Спецреформа

Премьер-министр Юлия Тимошенко сообщила о планах реформирования Службы безопасности Украины. Странно, что об этом не рассказал Александр Турчинов, который, собственно, и возглавляет Службу. Но поскольку Александр Валентинович на протяжении многих лет является ближайшим соратником Юлии Владимировны, то в данном случае не может быть и речи об искажении планов главы СБУ. Тимошенко просто озвучила планы Турчинова. Они вызывают… сложные чувства. По ее словам, реформа Службы пойдет по двум направлениям: создание «Национальной разведки, которая объединит все системы разведки, имеющиеся в Украине», а также «Национального бюро расследований – то есть собрать следствие и контрразведку»…

Первая часть информационного сообщения Юлии Владимировны не стала неожиданностью. Разве что не совсем корректное словосочетание «системы разведки». Впрочем, это дело вкуса. Еще 11 октября 2004 года заместитель председателя СБУ Игорь Дрижчаный сообщил о планах реформирования Службы, которые предусматривали выделение разведки СБ в самостоятельную структуру. Это первый этап структурной перестройки Службы по «европейскому образцу». Второй этап – постепенная передача военной контрразведки в ведение Министерства обороны, третий – отказ от выполнения СБУ правоохранительных функций, свойственных органам дознания и следствия. Вот такой алгоритм реформы был запланирован. Судя по словам Юлии Владимировны, концепция несколько поменялась. Разведка «уходит» из СБУ. И не только оттуда, поскольку свои разведывательные структуры есть в Министерстве обороны и госкомитете по охране государственных границ. В результате должен получиться единый разведывательный орган, который… не будет подчиняться СБУ. Иначе как-то нелогично получается Службе безопасности Украины подчиняться Национальному разведывательному бюро. СБ национальный орган и бюро национальный орган. В одной упаковке их трудно представить. Особенно, если учесть, что там будут собраны все (!) виды разведок. Значит, в строгом соответствии с бюрократической логикой, должна быть отдельная структура, с отдельным статусом и правовой базой, поскольку ни в одном законе Украины не прописаны полномочия такого разведывательного института. И, естественно, возникает вопрос: кто станет главным разведчиком страны? О внутреннем сопротивлении данной реформаторской установки мы скромно умолчим. В недалеком будущем появится достаточно статей, в которых нам популярно объяснят, почему это: а) хорошо; б) плохо; в) в виду имелось совсем другое и, наконец, Владимир Радченко не планирует возглавить ни Национальное разведывательное бюро, ни, тем более, Национальное бюро расследований. Это второй, наиболее любопытный сюжет структурной реформы СБУ.

«Следствие и контрразведка под одной крышей» – так очерчивает круг обязанностей новой структуры Юлия Владимировна. Естественно, абсолютное большинство аналитиков, обративших внимание на данную тему, сразу же вспомнили указ президента от 24 апреля 1997 года о создании «Национального бюро расследований». Опишут и злоключения первого шефа НРБ Василия Дурдинца, которому так и не довелось поуправлять украинским аналогом ФБР. Уже планировалось выделить из бюджета средства на содержание бюро (30 млн. грн.), отремонтировали офис, внесли на рассмотрение парламента сразу два законопроекта но… Не получилось. Во многом потому, что была избрана наиболее простая и одновременно наиболее конфликтная схема создания НБР – объединить спецподразделения ГУБОП МВД и Управления «К» СБУ. Скрестить милицию и спецслужбу. Более противоестественного союза даже трудно себе представить. Естественно, тогдашнее руководство МВД и Службы уперлись рогом. В ход пошли следующие аргументы:

1. Механическая передача оперативных и следственных работников органов милиции и Службы безопасности в Национальное бюро расследований размоет профессиональное ядро этих ведомств. А это отрицательно повлияет на работу правоохранительной системы в целом.

2. Появятся две категории следователей: элитные – сотрудники бюро и «негры» – все остальные.

3. Создание еще одной следственной структуры ослабит СБУ, МВД и Генеральную прокуратуру.

4. Поскольку НБР вправе забирать в собственное производство любое дело, а также в соответствии с проектом закона будет иметь собственные места досудебного расследования, то в Украине может наступить 37 год.

Но необходимо отметить, что сказанное относится к проекту создания НБР почти восьмилетней давности. В проекте закона о бюро, под которым, в частности, стоит подпись члена фракции Юлии Тимошенко Юрия Кармазина, предусмотрено, что НБР является правоохранительным органом власти, который обеспечивает ведение борьбы с коррупцией и организованной преступностью в органах власти и государственного управления. Предлагается, чтобы НБР проводило: досудебное расследование только по преступлениям, которые совершены должностными лицами органов государственной власти; оперативно-розыскные мероприятия с целью предотвращения, выявления и прекращения коррупции и организованной преступности в органах власти и государственного управления. Систему НБР будут составлять Главное управление Национального бюро, региональные и межрегиональные бюро. Президент Украины утверждает общую структуру, численность работников НБР. Директор НБР назначается и освобождается с должности президентом Украины по согласованию с Верховной Радой Украины. Но в законопроекте ни слова не было сказано о контрразведке. А это уже совсем другая концепция. На данном этапе развития идеи возникает гораздо больше вопросов, чем ответов.

Во-первых, принимал ли участие в разработке положения о реформировании СБУ Совет национальной безопасности и обороны? Ведь именно СНБО, в соответствии с Конституцией, координирует и, что самое главное, контролирует вопросы, связанные с национальной безопасностью. Даже как-то неудобно напоминать что разведка и контрразведка – это не только разные виды деятельности, которые отличаются от оперативно-следственных мероприятий, но еще имеют непосредственное отношение к национальной безопасности. Складывается впечатление, что Тимошенко нанесла некий упреждающий удар.

Во-вторых, как теперь отнесется к идее создания Национального бюро расследований генеральный прокурор? Несколько лет назад Святослав Пискун поддержал это начинание. Но теперь, когда ему необходимо практически каждый день доказывать свою преданность идеалам революции, у него может появиться конкурент.

В-третьих, согласована ли идея создания НРБ и НБР с другими заинтересованными ведомствами – министерством обороны и министерством внутренних дел? Юрий Луценко вроде бы за, но как-то не очень уверенно. А господин Гриценко пока не отреагировал…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам