Очень трудный бюджет

Новый бюджет Кабмин верстает в условиях, близких к боевым. Размер недостачи в казне несовместим с экономической жизнью, парламент жаждет «платы» за голосование (желательно в «валюте» кадровых предложений), а парламентские выборы приближаются с неумолимой быстротой, причем время как бы спешит удвоенными темпами. И хотя премьер-министр, ввиду колоссальной загруженности, теперь даже ночует на работе, на диванчике в комнате отдыха, есть опасность, что население не успеет почувствовать позитивы реформ до марта 2006 года. И это уже будет проблема правительства…

Происходящий сейчас аврал в исполнительной власти напоминает мне последствие покупки потрепанной квартиры на «вторичке». Сначала несколько месяцев сумасшедшего напряжения, связанного с накоплением средств и приобретением желаемого, потом ломка стен, замена коммуникаций и преобразование «этого ужаса» в нечто более-менее пригодное для жизни. По официальной версии, недвижимость под названием «Украина» новая власть получила в свое распоряжение в ужасном состоянии. Коррупция на таможне, коррупция в госконтрактах, коррупция в налоговой сфере.

Короче говоря, кругом коррупция, приправленная социальным популизмом, который можно перекрыть только еще большим популизмом. Плюс к этому долги, появление которых Кабинет министров намерен расследовать. Например, происхождение долга по госгарантиям, который за прошлый год вырос с 11,4 млрд. грн. до 17,7 млрд. грн. В частности, новую команду заинтересовала история предоставления гарантий по кредиту Deutsche Bank «Укрзализныце» на $700 млн. для строительства Подольского моста в Киеве, по выпуску еврооблигаций конструкторского бюро «Южное» на $150 млн. для финансирования проекта разработки ракетоносителей «Циклон-4», по кредиту Deutsche Bank «Укравтодору» на $480 млн. на реконструкцию автобана «Киев–Одесса», по выпуску еврооблигаций на $107,5 млн. Южным машиностроительным заводом. Правда, лично я сильно сомневаюсь, что само по себе расследование окажется продуктивным, поскольку, даже если гарантии будут признаны неправильными, это никак не повлияет на долг, который Украине придется выплачивать в любом случае. Тем более, такой дружеской структуре, как Deutsche Bank, который недавно ссудил еще 2 млрд. евро «Нефтегазу Украины».

Впрочем, мы отклонились от темы. В порядке совершенствования бюджета Минфин инициирует увеличение доходов с 86,5 млрд. грн. до 102 млрд. грн., расходов – с 95,5 млрд. грн. до 108 млрд. грн. При этом дефицит планируется сократить с 8,6 до 5,4 млрд. гривен с тем, чтобы профинансировать его за счет средств от приватизации госимущества. В принципе, цифра в сто с лишним миллиардов консолидированных доходов уже звучала во время первой бюджетной эпопеи. Тогда же фигурировал и дефицит в 5 млрд. грн. Но тот проект был отклонен, и вместо него появился нынешний бюджет, не воспринимаемый иначе, как черновик, подлежащий сейчас масштабному перекраиванию.

Откуда появляются дополнительные деньги, понятно теоретически. Куда девается дефицит – практически. Но при этом даже самые сложные расчеты не дают окончательного ответа на вопрос, насколько оправданы будут возложенные на реформы надежды. Поясню, о чем идет речь. Главный расчетный «конек», на котором базируется вся позитивная «инфраструктура» проекта, основан на изменении прогнозных показателей. То есть правительство Юлии Тимошенко пришло к выводу, что если либерализовать экономику, она даст не 6,5% роста ВВП, а 8,2%. Соответственно будет больше оборот денег, за счет оборота даже при снижении налогового пресса можно увеличивать расходы на социальную сферу. Идея чудная, но насколько она близка к реальности, могут сказать лишь самые продвинутые экономисты. Потому что, стоит ВВП немножко не дорасти до прогнозируемой цифры в 8,2%, и нас «стукнет» таким дефолтом, что мало не покажется. Причем, прямо в канун парламентских выборов.

Вообще, увеличение доходов и снижение налогов на первом этапе –вещи абсолютно взаимоисключающие. И если Кабинет министров инициирует отмену Национальным банком Украины обязательной продажи 50% валютной выручки экспортерами, он идет на потерю 1,5% отчислений в Пенсионный фонд от продажи валюты. При этом предложение доллара на рынке становится меньше, и он, по идее, должен подорожать. В связи с чем призыв к населению держать сбережения в гривнах из-за планетарной нестабильности доллара немножко (совсем чуть-чуть) попахивает авантюрой. Дай Бог, чтобы это подтолкнуло экспорт, а экспортеры не «задали» налоги, но, согласитесь, подобные расчеты как журавль в небе по сравнению с синицей (1,5% в ПФ) в бюджетном кулаке.

То же самое касается снижения таможенных пошлин на импорт сельхозпродукции и продовольствия. Конечно, и обязательства перед ВТО, и логика экономического либерализма сами собой диктуют подобную логику действий. Но, с другой стороны, в начале марта Верховная Рада не проявила особого оптимизма по поводу законопроекта об изменениях в Таможенном тарифе, согласно которым должны были «сняться» налоги на мобильники и бананы, а также упасть в 10-100 раз ввозные пошлины на одежду, обувь, продукты питания, которые в Украине не изготавливаются или изготавливаются в ограниченном количестве. Сейчас Кабмин готовит законопроект об изменении ставок таможенных тарифов на продукцию агропромышленного комплекса по группе 1-24 внешнеторговой номенклатуры товаров. Вероятно, больше всего подешевеет группа 3 (морепродукты), что должно сильно порадовать потребителей лобстеров и королевских креветок. То же самое коснется 8 и 9 группу (цитрусы, арахисы, кофе, чай мате и пряности). Однако Кабмин не сможет обойтись без изнурительных переговоров с украинскими товаропроизводителями относительно снижения импортных пошлин на продукцию растениеводства, мясомолочную, фрукты и овощи, которая в достаточном количестве производится в Украине. А это практически вся номенклатура 1-23 группы.

Отдельный вопрос о налогообложении табачных изделий (позиция 24). В правительстве на этот счет жесткая дискуссия. Замминистра финансов Украины Василий Регурецкий сообщил о планах Минфина поднять на 1% адвалорную составляющую акцизного сбора и «зафиксировать ее таким образом, чтобы размер акциза был не выше и не ниже 22% продажной цены производителя табачных изделий». На это тут же среагировали табачные компании «Филипп Моррис Украина», «Джей Ти Интернешнл Украина», «Галлахер Украина», которые обратились к премьер-министру Украины Юлии Тимошенко и министру финансов Виктору Пинзенику с просьбой сохранить действующую систему налогообложения табачных изделий.

Депутат Верховной Рады Вадим Литвин заявил, что, инициируя переход к адвалорной системе взимания акциза в табачной отрасли, предлагает вернуться к доказавшей свою неэффективность в 1992-1996 годах системе акцизного сбора. В ЕС ставки устанавливаются, исходя из нагрузки на самую популярную ценовую категорию сигарет. Кроме того, существует минимальное обязательство, выраженное в твердой сумме за 1000 штук сигарет.

Такая же дискуссия разгорается вокруг НДС. Юлия Тимошенко сказала, что существуют расчеты налоговой администрации, которые свидетельствуют о позитивных экономических эффектах от отмены НДС. В свою очередь, президент Виктор Ющенко обещает отменить только льготы по уплате налога на добавленную стоимость. Что пугает широкий круг заинтересованных лиц: от производителей и импортеров лекарств до судостроителей и угольщиков.

Отдельным камнем преткновения является капитальное строительство. В новой редакции госбюджета запланировано сокращение объемов его финансирования на 50%. Премьер-министр подчеркнула, что сокращение произойдет за счет «откатов», которые платились чиновникам-распорядителям бюджетных средств за то, чтобы давали подряды на строительство компании А, а не более эффективной и мощной компании Б. «Поэтому мы из расходной части бюджета снимем только то, что шло на коррупцию – на завышение цены, на теневые проплаты тендеров, а настоящая цена капитального строительства, как настоящие объекты, все без исключения останутся в бюджете», – заявила Тимошенко.

Замечательный план, но не без недостатка. Недостаток заключается в том, что без капитального строительства расплачиваться с парламентариями за голосованием будет трудно. Придется отдать несколько незанятых должностей лидерам фракций. Хотя сколько там привлекательных портфелей осталось? «Укрспирт» да Госкомзем? Этого на всех не хватит. Что же касается идеи «пробивать» бюджет через Майдан, то председатель Верховной Рады Владимир Литвин попросил Кабинет министров не оказывать давления на парламент для внесения изменений в государственный бюджет на 2005 год.

И хотя вице-спикер Адам Мартынюк сказал, что бюджетного конфликта между Верховной Радой и Кабинетом министров пока не существует, после внесения законопроекта в парламент он, вне сомнения, появится. О тактике поведения парламентариев в случае подключения к делу «Майдана» Мартынюк сказал просто: «Лучшая защита – это нападение». Нападать, скорее всего, будут коммунисты. Предсказать их риторику несложно: все в рамках того, что правительство не выполняет взятых на себя обязательств по закону о минимальной пенсии, которая должна составлять 332 грн. с 1 января 2005 года. А сало, тем временем, уже выросло в цене до 28 грн. за килограмм. Все остальные макроэкономические доводы по сравнению с этим железным, на все века аргументом меркнут.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам