Соперники мыслят коалиционно

Новая оппозиция сегодня напоминает того восточного человека, который следует известной пословице – сидит и ждет, что мимо окна пронесут труп его врага. И основание у нее для этого есть. Ее оппоненты – провластные силы – пребывают в некоторой растерянности от поразивших их расколов и организационных неувязок как на межпартийном уровне, так и в стенах парламента. А параллельно у вождей оппозиции есть возможность и коллекционировать как доходы, так и убытки. В ее полку то прибывает, несмотря ни на что, то убывает – стараниями соперника…

На днях Минюст Украины официально зарегистрировал Партию «Новая демократия» (ПНД), которую возглавляет харьковский экс-губернатор Евгений Кушнарев. ПНД – это новая партия по времени возникновения. Однако по предназначению она стара. Как всякий политический клон, который хочет ради получения мандатов опять поспекулировать на теме украинско-российских «неразрывных братских связей» и на теме всевозможного сближения в рамках Единого экономического пространства (ЕЭП). И в этом ПНД очень близка к партии регионов (ПР) – основному ударному отряду новой оппозиции, ведомой экс-премьером и экс-кандидатом в президенты Виктором Януковичем. Да и лидеры этих образований близки духовно и политически. Вместе они шли в борьбу за главное кресло страны. Вместе пытались деморализовать соперников возбуждением регионального сепаратизма, который, по их, видимо, замыслу, должен был противостоять «галицкому агрессивному экспансионизму». Их обоих новые власти пытались (и, скорее всего, еще будут пытаться) заставить ответить за сепаратистский «базар» согласно украинскому законодательству. И, похоже, ничто так не сближает, как предчувствие тюремной баланды на двоих. А власти продолжают нагнетать разоблачительные страсти и пугать потенциальных сидельцев…

Однако тот же Минюст отказался регистрировать еще один подобный клон с очень экстравагантным названием – Партия политики Путина (ППП). Председатель ее политсовета, некто Александр Гичко, уверен, что отказ Минюста обусловлен тем, «что название партии вызывает у некоторых лиц раздражение». «Партии, которые сейчас проходят регистрацию в Минюсте, представляют старую политическую элиту, – рассказал Гичко журналистам. – Сейчас нет партии, которая могла бы представить новые политические силы». По его мнению, этой силой станет ППП. А ее программными задачами должно стать внедрение элементов успешной внутренней политики Российской Федерации в Украине. «Мы предлагаем идею, которая разработана и успешно реализована в России», – отметил Гичко. И добавил, что президент Российской Федерации Владимир Путин, в частности, «успешно осуществил отделение бизнеса от власти», а в руководимой им России наблюдается «успешное развитие экономики, рост инвестиций, усиления роли РФ в мире». Как говорится, более чем тонкий намек на толстые обстоятельства в Украине. К примеру, на обещание новой украинской власти развести власть и бизнес – на словах и заполнение руководящих кабинетов бизнесменами – на деле…

В итоге новая оппозиция как бы лишилась дополнительных официальных штыков в лице ППП, но получила их с ПНД. Однако вряд ли получилось по нулям, потому что прибавление недовольных новой властью все же имеется.

И, конечно же, не менее важной представляется причина того, почему новой оппозиции нужны все эти новые и старые клоны, партии и партийки диванного типа. Все дело в том, что оппозиция, как и провластные силы, собирается участвовать в парламентских выборах широкой коалицией. Естественно, демократических сил. А поскольку все политики в Украине мнят себя именно демократами, то все и подходят. По обе стороны политических баррикад. Это первое обстоятельство.

А второе заключается в том, что у оппозиции, как и у провластных сил, пока не очень вытанцовывается эта коалиция. Точнее, потенциальные ее участники вроде бы обозначены, но они артачатся. Так же, как и, например, Украинская народная партия Юрия Костенко, которая не очень хочет быть подчиненной у партии Народный союз «Наша Украина» (НСНУ). Оппозиционеры тоже пока не могут выбрать ни одного лидера, ни единую платформу для выступления. У них, как и у провластных, тоже не получилось создать блок единомышленников, который предполагает более тесную интеграцию структур, связанных одной задачей, так как пока не видно этих самых единомышленников. Потому что, конечно, можно предположить, что Янукович и, например, лидер Социал-демократической партии Украины (объединенной) – СДПУ(о) Виктор Медведчук одинаково хотят поражения нынешних властей. Но вот представить, что Янукович согласен подчиняться Медведчуку или наоборот – это уже из области ненаучной фантастики.

А СДПУ(о), объявив о переходе в оппозицию к новым властям, действительно пока не спешит связывать себя какими-либо обязательствами с другими оппо. В конце прошлой недели Медведчук выступал на региональной конференции своей партии в Симферополе и наговорил там много интересных вещей. В частности, он осветил предвыборные планы. Он сказал, как по мне, главное: «Наша главная задача – подготовить партию к самостоятельному участию на выборах. Мы самостоятельно шли в 1998, самостоятельно участвовали в выборах в 2002 году, мы готовы это делать и в марте 2006 года». И только после этого Медведчук не исключил вариант, что партия войдет в какую-либо общую избирательную структуру. «И мы ведем такие переговоры, однако говорить о каких-либо результатах переговоров пока не приходится, их просто нет», – отметил он.

По его мнению, СДПУ(о) в сегодняшней ситуации надо бы найти таких политических соратников, с которыми победа была бы более ощутима. «Мы, например, видели, что может иметь место блок, который когда-то поддерживал кандидата, которого мы выдвигали вместе», – заявил Медведчук. Но сразу же отметил, что ему пока не известно, как этот вопрос «вентилируется» сторонниками Януковича из ПР. А потом добавил, что окончательно все эти вопросы должен решить XIX съезд СДПУ(о), намеченный на 2 апреля сего года. Сам же Виктор Федорович высказался точно так же: мол, каждый готовится идти на выборы самостоятельно, но если появятся дельные соратники, то милости просим – все посчитаем, прикинем и пойдем вместе.

Вот и возникает закономерный вопрос: если партийные вожди мыслят и даже говорят почти одними и теми же словами, если они дружно говорят, что одинаково подвергаются репрессиям со стороны новой власти и готовы защищать своих партийцев от «наездов», то что же им мешает объединить свои усилия? Ответ напрашивается простой: либо это единодушие может быть показным (чтобы власть попугать), либо оппо идут по пути привлечения в свой стан как можно большего числа соратников и потому не хотя заранее афишировать свое единство (чтобы не пугать уже потенциальных союзников возможностью поглощения и подчинения своими более мощными структурами). Не исключено также, что имеют место обе эти причины.

Во всяком случае, оппо действуют пока по своим планам. ПР Януковича готовит общественную дискуссию о месте и роли новой оппозиции в новом обществе и лоббирует принятие в ВР закона об оппозиции. А СДПУ(о) оттачивает приемы уличных протестов. Благо дело – повод подвернулся весомый: при попустительстве властей разгорелся скандал вокруг ареста акций футбольного клуба «Динамо» (Киев), которым владеют видные деятели эсдэков – браться Суркисы, Григорий и Игорь, и за которым маячит тень самого Медведчука. СДПУ(о) сразу же обвинила в нападках власть и немедленно подвязала под это дело президента Ющенко своими обращениями к нему за посредничеством и заступничеством. И Ющенко оказался, как минимум, в неловкой ситуации: откажет он в помощи, рассчитывая на ослабление соперников и заклятых оппонентов, – предстанет в глазах многочисленных динамовских болельщиков разрушителем «национального достояния» и «славы украинского футбола». Окажет помощь – поможет сохранить влияние Суркисов и, следовательно, СДПУ(о). А мобилизовать болельщиков на протесты при должной подготовке – раз плюнуть: это такая публика, что ей все равно что громить – синагогу (как это уже было в Киеве) или штаб провластной партии…

И это, как вы понимаете, только первый шаг в работе с протестным электоратом. А его в Украине много, и Медведчук это учитывает и, слава Богу, говорит об этом прямо. «Улица и Майдан в Киеве определили результат выборов, и это реальность. Но не 100 и даже не 500 тысяч человек должны определять результаты выборов. Их должен определять весь народ. Мы, как политическая партия, должны исходить из того, что на самом деле из общего числа избирателей за нынешнюю власть проголосовало лишь 40%», – сказал он в Крыму. А потом, что называется, подсластил пилюлю. Но как! «Будет достаточно споров и дискуссий в отношении ошибок новой власти, но мы не будем действовать по принципу «чем хуже, тем лучше». Когда мы говорим о своей оппозиции, мы должны понимать – наша задача не допустить снижения планки социальных гарантий, достигнутых коалиционным правительством Януковича. Те попытки власти занизить ее, тем самым снизив давление на бюджет, встретят наше жесткое противодействие, вплоть до радикальных выступлений. В рамках Конституции, разумеется», – сказал он…

…И просто интересно, что же на это ответит власть?…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам