Партийные "шлакоблоки"–2

Наблюдая за действиями политических партий, которые еще совсем недавно считались провластными, можно четко представить, что делает обезьяна из притчи. Если ей непонятно, к кому по просьбе высших сил себя отнести – к красивым или к умным, то она по-китайски забирается на дерево и там пережидает схватку двух тигров. Например, «умных» и «красивых» в окружении победившего президента Виктора Ющенко. Когда оба зверя истощат себя внутренними противоречиями и сварами, тогда обезьяна слазит с дерева и глумится над обоими. Короче, обезьяна может победить, если терпеливо выждет или переждет лихолетье, а потом правильно выберет как момент нападения, так и его средства.

Приблизительно такие ассоциации вполне уместны, когда наблюдаешь потуги победителей при помощи партий закрепить свою победу на парламентских выборах-2006. Это их суперзадача. Ее, судя по словам заинтересованных лиц, все понимают правильно, но вот договориться о конкретных механизмах реализации пока не могут. А зря. Ведь перед их оппонентами из лагеря проигравших стоит своя, не менее важная суперзадача. По максимуму она звучит как реванш за поражение на выборах президента и завоевание властных высот в парламенте в следующем году. Потому что в случае внедрения в жизнь изменений в Конституцию именно в Верховной Раде будет определяться дальнейший курс развития страны и решаться все другие – большие и маленькие – вопросы текущей жизни. От политики до экономики.

А перед этим у проигравших есть и более мелкие, прикладные, но тоже очень немаловажные тактические задачи и задачки. Во-первых, остановить кадровые оттоки из партий, которые после победы Ющенко оказались «на линии огня» и которые в массовом порядке покидают не только трусливые политики, но и расчетливые бизнесмены. Бизнесу по определению нелишне сотрудничество с любой властью. Если новые руководители страны пойдут на сотрудничество с бизнесменами-неудачниками, то для проигравших это сулит уменьшение денежных вливаний. В партии, в лоббистские проекты в органах власти, в лояльные СМИ.

Во-вторых, сохранить за экс-провластными партиями имидж и функции политических «крыш» как для отдельных политиков и местных руководителей, так и для бизнесменов. Сохранить по известному принципу, обкатанному еще во времена Леонида Кучмы многими нынешними хозяевами жизни. Стоило власти начать разборки с оппонентом, как «потерпевший» сразу объявлял себя «жертвой политических преследований», а мощная партия или депутатская фракция в ВР становилась на защиту «униженного и оскорбленного». Сейчас этот механизм вполне применим и потерпевшими фиаско.

В-третьих, поиск новых привлекательных идей, которые смогут аккумулировать и направить в электоральное русло как старые обиды за поражение, так и новые обиды на новую-таки власть. Благо дело, она сама дает повод для появления таких настроений в части украинского общества. Например, намерениями провести реприватизацию или даже национализацию собственности проигравших. Да, это победителям нужно это делать, чтобы продемонстрировать многое – от заботы о поступлениях в бюджет до наказания виновных в неправедном разграблении общегосударственной собственности. Но власть должна учитывать тот очевидный факт, что украинское общество расколото президентской кампанией на приблизительно равные сегменты. И если не проводить кропотливую разъяснительную работу в вопросах реприватизации и ее обоснованности, то у многих может сложиться очень нелицеприятное мнение: мол, дорвались до руля, а теперь мстят. Кроме того, объединение недовольных может произойти еще и в результате антипропаганды новых «обиженных». И в силу абстрактного, но очень действенного принципа «наших бьют!». Для этого, в частности, понадобились новые партийные структуры типа партии «Новая демократия» (ПНД) Евгения Кушнарева. Или реорганизация партии «Трудовая Украина» (ПТУ) Игоря Шарова. Или попытки Виктора Пинчука создать Республиканскую партию Украины (РПУ).

Проигравшие, судя по всему, сейчас действительно держат паузу. Они даже отказались от тезиса о «такой жесткой оппозиции, какой вы еще не видели». Причин этому много. Кто-то действительно не хочет ссориться с новыми властями. Кто-то облегченно вздохнул от чувства свободы и исчезновения зубодробительных стимулов к «монотонному следованию линии одного человека», которого все, надеюсь, знают и в лицо, и по поступкам. Однако есть и такие, кто просто собирается с силами и перегруппирует их с учетом новых реалий. Однако объективно всем им выгоден сегодня, например, отказ сторонников Виктора Януковича из Партии регионов (ПР) от жесткой и непримиримой оппозиционности.

Однако объединительно-конструктивная работа на парламентские выборы-2006 исподволь начинается и в лагере проигравших. Они действуют по-разному, но все их шаги – почти зеркальное отражение потуг победителей. В частности, СДПУ(о) Виктора Медведчука ведет переговоры о создании блока на парламентские выборы 2006 года. Член фракции СДПУ(о) Игорь Шурма заявил журналистам, что «секретариат партии принял решение, чтобы Леонид Кравчук и Виктор Медведчук начали переговоры со всеми партиями, включая и «Трудовую Украину». Шурма также не исключил, что в это объединение может войти и Партия регионов. И это еще ничего не значит, что лидеры ПР заявляют, что о своей оппозиционности или неоппозиционности они, мол, заявят сами – после проведения специального съезда. Если процессы, похожие на возвращение в лоно государства «Криворожстали», затронут и других «регионалов», то в оппозиции они окажутся гораздо раньше, чем того хотелось бы новым властям. И «новым оппозиционерам» есть с чем фрондировать – кадры, средства, лояльные СМИ, поддержка из-за рубежа у них имеются.

Похожа и стратегия действий по объединению сторонников и по методике завоевания мандатов. Это создание тех же партийных «шлакоблоков», в которых были бы задействованы и старые проверенные кадры, и неофиты. Их останется разве что «переплавить» и слить в качественно новые по форме структуры, которые, однако, мало чем будут отличаться от своих предшественников. И так же, как и сторонник власти, «новые оппо» пойдут на штурм властных высот либо несколькими самостоятельными колоннами, либо этими же колоннами, но объединенными в некую коалицию или блок. И если сторонники тандема Ющенко – Юлия Тимошенко планируют наступление по всему фронту несколькими группами (либерально-демократической, правоцентристской или христианско-демократической и левоцентристской), то они уже сейчас рискуют встретиться и столкнуться на электоральном поле с аналогичными структурами оппонентов.

У сторонников Януковича уже охвачены, как минимум, три мощных сегмента электората. Первый – это традиционно центристский (ПР, ПТУ). Второй – правоцентристский с уклоном к либералам (ПНД). Третий – левоцентристский (СДПУ(о), которая уже давно носится с этой идеей). Отличительной же чертой адептов экс-премьера и экс-кандидата является наличие раскрученных и известных радикалов как слева (прогрессивные социалисты (ПСПУ) Наталии Витренко и другие всевозможные коммуно-левацкие образования), так и справа (партия «Братство» Дмитрия Корчинского). И, наверное, никому не нужно напоминать, что если в Украине начнется хотя бы застой мысли (не говоря уже об экономических проблемах), то любые радикалы сразу получают питательную почву для своей работы.

Еще одной особенностью межпартийно-блочной борьбы за места в ВР-2006 будет усиление борьбы за центр политического спектра и за голоса людей наемного труда, которые с падением авторитета Компартии Украины Петра Симоненко и вхождением во власть Соцпартии Александра Мороза потеряли своих традиционных защитников. В центре удивительным и весьма неожиданным может оказаться поведение Народной аграрной партии Украины (НАПУ) спикера ВР Владимира Литвина. Сегодня она причастна к кадровому дележу власти и пожинает плоды «оранжевой» революции. Но многие уже сейчас говорят, что НАПУ превращается в некий «отстойник для кучмистов». Скрытых или перекрасившихся в «защитников украинского села» – это не так и важно, если это есть на самом деле. Потому что потенциал и связи этих людей – это мощная сила, сцементированная одинаковыми корпоративными интересами: от обладания властью до собственности.

А о проблемах левоцентристов отлично сказал лидер Украинской народной партии (УНП) Юрий Костенко. По его мнению, «проблемой является не правая политическая ниша, а левая, в которой есть коммунисты, которые не являются украинскими по своей сути, и где есть олигархические административные образования, которые имеют большую поддержку на Востоке Украины». Именно Костенко первым на новом этапе озвучил и другую мысль: «Также необходимым является создание партии, которая бы отстаивала интересы украинских рабочих, и настоящей социал-демократической партии». Правильно, надо отметить, сказал. Но вот только кто из ющенковцев будет соперничать, к примеру, с СДПУ(о) за голоса рабочих, если все пошли во власть, борются с коррупцией, активно евроинтегрируются, языком – и в основном в СМИ – возрождают «справжню українську культуру» и т. д.

Однако в этом хаотическом движении партийных искателей голосов «пересічного українця» все же есть положительный момент – уже известны контуры их структур и методы работы. А, следовательно, известны и «противоядия». И можно будет избежать того, что когда оппоненты пойдут друг на друга стенка на стенку, шлакоблок на шлакоблок, между ними опять окажется зажатым этот самый «пересічний українець». Как известно, проинформирован – значит, вооружен. И будет время выскользнуть…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам