Преемник

24 марта был избран новый председатель фракции «Наша Украина», переименованной в «Народный союз «Наша Украина». Практически на безальтернативной основе им стал Николай Мартыненко. Почему на безальтернативной? Да все ушли в Кабмин. На хозяйстве из вменяемых депутатов остался один лишь Мартыненко. Фракцию могла бы возглавить и Вера Ульянченко, но она пока не собирается перебираться в парламент из Секретариата президента. Журналистам «Кіевского Телеграфа» удалось пообщаться со свежеизбранным преемником Ющенко.


— Николай Владимирович, как так получилось, что вы – до последнего времени непубличный политик – возглавили фракцию «Наша Украина»?

Наверное, я остался единственным из «живых» уполномоченных фракции «Наша Украина». А если серьезно, то комментировать этот вопрос можно в нескольких аспектах. Я никогда не стремился в исполнительную власть. И когда говорят, что я хотел получить какие-то должности, то эта информация не соответствует действительности. Вы не найдете ни одного человека, который смог бы это подтвердить. Я решил остаться работать в парламенте. С прицелом на то, что мы должны, наряду с активным партийным строительством, эффективно работать и в ВР, выходить на нормальные позиции в преддверии выборов-2006. С другой стороны, мы должны создать основу для поддержки президента в Верховной Раде, выполняя те задачи, которые ставили перед собой во время избирательной кампании.

Что же касается фракции, то она уже переформатирована: самостоятельной дорогой пошла Украинская народная партия. Но это был ожидаемый шаг. Кроме того, расформировали себя группы, составлявшие костяк нашей фракции – «Разом», «Солидарность», ПРП. Они прекратили свою деятельность в связи с состоявшимся учредительным съездом партии «Народный союз «Наша Украина». Таким образом, фракция сегодня насчитывает более 80 депутатов (цифра эта весьма условна, потому что постоянно идет пополнение, регистрируются новые списочники). С нами осталась партийная группа Народного Руха Украины. С НРУ у нас полное взаимопонимание по поводу стратегии дальнейших действий. Мы планируем совместно эффективно работать на протяжении нынешнего года.

— Как в партийной фракции может существовать еще одна партийная группа?

У нас не партийная фракция. Это фракция блока Виктора Ющенко. Есть две партийные группы – «Народный союз «Наша Украина» и НРУ. Это не противоречит регламенту Верховной Рады.


— Виктор Ющенко на учредительном съезде сказал, что у его партии будет два союзника: блок Юлии Тимошенко и Народная партия спикера Владимира Литвина. А уже через неделю президент сократил количество союзников до одной «единицы». Кого он оставил – Тимошенко или Литвина?

Уверен, что решение о формате нашего участия в избирательной кампании будет приниматься ближе к ее началу. По последним социологическим данным Центра имени Разумкова, если бы на выборы отдельно шли «Наша Украина», БЮТ, СПУ и другие партии, то мы бы набрали более 30%, блок Тимошенко – 5,5%, по 4,5% досталось бы коммунистам и социалистам, а Партия регионов может собрать более 17%. И если на основе этой информации принимать решение, то «Нашей Украине» было бы выгодно участвовать в парламентской кампании самостоятельно. Какая будет конфигурация накануне 2006-го, зависит от того, насколько удачно мы отработаем нынешний год, сумеем ли завоевать симпатии избирателей, сохранить высокий кредит доверия, выданный народом новой власти. На сегодняшний день мы видим в рядах наших союзников и БЮТ, и Народную партию Владимира Литвина, и другие структуры. Однако окончательное решение о конфигурации блока будет принято не сейчас. Очевидно, Виктор Андреевич высказал на съезде свое предложение о том, кого бы он хотел видеть в блоке с «Нашей Украиной». Вполне объяснимо, что Ющенко назвал те силы, которые были рядом с ним во время президентской гонки. С этой точки зрения, я такой подход поддерживаю, но окончательное решение необходимо принимать, исходя из политической целесообразности такого объединения, на основании социологических данных.

— Социалисты уже заявили о намерении самостоятельно участвовать в парламентской гонке. Фракция БЮТ во главе с премьером тоже тяготеет к электоральной автономии. Намерены ли вы как-то противодействовать этим разъединительным тенденциям?

Пока я не вижу, чему следует противодействовать. Если некоторые партии примут решение идти на выборы отдельно от «Нашей Украины», то для нас это не станет трагедией. Мы спокойно и уверенно будем участвовать в парламентской кампании. Кроме того, еще раз подчеркну, что и мы, и наши союзники будем принимать решение о стратегии действий на выборах, исходя из достижения максимального результата в 2006-м году. Если говорим о блоке, то это будет совместный список из представителей партий, которые в него войдут. Я даже не акцентировал бы внимание на этом вопросе. Он не главный. Самая важная проблема – организовать в кратчайшие сроки структуру партии. Эта задача решаемая и, думаю, мы с ней справимся.

А результаты выборов будут зависеть от трех политических сил, которые представлены в правительстве – «Наша Украина», СПУ и БЮТ. И если мы хорошо сработаем на исполнительном уровне, то это положительно скажется и на избирательном процессе. Появится консолидирующий момент при принятии решения о создании блока.

— Какова стратегия действий вашей фракции в условиях, когда пропрезидентские силы сегодня не имеют реального большинства в парламенте? Удастся ли его создать за год до выборов? Или оно сегодня никому не нужно?

Собрать большинство в сессионном зале по тому или иному законопроекту несложно. Другое дело, что, по инерции мы еще работаем как оппозиционная сила и подбрасываем нашему правительству идеи, которые ведут к большим бюджетным расходам. В чем, на мой взгляд, главный недостаток большинства? Большинство – это поляризация, появление ярко выраженных оппонентов. Иными словами, опять возникнет противостояние меньшинства и большинства, которое уже было до президентских выборов.


— Вас не пугает, что во фракцию могут влиться чуждые ей по духу люди?

Мы об этом помним и наращиваем фракционную мощь осторожно, отдавая предпочтение качеству, а не количеству. Желающих войти в состав фракции достаточно много, но будем принимать в первую очередь тех депутатов, которые были нашими союзниками по работе в ВР и являются перспективными политиками.

— Какова будет численность вашей фракции?

Сформировать фракцию в количестве 100-120 депутатов не представляет труда.

— Нет ли опасности в том, что нынешняя правящая коалиция берет на себя обязательства, с которыми может и не справиться? Вы эти риски просчитываете?

Просчетом рисков непосредственно занимается правительство – это его задача. Но мы понимаем, что оппозиция будет цепляться за все наши минусы, связанные с формированием бюджета, социальными инициативами, последствиями принятых решений. Действительно, кабинет Виктора Януковича задал новому правительству довольно высокую планку. К концу пребывания Виктора Федоровича на посту премьера значительно возросли выплаты в социальной сфере, и сегодня мы вынуждены серьезно работать над этими вопросами. Кроме того, у нас еще есть и предвыборные обещания, которые надо выполнять. Опасность, о которой вы говорите, может возникнуть только в том случае, если парламент примет некачественный бюджет. Это – с одной стороны. С другой – надо прекратить забрасывать парламент законами, которые стоят больших денег. Нельзя этого допускать после принятия основного финансового плана.

— Надо ли увеличивать проходной барьер для партий на выборах до 5-7%?

Поднимать барьер до семи процентов, на мой взгляд, нельзя. Пять процентов – это нормальная цифра. И если будет внесено такое предложение, то я бы его поддержал. Благодаря такому шагу, в парламенте будет максимум 6-7 политических сил, которые довольно легко можно структурировать в большинство и оппозицию. Если оставить три процента, то в парламент может пройти свыше десяти политических сил, и его конфигурация будет расплывчатой.

— Допускаете ли вы, что избирательное законодательство будет изменено? Например, введена привязка к регионам в рамках пропорциональной системы?

Если исходить из мирового опыта, то можно выбрать три-четыре модели, которые могут быть применимы в нашем обществе. Но если мы приняли решение ввести пропорциональную систему – значит, надо идти по этому пути. К этому уже готово общество и политические партии. Не считаю целесообразным пересматривать избирательный закон и не думаю, что такая ревизия может сильно повлиять на результаты выборов.

— В президиуме ВР по-прежнему остается вакантным место вице-спикера. Есть ли смысл вообще заполнять эту вакансию? Может, пусть все останется как есть?

Смысл? Если не решить этот вопрос, то он постоянно будет поводом для спекуляций. И будут лишние проблемы в зале. Поэтому и место заместителя главы ВР, и вакантные места председателей комитетов надо заполнять. Это нужно делать в ближайшее время. Спикер Верховной Рады, мне кажется, больше других заинтересован решить эти вопросы без конфликтов.


— А у вас есть какие-то конкретные предложения по персоналиям?

Это предмет обсуждения. Мы обсуждали его, в том числе, на заседании президиума партии в прошлую субботу. Окончательное решение будем принимать на этой неделе.

— Но назывались ли какие-то фамилии от вашей группы? Можете ли вы окончательно рассориться с Костенко, если, допустим, он выдвинет свою кандидатуру, а «Наша Украина» ее не поддержит?


Маленький нюанс – мы с Костенко не ссорились. И ссориться не собираемся: мы с УНП за последние три года прошли нелегкий путь. Это надо ценить. У нас нормальные человеческие отношения. Но если вы имеете в виду стремление Юрия Ивановича занять должность заместителя спикера, то я это допускаю и к его желанию отношусь спокойно. Хотя могут появиться и другие кандидатуры.

— А как быть с руководством ряда стратегических комитетов: их следует отдать оппозиции, поделить среди своих или все оставить как есть? Надо ли принимать закон об оппозиции?

Все эти вопросы надо рассматривать после избрания нового состава Верховной Рады – в 2006-м году. Извините, но сегодня я оппозиции не вижу. И когда захожу в Кабмин, то там депутатов от так называемой оппозиции вижу больше, чем от фракций победившей коалиции. Я, будучи в оппозиции, в КМ не ходил – мне нечего было там делать. А нынешняя оппозиция в здании правительства почти что живет: проводит консультации, договаривается о чем-то. Поэтому, когда после выборов будет четко структурирован парламент, тогда и решится вопрос с большинством и оппозицией. И закон надо будет принять соответствующий, и отдать им четыре стратегических комитета – бюджетный, регламентный, информационный и правоохранительный. Сейчас смысла в этом нет. С другой стороны, сегодня, назначая новых глав комитетов, нам надо будет учитывать и интересы других фракций. Кто примет в этом участие, мне сегодня сказать трудно. Но для результативного голосования необходимо 226 голосов, и, значит, необходимо искать компромиссы. Это и будет делаться.

— Уже звучат обвинения в том, что ваша партия создается сверху, при помощи пресловутого админресурса. Эти обвинения имеют под собой почву?

Сегодня есть масса желающих записаться в нашу партию, и среди них немало «перекрашенных». Если мы полностью откроем двери, то эти люди в ряде регионов смогут получить большинство в местных органах власти. И перед выборами мы столкнемся с серьезной проблемой. В этом плане административные рычаги будут работать, потому что надо поставить какие-то защитные фильтры. Вы знаете, что в Крыму происходило? Буквально в последний момент мы остановили регистрацию фракции «Народный союз «Наша Украина», основу которой составляли партийные группы Дейча и Куницына. С другой стороны, я как член президиума партии, как заместитель главы совета «Народный союз «Наша Украина» выступаю против того, чтобы на руководящие посты партии в регионах назначались главы областных администраций. Это нецелесообразно по двум причинам. Первая: если мы на это пойдем, то сами себя избавим от конструктивной критики. Не будет же губернатор критиковать сам себя? Второе: мы свяжем по рукам президента Ющенко, который вправе принимать решение об отставке руководителей областного ранга. Поэтому я сторонник того, чтобы строить партию, опираясь на авторитетных политиков в регионах. Но это не обязательно должны быть губернаторы.

— Как вы относитесь к тому, что многие представители провластной коалиции не сдают мандаты? Они не уверены, что эта власть пришла надолго?

Я наблюдаю за общей картиной: все же, потихоньку, мандаты сдают. И, в конце концов, надеюсь, ни одного совместителя не останется.

— Но согласитесь: закон одинаков для всех. А тут такой человек, как секретарь Совбеза, тянет со сдачей депутатского мандата…

Я передам Петру Алексеевичу вашу обеспокоенность…

— Одни «нашеукраинцы» уходят, другие приходят. Вот у вас во фракции будет Вера Ульянченко, привыкшая всех «строить». Не боитесь, что она и вас «построит», узурпирует власть в одной отдельно взятой фракции?

Я с Верой Ивановной знаком очень давно. Наверное, больше всех остальных членов фракции. Мы с ней еще в комсомольские времена вместе работали. Поэтому поводов для конфликтов с Верой Ивановной я не вижу. В конце концов, она сама должна принять решение, где ей работать – в парламенте или в другой структуре власти. Насколько я знаю, она получила какие-то предложения от президента Ющенко.

— Ваша партия на выборах-2006, похоже, будет снова работать в агрессивной информационной среде, поскольку основные СМИ сосредоточены «во вражеских руках». Вы рассчитываете напрячь государственные информструктуры вроде УТ-1 или планируете создать собственные?

Вспомните прошлые парламентские выборы, нынешнюю президентскую кампанию: те политические силы, в руках которых были сосредоточены мощные медиа-ресурсы, и в 2002-м, и в 2004-м не стали фаворитами. Иметь собственные СМИ – это бизнес, а не политика. А наша задача – заставить прессу объективно оценивать ситуацию и отражать ее. И не мешать журналистам. Проще говоря, организовать равный доступ представителей и власти, и оппозиции в информационное поле. Я не считаю, что наличие собственных СМИ сильно изменит ситуацию в ту или иную сторону. Это все иллюзии. Если мы не допустим той грязи, которая была на телеканалах в прошлом году, то, думаю, у нас хватит возможностей получить высокий результат на выборах-2006.


Беседовали Ирина Гаврилова, Владимир Скачко, Александр Юрчук

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам