Стратегические игры

Проблема энергоносителей всегда была для Украины актуальной, но в последнее время эта актуальность удвоилась. Во-первых, сами энергоносители (та же нефть) заметно подорожали и нужно что-то делать, чтобы не разориться на них окончательно. Во-вторых, международные договоренности старой власти относительно создания всякого рода консорциумов в газовой и нефтяной сфере новая команда признала неэффективными. В связи с этим последний скачок цен на нефть, обсуждение судьбы газотранспортного консорциума и дискуссии вокруг нефтепровода «Одесса-Броды» можно считать звеньями одной цепи…
Цена на нефть

Нефтяные торги на Лондонской международной нефтяной бирже вчера завершились на отметке $54,59 за один баррель. Таких высоких цен Лондонская биржа не знала со времен своего основания в 1988 году. Предыдущая рекордная цена на нефть была зафиксирована в Лондоне 11 октября 2004 года: тогда она составила $51.65.

Брокеры остолбенели, но это оказался не рекорд. В тот же день на Нью-Йоркской товарно-сырьевой бирже котировки апрельских контрактов дошли до $55.65 за баррель, что всего на два цента меньше абсолютного исторического максимума, установленного 25 октября прошлого года.

Скачок котировок произошел несмотря на сообщение министерства энергетики США о том, что за минувшую неделю коммерческие запасы нефти-сырца в стране выросли на 3.2 млн. баррелей до 302.6 млн. – самого высокого уровня за последние восемь месяцев.

Одной из причин поддержания близких к рекордным цен на энергоносители являются затянувшиеся холода на северо-востоке Соединенных Штатов, где для обогрева домов требуется дополнительное топливо. Помимо погоды на ситуацию на рынке влияет и падение курса доллара: впервые с января он опустился ниже отметки $1.33 за евро. В этих условиях нефтяные контракты стали в массовом порядке скупать спекулятивные инвестиционные фонды, для которых «черное золото» стало более выгодным объектом вложения капитала, чем американская валюта.

Нефтяной консорциум

Тем временем, пока мировые аналитики спорят, как непрекращающаяся ценовая лихорадка на нефтяном рынке отразится на экономике стран доноров и стран-реципиентов «черного золота», в Украине пошли дискуссии на тему «как нам преобразовать нефтетранспортную магистраль».

Речь опять идет о многострадальном нефтепроводе «Одесса-Броды», а идеи (у которых одинаково много сторонников и противников) озвучил народный депутат Александр Гудыма, известный своей активностью в парламентском комитете по ТЭК. Его предложения по реформе нефтетранспортной системы Украины ненамного предварили заявление на эту же тему премьер-министра Юлии Тимошенко.

Гудыма не был оригинален, заявив, что все предыдущие решения правительства о реверсном использовании нефтепровода следует срочно отменить, признав их «политически ошибочными». Интересными можно считать названные им несколько вариантов использования нефтепровода «Одесса-Броды», нефтетерминала «Южный» и нефтетранспортной системы Украины. Во всех трех вариантах речь идет о создании международного нефтетранспортного консорциума.

Как подчеркнул депутат, это должен быть консорциум по собственности, а не по управлению. Для чего придется принять законы об особенностях приватизации нефтепровода и нефтетерминала «Южный».

Оптимальным г-н Гудыма считает вариант, при котором в консорциум войдет ОАО «Укртранснефть» с магистральными нефтепроводами, нефтепроводом «Одесса-Броды» и терминалом «Южный». Доля «Укртранснефти» должна составить 50% плюс 1 акция. Стратегическими партнерами могут быть в равных долях (по 16,66 %) российские, казахские и американские компании-владельцы каспийских нефтяных ресурсов, а также потребители этих ресурсов из Европы и международные финансовые институты, в частности, ЕБРР.

При этом экспертная оценка стоимости активов, по словам г-га Гудымы, составляет $4 млрд., а ориентировочные ежегодные поступления в бюджет Украины могут достичь $2 млрд.

Вслед за Гудымой высказалась и премьер-министр Украины Юлия Тимошенко. Она напомнила, что ее правительство рассматривает возможность прокачки нефти по «Одесса – Броды» в прямом режиме. На встрече с премьер-министром Польши Мареком Белькой она уточнила, что стороны договорились создать совместную рабочую группу для динамичной реализации проекта достройки трубы до Гданська. Конкретные цифры и факты не назывались, но если говорить о технико-экономическом обосновании, то еще в феврале 2004 года Украина и Азербайджан поручили своим экспертам рассчитать эффективность участия Азербайджана в достройке нефтепровода «Одесса-Броды» до польского Плоцка и дальше до Гданьска. И тогда были произведены определенные расчеты, которые показали, что при длине нефтепровода «Броды-Плоцк» 560 км и диаметре – 800 мм, предварительная стоимость проекта составит $400-500 млн.

Кто вложит деньги в консорциум, пока говорить рано. Возможно, упоминая российские, казахские и американские компании-владельцы каспийских нефтяных ресурсов, Гудыма имел в виду конкретные структуры, которые собственно и лоббируют создание консорциума. Официально в этой сфере существует лишь один договор, подписанный в июле 2003 года между «Укртранснефтью» и компанией PERN Przyazn (Польша) о создании совместного предприятия «Международное трубопроводное предприятие «Сарматия» для достройки нефтепровода «Одесса-Броды» до Плоцка.

СП было создано на паритетных началах, с уставным фондом 445 тысяч евро, и должна была заниматься подготовкой проектно-сметной документации, привлечением инвестиций, обеспечением строительных работ. Тем не менее, о дальнейшей судьбе «Сарматии» ничего не известно.


Газовый консорциум

По парадоксальному стечению экономических обстоятельств «донором» средств для проекта «Одесса-Броды» стал другой консорциум – газотранспортный. Другими словами, желая войти в проект по созданию газотранспортного консорциума, чем занимаются Россия и Украина, третья заинтересованная сторона – Германия – дала нам огромный кредит, часть которого пойдет на Одессу. Однако обо всем по порядку.

Во время визита Виктора Ющенко в Германию было подписано кредитное соглашение между «Нефтегазом Украины» и Deutsche Bank. Кредит в размере 2 млрд. евро впечатляет: ни одной из российских компаний немецкий банк не давал сразу столько денег. Они, скорее всего, будут выдаваться траншами в течение нескольких лет. Правда, радость от суммы омрачает неконкретная формулировка договора. Источник, знакомый с содержанием соглашения, говорит, что его детали еще окончательно не утверждены. Подписан лишь рамочный документ о том, что немецкий банк откроет «Нафтогазу» кредитную линию в размере $2 млрд. «на модернизацию газотранспортной системы и поддержку других проектов» между Украиной и Германией «в будущем».

Тем не менее, уже известно, что существенная часть кредита Deutsche Bank будет использована для обеспечения доставки каспийской нефти до нефтепровода Одесса — Броды.

Кстати, возвращаясь к газовой теме, следует заметить, что Украина не зря спешит заручиться поддержкой одного из крупнейших импортеров российского газа и давнего партнера «Газпрома» – Ruhrgas. У нас есть все возможности увеличивать объем добычи газа на 2 млрд. куб. м в год и в ближайшие пять лет добывать до 30 млрд. куб. м газа в год. Новое руководство страны и «Нефтегаза» вынашивает амбициозные проекты увеличения поставок собственного и транзитного газа в Польшу, Венгрию и Германию. «Газпрому» это совсем невыгодно: у него появится новый конкурент на европейском рынке газа. Поэтому он может оказать на нас определенное давление. Вот для этого и нужен такой деловой партнер как Германия.

Теперь украинская сторона предлагает вести переговоры по консорциуму исключительно в трехстороннем формате. Одновременно наше правительство предложило создать украинско-германо-польский торговый дом, который будет поставлять газ в Европу. Специалисты считают, что создания такого торгового дома требуют поляки в обмен на финансирование достройки трубы до Гданська.

Насколько все эти глобальные трансформации окажутся успешными, покажет время. Украина как игрок в международных финансовых интригах не столь уж опытна. Например, российский эксперт, комментируя сближение с немцами, сказал, что предложение создать трехсторонний консорциум на паритетных началах можно считать не столько украинским сюрпризом для России, сколько уступкой со стороны Украины. Раньше участие западных партнеров украинцы планировали за счет размывания доли только России. Теперь окажется, что часть акций придется уступить нам. Есть еще один момент: для Германии «Газпром» гораздо более давний и близкий стратегический партнер, нежели «Нефтегаз Украины». И это тоже стоит учитывать.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам