Долговое бесчувствие

Наконец Международный валютный фонд «раздуплился» с рекомендациями, как дальше жить Украине и что нужно сделать, чтобы получить деньги. Впрочем, о конкретных деньгах речь пока деликатно не ведется. Виктор Пинзеник сообщил, что систематические консультации с МВФ не связаны с получением каких-либо кредитов. А Юлия Тимошенко попросила Фонд предоставить экспертную помощь в борьбе с теневой экономикой и контрабандой.


МВФ уполномочен заявить

Выводы миссии МВФ, работавшей в Украине с 11 по 21 февраля, оказались вполне прогнозируемыми. На первое место в списке того, что им не понравилось, «миссионеры» поставили дефицит бюджета, который велели сократить до 2-3% ВВП. Кроме того, как отмечается в итоговом документе, нам предписано принять меры по урегулированию фискальной ситуации в стране. Это расшифровывается как «добрый совет» урезать расходы, в том числе социальные, и поработать над увеличением доходов за счет расширения базы налогообложения. Предвыборная щедрость прошлого правительства (в частности, повышение пенсий), по нению МВФ, может привести к активному росту расходов, которые грозят достигнуть беспрецедентного уровня и будут стимулировать рост фискального дефицита до 6% ВВП (25 млрд. грн.).

Такой уровень дефицита бюджета, отмечается в рекомендациях, приведет к дальнейшему росту инфляции и государственного долга, что может дестабилизировать экономику страны. В то же время повышение налогов, необходимое для того, чтобы восполнить финансовый разрыв в Пенсионном фонде, приведет к значительной налоговой нагрузке на работающих в реальном секторе экономики и создаст препятствия на пути к детенизации экономики.

Вообще, впечатление, складывающееся от знакомства с текстом «врачебного заключения» миссии, довольно противоречиво. С одной стороны, «доктора» явно не могут сформулировать окончательный диагноз и, как следствие, прописать точные лекарства. С другой – их раздражает то, что больной не выполняет предписания: путаные и невнятные, но в то же время категоричные.

Скажем, эксперты МВФ сетуют, что, несмотря на высокие темпы экономического роста страны в 2004 году, фискальный дефицит вырос до 4,5% ВВП, тогда как целевой показатель дефицита, оговоренный правительством и МВФ в рамках программы stand-by, составлял 1,4% ВВП. При этом инфляция в 2004 году составила 12,3%, а в январе 2005 года – 1,7%. В связи с этим миссия полагает, что курс гривны существенно занижен, и рекомендует обеспечить более высокую волатильность курса, что может стать важным инструментом борьбы с инфляцией. Мысль интересная, но не новая и слишком уж неконкретная. Кроме того, эксперты Фонда поддерживают планы нового правительства Украины по реформированию структуры экономики и борьбе с коррупцией. За это отдельное спасибо, но дефицит бюджета имеет с борьбой с коррупцией только далекую причинно-следственную связь.

Ответа на вопрос, как заделать дырку в бюджете, МВФ не дает, пространно заявляя, что правительство и Национальный банк должны выбрать наивысшим приоритетом своей политики снижение инфляции. Ибо, если не будет введена более жесткая денежно-кредитная политика, сохранен высокий внутренний спрос и рост притока капитала, цены будут продолжать расти. Если же оставить дефицит на нынешнем уровне, возрастет внутренний долг относительно ВВП, который вызовет дестабилизацию экономики и поставит под вопрос возможность Украины платить по долгам.


Клок шерсти с овцы

Сразу замечу, что, по мнению западных аналитиков, пока Украине не угрожает финансовая нестабильность, хотя и до настоящей стабильности ей еще далеко. Так, аналитик рейтингового агентства «Fitch» Эд Паркер считает, что важно не только поправить государственные финансы, растрепанные выборами, но и узнать, что на самом деле в них происходит. «Есть некоторая неуверенность относительно настоящего состояния бюджета, поэтому, прежде чем двигаться дальше с выполнением обещаний, было бы нужно принять реалистический бюджет», – говорит Паркер.

Насчет бюджета, точнее – показателей, которые в него нужно закладывать, единого мнения тоже нет. Так, министр экономики и по вопросам евроинтеграции Сергей Терехин считает, что потребительские цены в текущем году могут увеличиться на 10-11%, тогда как глава совета НБУ Анатолий Гальчинский полагает, что инфляцию можно будет удержать на уровне 6-7%. Вариант баланса казны, проголосованный до выборов, принят с учетом прогнозируемой инфляции – 8,6%.

То же самое касается и дефицита. По мнению министра финансов Виктора Пинзеника, правительство Украины сможет удержать дефицит госбюджета-2005 на уровне не выше 2% ВВП. Эксперты называют пугающую цифру в 5%. В то же время президент Украины Виктор Ющенко заявил о намерении требовать написания концепции бездефицитного бюджета при условии, что текущие вопросы пенсионного обеспечения и других социальных выплат также будут решены.

Эта бурная дискуссия пока проводится на теоретическом уровне, хотя практиков больше всего интересует, где и когда мы сможем получить реальные деньги. Желательно занять. Или (что еще выгоднее) перезанять, пользуясь оптимистическим отношением к нам иностранных финансовых аналитиков. Выплаты по кредитам составляют значительную часть бюджетных расходов: на обслуживание внутреннего госдолга в 2005 году предусмотрено 1,335 млрд. грн., внешнего – 2,357 млрд. грн. Более того, имеется прошлогодний должок.

Согласно данным Госказначейства, на расходы по обслуживанию госдолга бюджетной росписью на 2004 год было предусмотрено 3171,2 млн. грн., фактически расходы составили 3098,0 млн. грн. (в т. ч. по внутреннему госдолгу – 991,7 млн. грн., по внешнему — 2106,3 млн. грн.), что на 73,2 млн. грн. меньше плана. Радоваться тут нечему, поскольку почти сотня миллионов гривен «переползла» в расходы 2005-го. Самое неприятное, что долги неуклонно растут. По данным Минфина, прямой и гарантированный государственный долг Украины в январе-декабре 2004 года увеличился на $1,553 млрд., или на 10,7% – до $16,096 млрд.

В этом смысле МВФ может быть нам интересен не столько как донор новых кредитов, сколько как уступчивый ростовщик по старым займам. О том, что правительство намерено провести консультации с Международным валютным фондом о реструктуризации портфеля обязательств Украины, журналистам сообщил министр финансов Виктор Пинзеник.

Плата за щедрость

Опыт отодвигания часа расплаты по долгам есть как у страны, так и у нынешней команды власти. Именно Виктор Ющенко, будучи премьером, убедил Парижский клуб кредиторов подписать 13 июля 2001 года соглашение о реструктуризации части украинского внешнего долга. Документ предусматривал рассрочку около $580 млн. по кредитам, соглашения о которых были подписаны Украиной до 31 декабря 1998 года. Эта сумма состоит из задолженности по основной сумме и платежам к погашению, которые Украина должна была осуществить в период с 19 декабря 2000 года по 3 сентября 2002 года.

Помимо того, Украина за период с начала 2000 года по март 2001 года провела реструктуризацию госдолга перед коммерческими кредиторами, выпустив еврооблигации 2000 года на сумму EUR1133,331 млн. с ежеквартальным купоном по ставке 10% годовых и $1129,329 млн. – с ежеквартальным купоном по ставке 11% годовых.

То, что реструктуризация – закономерная плата западных кредиторов за свою же неуместную подчас щедрость на деньги и советы, понимают и наши аналитики, и западные журналисты. 8 декабря 2004 в американском издании «Executive Intelligence Review» была напечатана статья Рэйчел Дуглас о том, что разгром украинской экономики стал результатом внешнего вмешательства со стороны американских и европейских структур, а также международных финансовых организаций, настаивавших на радикальном дерегулирование хозяйства.

«Как и в России, – написала Дуглас, – западная помощь в постсоветской демократизации и переходе к рыночной экономике стала смертоносным ядом, которым украинцев угощал МВФ и связанные с ним иностранные консультанты, представляющие как государственные структуры, так и частный сектор. На момент обретения независимости Украина вообще не имела внешней задолженности, поскольку все обязательства по долгам бывшего СССР взяла на себя Россия. Тем не менее, экономические советники нового правительства немедленно прибегли к помощи МВФ, и уже в 1992 г. Украина заняла у него $400 млн. К 1997 г. сумма задолженности возросла до $9,7 млрд.».

Несколько радикальный взгляд на причину наших проблем, вероятно, был порожден общением журналистки с Натальей Витренко, для которой тема «МВФовского рабства» стала навязчивой. Тем не менее, трудно не согласиться с Дуглас там, где она пишет, что все годы выполнения рекомендаций МВФ за весьма скромные «подачки» Украина жила в условиях экономического спада. И только после вынужденного расставания с деньгами и советами международных экспертов нам полегчало. Хотя в память о той нежной финансовой дружбе остались весьма серьезные долговые «расписки». Вокруг которых между МВФ и Украиной сейчас идут сложные «реструктуризационные» переговоры. Их можно будет считать успешными, если новому правительству удастся заманить к нам с визитом директора-распорядителя МВФ Родриго де Рато (Виктор Ющенко передал ему приглашение через директора Европейского департамента МВФ Майкла Депплера) с условием, что его визит завершится подписанием реструктуризационного плана. Пусть даже это будет договор намерений, а не конкретный «контракт».

К тому же, как мы уже сказали выше, Юлия Тимошенко попросила Международный валютный фонд предоставить техническую помощь в выведении экономики из тени, борьбе с контрабандой, а также усовершенствовании налогового законодательства. Несколько компьютеров и парочка равнодушных, но знающих иностранных консультантов, нам бы явно не помешала.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам