Победители темнят всветлую

До парламентских выборов-2006 времени еще воз и маленькая тележка. Но это официально, по закону о выборах народных депутатов. Но кто у нас обращает внимание на закон?! Традиция, знаете ли, такая: говорить одно (о преданности законодательству), думать другое (о будущих дивидендах), а делать третье (пытаться в любое удобное — и не очень — время получить хоть что-то в сложившейся ситуации). И слава Богу, что не только в Украине у политиков так сложилось. Везде они пытаются объегорить своих и чужих, что вкупе с указанной выше поведенческой «тройственностью» и придает политике окрас разбитого асфальта возле туалета на автобусной станции где-нибудь в украинской глубинке.

У нас, правда, политическая активность партий, которые по пропорциональной избирательной системе являются единственными субъектами кампании, хоть как-то оправдана. 31 марта, за год до следующих выборов, истекает время, когда партии должны как минимум засветить свое желание побороться за мандаты парламентариев и депутатов местных советов. К примеру, новым желающим нужно зарегистрироваться в Минюсте. Вот они и светятся. По-разному. И потому потенциальные избиратели, пытающиеся разобраться в поведении партий, нередко напоминают зайцев из анекдота, которые, наблюдая из кустов, как Герасим топит Муму, недоумевают: «Что-то дедушка Мазай слишком крут — небось с бодуна…».

Однако на самом деле все просто: партийное поведение будущих участников забега, уже мнящих себя победителями, подчинено будущим выборам, и все телодвижения направлены именно в эту сторону. Подогревает активность партий еще один немаловажный момент — низкий проходной барьер в парламент. Собрал всего 3% голосов (около 1 млн. симпатиков) — и ты уже обладатель мандатов. А цена их высока чрезвычайно. Ведь в любом случае — или с 1 сентября сего года, или с 1 января следующего — страна начинает жить как парламентско-президентская республика, в которой именно в Верховной Раде будут определять, кому и как рулить по-крупному. Именно свежие парламентарии должны будут создать парламентское большинство и избрать для страны премьера и правительство, которые и станут либо поддерживать курс победившего Президента Виктора Ющенко, либо его торпедировать. В этом — смысл разговоров и о «закреплении победы», о которой говорит новый правящий режим, и о «реванше», о котором мечтает новая оппозиция. В этих условиях как лихо можно торговаться за каждый голос!

Короче, увлекательный процесс, как говаривал один из прежних его любителей, пошел, и нам остается только наблюдать. Первые результаты наблюдения уже налицо. На подготовительном этапе, как ни странно, тяжелее и драматичнее всех получается у правящей коалиции «Сила народа», которая в лице блока «Наша Украина» (НУ), Соцпартии Украины (СПУ) и Блока Юлии Тимошенко (БЮТ) привела Ющенко к президентскому креслу. И дело не только в том, что в нынешнем парламенте у «Силы народа» нет большинства (в ее распоряжении около 200 «мандато-штыков») и любое ее предложение при желании и умении легко прокатить. Главная проблема в том, что в стане победителей наметился раскол.

Во-первых, на уровне самой коалиции. «Ющенковцы» из НУ создали новую партию — «Народный союз «Наша Украина» (НСНУ). И определили своих желательных союзников в предстоящей парламентской кампании. Ими были названы БЮТ и… Народная партия Украины (НПУ) спикера ВР Владимира Литвина, а не СПУ Александра Мороза, которая сегодня мощно (квота — каждое шестое руководящее кресло) представлена в правящей элите. Именно такой центристской коалицией сторонники Президента намереваются завоевать ВР и создать там свое большинство. В основе раскола — неафишируемая идеологическая несовместимость правых (НСНУ, БЮТ и НПУ) и левых (СПУ).

Во-вторых, затрещали и основы основ «ющенковцев» — НУ и БЮТ. Изначально на учредительном съезде в НСНУ не вошли восемь из десяти партий — основательниц «нашеукраинского» блока. А на этой неделе затрещало и на уровне ВР: от фракции НУ отпочковалась самостоятельная фракция Украинской народной партии (УНП) Юрия Костенко, в которую записались более 20 «нашеукраинцев». На очереди — определение депутатов из Народного руха Украины (НРУ) Бориса Тарасюка и Партии «Наша Украина» (ПНУ, бывшая ПРП — Партия «Реформы и порядок») Виктора Пинзеника. Остальные партии — основательницы НУ не так важны, ибо практически незаметны. Но если и НРУ, и ПНУ — две старейшие и имеющие солидную кредитную историю партии — отпочкуются в самостоятельные фракции, то от былого структурного единства «ющенковцев» останутся только воспоминания.

БЮТ пока держится на блочном уровне. Но не все в порядке во фракции. Из нее вышел известнейший политический «зубр» Степан Хмара. И перешел в новую фракцию Костенко. Туда же ушел и один из «новых-старых отцов» Президента Ющенко —дважды экс-спикер Иван Плющ. Но даже не это символично. Важна формулировка, например, перехода Хмары: в знак протеста против тоталитарных методов управления фракцией. Степан Илькович публично заявил, что БЮТ он стал не нужен и к его мнению там не хотят прислушиваться, а заставляют «монотонно следовать линии одного человека» — премьера Тимошенко. Многолетнему узнику совести и борцу за демократию это, ясное дело, не понравилось. И он ушел. И если учесть, что по этой же причине фракцию БЮТ ранее, еще во времена «антинародного режима», покинули нардепы Сергей Правденко и Петр Толочко, то, видимо, что-то надо подправить в консерватории. Иначе как можно строить демократию в стране без демократии в своей партии? О недемократичности создания НСНУ, кстати, говорил и протестующий Костенко…

Сейчас «ющенковцы» всех мастей заняты своими делами. НСНУ ждет официальной регистрации в Минюсте и создает свою фракцию в парламенте. Фракция УНП клянется в своей верности Президенту и убеждает всех, что своей фрондой она только укрепляет позиции Ющенко. Депутаты от ПНУ и НРУ думу думают, что им делать дальше. Бютовцы уверяют, что с уходом Хмары ничего страшного не произошло. Ну и ладно.

Вот только самоуспокаиваться излишне им не стоит. Все вместе они подошли к серьезнейшему испытанию — переделыванию госбюджета на этот год по лекалам нового правительства. Вот тут-то и может сказаться и потеря старых союзников, и ненадежность новых. Бюджет — это предмет торжищ, и редкий депутат (тем паче целая фракция) откажет себе в удовольствии поторговаться. И торгуются. Фракция НПУ устами Екатерины Ващук уже обвинила правительство в том, что оно в новой «смете страны» специально перераспределило бюджетные поступления в село (40% весной, а 60% осенью), чтобы в очередной раз после уборки урожая «нажухать» селян: мол, конец года, денег нет и т. д. А значит, если кабинет Тимошенко не учтет этих пожеланий, то за бюджет «народники» Литвина могут не проголосовать. То есть минус несколько десятков голосов. Лидер СПУ Мороз, несмотря на участие партии в правящей коалиции, увязал голосование своей фракции в поддержку инициатив правительства с рассмотрением «дела Гонгадзе». Будет заслушан отчет депутатской комиссии Григория Омельченко, занимающейся изучением обстоятельств убийства журналиста, — будут голоса «за». Не будет — не обессудьте. Ведь СПУ теперь по решению НСНУ вынуждена идти на выборы самостоятельно, а следовательно, нельзя отказываться от проверенного «конька». А ведь, напоминаю, у правящей коалиции нет большинства в ВР. И первый тревожный звонок для нее уже прозвучал: парламент пару недель назад отказался уволить главу Госкоминформполитики Ивана Чижа, которого хотели сместить пропрезидентские силы…

Ничего не изменил и приход в парламент новых депутатов, заменивших «призванных» в органы исполнительной власти. Новобранцы, большинство их которых — «нашеукраинцы», разбрелись по фракциям в строгом соответствии с партийностью: кто в УНП, кто в НСНУ.

Однако и новой оппозиции, которая должна бы потирать руки от удовольствия, наблюдая неурядицы среди победителей, тоже не стоит расслабляться. Ведь независимо от того, хотят они этого или нет, новые раскольники-победители могут сыграть и положительную роль. Дробясь, они могут создать новые «посадочные места» в будущем парламенте для многих политиков, которые популярны, но не находят себе места в партсписке той же НСНУ или БЮТ, боясь слишком приближаться либо к Ющенко, либо к Тимошенко. А так они вполне могут рассчитывать на проходные номера в списке УНП, Руха и ПНУ. В итоге если «ющенковцам» удадутся союзнические отношения с «народниками» Литвина, то охват электората в кампании-2006 будет больше, чем если бы «ющенковцы» шли на выборы монолитной командой. Это и будет та новая широкая провластная коалиция, которую так любит победивший Президент.

И этот процесс начался. Новые фракции уже могут сыграть в парламенте роль «переходников-отстойников» для бывших провластных политиков, которые в сложившихся условиях ищут способы не ссориться с властью и приблизиться к ней. И если некоторые из них — самые смелые — попросились прямо во фракцию БЮТ (к примеру, бывший эсдек Александр Абдуллин или «вечный аграрий» Михаил Гладий), то более осторожные ищут покровительства Литвина. С появлением фракции Костенко у таких людей появились новые и не такие одиозные возможности. Не зря же Костенко среди прочих объяснений фронды намекал и на то, что его фракция — это средство пополнения сторонников Ющенко.

…А что же новая оппозиция? Она думает о своем объединении. Долго думает. И для власти главное — не прозевать, когда надумает. Но это уже другая тема.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам