Война роз за облэнерго

Спор вокруг контроля над рядом украинских энергораспределительных компаний перешел на всеукраинский масштаб. Главным публичным лейтмотивом по сути обычного хозяйственного конфликта стала тема «силового захвата собственности», в которой, помимо части акционеров «Прикарпатьеоблэнерго» и «Полтаваоблэнерго», обвинили и власть в лице главы СНБОУ Петра Порошенко. Последний, кстати, сразу опроверг свою причастность к смене руководства упомянутых компаний, сказав, что в Украине не существует проблем с защитой собственности, а скорее стоит проблема выполнения судебных решений.
Напомним, что ранее акционеры двух облэнерго, которым принадлежит по 40% этих компаний, с государственными судебными исполнителями и решением Дарницкого районного суда, предписывающим сменить руководство компаний, появились на облэнерго исполнить судебное решение. Такое решение было принято наблюдательными советами «Прикарпатьеоблэнерго» и «Полтаваоблэнерго», которые являются легитимными органами управления компаний, и были избраны всеми акционерами на общем собрании. Согласно уставу предприятий именно наблюдательный совет может увольнять руководство компаний, что и было сделано.

Впрочем, информационная шумиха вокруг смены руководства упомянутых компаний обходит два факта, которые, по сути, не отрицаются ни одной из конфликтующих сторон, – вопросы собственности на целом ряде энергокомпаний так и остаются нерешенными, а экономическое состояние этих компаний ставит под угрозу энергообеспечение целых регионов страны. В частности, новое руководство облэнерго уже заявило, что, учитывая большую задолженность компаний перед государством за поставленную электроэнергию, а также огромный объем сомнительных кредитов, которые появились у облэнерго, нельзя исключать того, что облэнерго будут просто обанкрочены, а их имущество будет продано за долги. Такой вариант украинская энергетика уже проходила – так нашли своих новых собственников энергораспределительные сети в Луганской и Донецкой областях, а также три электростанции «Донбассэнерго».

Как известно, крупнейшими собственниками на ряде украинских облэнерго («Прикарпатьеоблэнерго», «Полтаваоблэнерго», «Черниговоблэнерго», «Тернопольоблэнерго» и «Львовоблэнерго») являются компании, близкие к Константину Григоришину. Вторую сторону конфликта представляют неизвестные оффшорные компании, к которым, по неофициальной информации, имеет отношение Суркис. По словам члена НС «Полтаваоблэнерго» Игоря Бойко, «Прикарпатьеоблэнерго» и «Полтаваоблэнерго», как и ряд других энергокомпаний, в 2002 году были незаконно захвачены. Так, в июле 2002 года группа лиц вошли в кабинет действующего главы правления «Полтаваоблэнерго» Андрея Демина и под давлением силы заставили его написать заявление об увольнении. «Предприятие перешло под оперативный контроль группы лиц, которые, по их утверждению, представляли интересы Григория Суркиса и Виктора Медведчука. Те же процессы произошли и по ряду других облэнерго», – отмечает Бойко. Наблюдательный совет ОАО «Полтаваоблэнерго» неоднократно обращался в правоохранительные органы, указывая на признаки незаконного захвата предприятия, но обращения оставались без внимания. «В одном из ответов нам прислали копию протокола заседания наблюдательного совета, на котором якобы были назначены новые руководящие органы ОАО «Полтаваоблэнерго». Под документом стояла моя подпись. Я такого документа никогда не подписывал, что является прямым свидетельством подлога документов», – говорит Игорь Бойко.

Сам Суркис, правда, опровергает какую либо свою причастность к облэнерго, при этом активно комментируя происходящий корпоративный конфликт. Более того, активное участие в происходящем принимали народные депутаты от СДПУ(о). Обеим группам собственников принадлежит по 40 и 35% акций соответственно. Еще 25%+1 акция принадлежат государству, которое в происходящем придерживается нейтралитета.

В отличие от госорганов, в ситуацию активно вмешиваются политики – уже упомянутых социал-демократов (объединенных) действительно тяжело назвать отстраненными в этом деле. Так, на «Полтаваоблэнерго» нардепы Владимир Шепетин и Владимир Заяц даже закрылись в кабинете директора, особенно не аргументируя свои действия.

Впрочем, мотивация таких, на сторонний взгляд, не совсем адекватных действий довольно проста – бывшее руководство компаний не совсем склонно предавать огласке финансовые документы, касающиеся деятельности облэнерго в последние несколько лет. По словам и.о. главы правления «Прикарпатьеоблэнерго» Ярослава Дзивидзинского, тарифы, установленные прежним руководством компании, являлись одними из самых высоких в стране. При этом задолженность только «Прикарпатьеоблэнерго» перед ГП «Энергорынок» за поставленную электроэнергию составляет 130 млн. грн., в то время как задолженность потребителей перед компанией – всего 36 млн. грн. В то же время новое руководство обвинило контролирующую «Прикарпатьеоблэнерго» группу менеджеров в выводе активов компании. Так, доля энергопоставляющей компании в акционерном капитале «БИГ-Энергия» с 2003 года сократилась в 26 раз, а бывшие акционеры – «Полтаваоблэнерго» и «Сумыоблэнерго» вообще отсутствуют в новом реестре акционеров. На проведение таких действий требуется согласие или акционеров напрямую, или наблюдательного совета. Новый руководитель полтавского энергопоставляющего предприятия Сергей Игнатенко на пресс-конференции сообщил, что он вообще не имел возможности ознакомиться с финансовой ситуацией на облэнерго, поскольку прежний менеджмент компании не предоставляет финансовую отчетность и активно вывозит бухгалтерские документы и печати, касающиеся собственности на предприятии.

Сейчас ситуация фактически осталась замороженной – легитимное правление «Прикарпатьеоблэнерго» и «Полтаваоблэнерго» не может приступить к работе, а сами компании находятся в подвешенном состоянии. Остается нерешенным и вопрос с реестром акционеров. В частности, ряд акционеров обеспокоены, что в него могут быть внесены изменения, как это произошло в случае с банком «БИГ-Энергия». Очевидно, что ситуация прояснится уже в марте, когда будут проведены собрания акционеров на ряде энергораспределительных компаний. Ожидается, что тогда же может проясниться ситуация с юридическими претензиями группы компаний Константина Григоришина к менеджменту компаний, в частности по финансовому состоянию, огромным долгам, которые появились в балансе компаний, и выводу активов. Очевидно, что единственным выходом из ситуации является юридическое решение споров – во всяком случае, именно на него сориентирована одна из сторон конфликта. Г-н Григоришин заявил, что единственной целью его как акционера является не увеличение своей доли за счет других собственников, а увеличение финансовой прозрачности облэнерго и наведение порядка в ситуации с их долгами.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам