Неуловимый Джо

Парадоксально, но в парламенте образовано то ли проправительственное, то ли пропрезидентское большинство, в которое вошли 376 народных депутатов. Именно столько «кнопокодавов» проголосовали за социальную коррекцию бюджета на 2005 год. Почти такой же результат был достигнут в Верховной Раде 4 февраля, во время утверждения Юлии Тимошенко премьер-министром. Тогда Юлию Владимировну поддержали 375 народных избранников (если учитывать заявления типа «моя карточка не сработала, но мысленно я был с Тимошенко»). И коммунисты, и социалисты, и даже эсдеки, не говоря уже о задумчивых «единых нашеукраинцах», ничего не смогли возразить против повышения зарплат и пенсий. А где же оппозиция?
Она, как всегда, с народом. Против бюджета в открытую голосовали лишь представители двух экс-премьерских фракций: Виктора Януковича («за» только три депутата: Горбаль, Круглов и Хара) и Партии промышленников и предпринимателей Анатолия Кинаха («за» 5 из 17). Видимо, они и есть оппозиция. Хотя первого вице-премьера Кинаха в разряд оппозиции занести трудно. Наверное, у него просто особая позиция по бюджетному вопросу. Два принципиальных голосования, и дважды чистую победу одержала Юлия Тимошенко. Не будем лукавить, говоря о высоком кредите доверия, выданном новому президенту. Виктор Ющенко как раз достаточно осторожно высказался о предстоящей коррекции бюджетного документа. Правда, дал понять, что поддерживает позицию премьера.

Интерпретация результатов голосования позволяет сделать вывод о том, что только донецкие с трудом, но пытаются формировать оппозиционный имидж. Эсдеки не спешат как Гюльчатай показать свое оппо-личико. Только лидер СДПУ(о) Виктор Медведчук почти регулярно информирует об ошибках, допущенных новой властью. Такая идиллия получается, что хоть заноси Украину в книгу рекордов Гиннеса по уровню поддержки власти народом (парламент как бы выражает его интересы). Оппозиция пока существует в форме неуловимого Джо из одноименного анекдота. «А почему его никто не ловит? Так кому он нужен!». И что, эта идиллия продлится вплоть до парламентских выборов, которые должны пройти в марте 2006 года? Неужели из 126 партий только две – регионалы Януковича и промышленники Кинаха – станут оппонировать власти? Существует несколько вариантов объяснения причин подобного единодушия парламента. Во-первых, сказываются последствия политической травмы, полученной провластными силами во время «оранжевой революции». Многие впервые увидели, что такое реальное давление народных масс на представительские органы власти. Мало кто предполагал, что такое возможно в Украине. Оказывается, возможно. А власть не думала о проигрыше. Но проиграла. Воспоминания о революции сублимируются в политические кошмары и тормозят становление оппозиции. Вдруг опять все начнется с начала?

Во-вторых, оппозиционная модель деятельности глубоко чужда политическим деятелям, которые специализировались на обслуживании власти. В лучшем случае, они могли организовать лоббирование на подковерном уровне с элементами публичности. Не более того. Сказанное, естественно, не касается коммунистов, которые никогда не были во власти, но достаточно неплохо научились использовать свою позицию с пользой для себя.

В-третьих, никогда у оппозиции не было столько собственности и, естественно, большого бизнеса. Никто не стремится повторять судьбу опального российского олигарха Бориса Березовского. А ведь у нас оппозиция, которая планирует взять реванш на парламентских выборах, является по своей сути олигархической. Поэтому в настоящее время идет не политическая, а экономическая борьба. Правительство с азартом гоняет олигархов, они огрызаются, пытаются защитить свои экономические и приватизационные интересы, но не рискуют переносить войну в политическую плоскость. Вы почитайте заказные материалы, которые в последнее время буквально заполонили масс-медиа. Обычно они строятся по следующей схеме: правительство и президент хорошие, но необходимо глубже и тщательнее разобраться в проблемах облэнерго, НФЗ, рудпромов и так далее. Медиа-война постепенно перерастает в судебную, а затем, когда товарищи поймут, что все равно придется расставаться с собственностью, начнется политическое противостояние. Пока оппозиция действует по классической лоббистской модели: организует информационное и судебное давление на новую власть.

В-четвертых, достаточно большую популярность приобрела концепция «пассивной оппозиционности». Смысл ее сводится к тому, что особо дергаться не надо. Нужно президенту, чтобы премьером стала Тимошенко? Пожалуйста. Пусть потом сам с ней разбирается. Нужно принять бюджет, который еще более социален, чем финансовый план, принятый перед президентскими выборами правительством Виктора Януковича? Да нет проблем. Подождем до осени, когда станет ухудшаться экономическая ситуация и начнется рост цен на энергоносители. Пассивная оппозиционность базируется на том, что новая власть сама себя дискредитирует. Надо лишь продержаться до парламентских выборов, а там все станет на свои места. Определенный смысл в такой стратегии есть. Не вступать в открытую конфронтацию, а вести экономические бои местного значения. Такой режим деятельности более привычен для украинских олигархов. Кроме того, у власти возникает иллюзия отсутствия врагов. Все получается. Да, пока все получается. Только вспомните Бориса Абрамовича, которого вытолкнули в эмиграцию. Человек ищет любую возможность, чтобы нагадить… напомнить о своем существовании. Не исключено, что, посидев еще некоторое время в засаде, олигархи поймут: договориться не удастся. И это ускорит процесс формирования политической оппозиции. Виктор Пинчук и Виктор Медведчук по-прежнему работают по двенадцать часов в сутки. Они привыкли мыслить в общегосударственном масштабе. Рано или поздно, но их активность проявится.

Ускорить переход экономической оппозиции в политическую плоскость может осознание простого и неприятного факта: после парламентских выборов начнется вторая волна антиолигархической зачистки. То, что происходит сегодня, – это так, проба пера. Новая власть вынуждена отвлекаться на дополнительный раздражитель – парламентские выборы. Создавать единую партию власти. Решать проблемы со своими союзниками. Искать пути объединения их довольно разнородных интересов. Не случайно же административно-партийный вице-премьер Роман Безсмертный заговорил о том, что президент Виктор Ющенко может возглавить избирательный список «нашеукраинской партии». Иначе не получается объединить в одно целое спикера Владимира Литвина и премьера Юлию Тимошенко. Идет болезненный процесс ассимиляции национал-патриотических сил в нечто более «удобоваримое», поскольку новую партию власти должны воспринимать и на западе, и на востоке страны. А тут еще и конституционная реформа. Пока от нее не найдено противоядия.

Поэтому наиболее вероятен следующий сценарий развития событий. До середины лета все будет более или менее спокойно. Затем начнется чреда кризисов: зерновых, инфляционных, бензиновых. Экономическая оппозиционность трансформируется в политическую со всеми вытекающими последствиями. Не стоит забывать еще об одном моменте: 31 марта 2005 года начинается сезон парламентской неприкосновенности. В соответствии с Конституцией, президент не может за год до выборов распустить Верховную Раду. Поэтому число политических оппозиционеров станет расти. Чем хуже будет экономическая ситуация, тем больше их будет. Критиковать всегда проще, чем созидать.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам