По его словам, в колонны демонстрантов специально, согласно плану, были внедрены представители криминала, в том числе выпущенные из тюрем женщины: «Провокаторы пытались разгромить здание Службы национальной безопасности, растащить архивы и базы данных…». Но при этом новая власть в лице Бакиева гарантирует безопасность беженцу Акаеву, если тот вернется в страну. Хотя до сих пор точное местонахождение президента Киргизии неизвестно: по некоторым данным, его самолет совершил посадку на одном из военных аэродромов Казахстана, и беглый лидер с семьей живет в резиденции президента соседнего государства. По другой версии, убежище Акаеву предоставила Россия, и президент РФ Владимир Путин подтвердил, что Россия готова поддержать Аскара Акаева.

Пока же в Киргизии создана специальная парламентская комиссия для переговоров и встречи Акаева, который формально остается главой государства. В эту структуру вошли представители всех политических сил, ее задача – урегулирование обстановки в стране, в том числе и с помощью решения «президентского вопроса». На самом деле, Акаев сегодня является одной из политических карт, разыгрываемых оппозицией, в частности, и.о. президента Бакиева. Если ему удастся провести переговоры с Акаевым, гарантировать ему безопасность и договориться о сотрудничестве в новой системе координат с представителями акаевских сил, то нынешний и.о. вполне может считать себя победителем новых президентских выборов. Более того, он сможет опираться как на поддержку Запада, которому принципиально важно законодательное обоснование победы киргизской демократии, так и Москвы, под опекой которой сегодня находится «старый» президент и которая, таким образом, сохранит частичное влияние на события в этой части постсоветского пространства.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам